Литература
-
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры 2007
Настало время, когда преподавание "информационной грамотности", обучение навыкам информационного поиска становится самостоятельным полноправным модулем курса "Основы проектной деятельности". И преподавать его должны именно библиотекари, как специалисты в области информационных ресурсов и средств массовой информации. Форма кружка по развитию информационной компетентности учащихся позволяет решить проблему недостатка времени на обучение и создать механизм комплексного развития информационной компетентности.
-
Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературы. (К урокам литературы по УМК А.Г. Кутузова, 5-й класс) 2003
Предлагаемый материал связан с изучением темы "Детский фольклор" по программе А.Г. Кутузова для 5-го класса общеобразовательных школ. На конкретном примере объясняется, как можно вместе с учениками заняться исследовательской работой, используя региональный материал, сделать открытия в области литературоведения на доступном для школьников уровне.
-
Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы 2007
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать своё слово, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.
-
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении 2009
Не секрет, что выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми социальными и иными компетентностями в не меньшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами. Развить компетентности помогает, в частности, проектный метод обучения. Автор статьи попыталась обобщить свой опыт применения проектного обучения, проанализировать, какие компетентности развиваются у учеников на разных этапах осуществления учебного проекта.
-
Развитие коммуникативной компетентности учащихся через урок словесности 2010
Уроки литературы и русского языка призваны создать условия, при которых процесс развития коммуникативной компетентности будет происходить наиболее успешно. Этому способствуют интегрированные уроки, уроки словесности, которые получают все большее распространение в школе.
-
Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2012
Обобщается педагогический опыт работы по формированию и развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы 2007
Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся - поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы. Интеграция их классно-урочной, музейно- педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы - основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.
-
Развитие критического мышления в чтении и письме: стадии и методические приемы 2014
Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме — задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новым знаниям. Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики, — правильные и неправильные. В качестве иллюстрации технологии приводится пример одного из уроков.
-
Развитие критического мышления через интеграцию технологий 2010
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Для реализации этой цели необходимо внедрение современных педагогических технологий, учитывая возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности ученика. Для решения вышеперечисленных проблем считаем перспективным развитие критического мышления через интеграцию технологий. И данную методическую разработку можно поставить в ряд актуальных педагогических инноваций.
-
Развитие критического мышления через чтение и письмо 2009
Использование на уроках литературы такого приема, как чтение с остановками, помогает учителю сделать изучение художественного произведения интересным, увлекательным занятием, развивает у детей умение критически мыслить, формирует навыки прогнозирования событий и обобщения изученного.
-
Развитие критического мышления школьников в процессе изучения поэзии Серебряного века как условие здоровьесбережения 2010
Изучение поэзии Серебряного века, творчества великих поэтов, приобщение к их поэзии формирует у учащихся высокие нравственные ценности, заставляет их сформулировать собственное мнение, определить свою позицию. Урок-дискуссия способствует развитию правильной речи, умению определить и высказать свое мнение, доказать собственную точку зрения.
-
Развитие культуры общения через работу литературно-информационного клуба "Парус" 2010
В работе показано, как автор статьи сокращает принуждение, физическое и психическое напряжение (ребята начинают получать удовольствие от того, что у них получается). Учитель начинает больше доверять своим клубовцам, изменяется ситуация общения и появляется атмосфера творчества, поэтому метод "пяти предложений" помогает учителю повысить культуру общения обучающихся.
-
Развитие литературных способностей на уроках-мастерских в условиях общеобразовательной школы 2022
В данной статье рассматривается работа по развитию творческих способностей учеников с использованием литературных мастерских. В последние десятилетия необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать активные формы обучения. Активными являются такие формы обучения, при которых в значительной степени увеличивается самостоятельность учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Именной такой формой является "Литературная мастерская".
-
Развитие литературных способностей учащихся как средство формирования творческой личности 2013
Приняв детей в 5-й класс, автор статьи начинает работу с диагностики: проверяет технику чтения, выявляет уровень развития литературно-творческих способностей учащихся. На основе результатов проведенной диагностики определяет приемы, методы и формы работы. Для каждого периода развития учащихся, ребенка необходим индивидуальный подход в обучении. Существуют такие приемы, которые можно использовать на всех этапах.
-
Развитие личности учащихся при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–6-х классах 2013
Уроки в 5–6-x классах, знакомящие с донскими казачьими и народными сказками, призваны научить учащихся понимать мир этих сказок, видеть приметы времени, народного уклада жизни, национального характера, верований, научиться понимать и воссоздавать поэтику сказки.
-
Развитие мастерства художественного слова на уроках литературы 2012
Цель урока – проследить по тексту путь духовного становления Гринева, проанализировать эпизоды, характеризующие героя. У учащихся развивается умение выполнять анализ эпизода. Проводится словарная работа по изучаемому произведению.
-
Развитие метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы 2015
В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Элементы проблемных, поисковых, исследовательских методов делают процесс обучения эффективным. В качестве примера приводится такая форма работы, как урок-суд при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ученики готовят выступления судьи, прокуроров, адвокатов, свидетелей и самого Раскольникова.
-
Развитие монологической речи учащихся на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетентности (обобщение опыта) 2012
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более точной, выразительной и образной. Основная цель учителя-словесника - научить школьника монологической речи, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение.
-
Развитие навыков аргументации у детей на уроках риторики 2011
В статье рассматриваются возможные пути и средства развития навыка аргументации у детей 9–12-ти лет на занятиях по риторике. Аргументация представлена в историческом контексте с точки зрения её важности в человеческом общении. Анализируется существующая научно-методическая база обучения аргументации и рассматривается опыт внедрения экспериментальной авторской учебной программы.
-
Развитие навыков исследовательского подхода в ходе изучения истории создания литературного произведения 2008
В статье рассказывается о развитии навыков исследовательского подхода у учащихся при изучении литературных произведений. На примере реализации проекта по созданию газеты «День Онегина» и макета Онегинского зала показана исследовательская работа учеников при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». При этом основной упор сделан на воссоздании реалий пушкинской эпохи, что помогает учащимся глубже понять авторский замысел.
-
Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом 2007
Умение мыслить критически - необходимое условие адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни; Урок развития речи в 7-м классе. Основная мысль текста Анализ стихотворения в прозе Тургенева И.С. "Дурак". Основной прием урока - чтение с остановками; Урок развития речи в 7-м классе. Подготовка к написанию сочинения "Существуют универсальные списки книг для чтения". Технологическая карта урока. Конспект урока
-
Развитие навыков метапознания через рефлексию 2020
Педагоги погружаются в обучение, постоянно переосмысливая, как поддержать учеников и готовить их к успеху. Мы постоянно спрашиваем себя: «Как мы расширяем возможности наших учеников и что еще мы можем сделать, чтобы подготовить их к изменяющемуся миру?» Это важный вопрос, который постоянно возвращает нас к понятию «метапознание».
-
Развитие нравственного и творческого потенциала учащихся на уроках литературы 2009
Среди всех направлений в системе воспитания молодого поколения базовым является нравственное воспитание. В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути.
-
Развитие оценочной самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы 2020
Реализуя новые стандарты, каждый учитель, без сомнения, усвоил главный лозунг: «Учить учиться!». Учащиеся не просто исполнители, а творцы и инициаторы; результат их обучения в школе не определённый багаж знаний, а способность к самообразованию, самообучению, саморазвитию. Это прописные истины ФГОС. На деле же возникает много вопросов.
-
Развитие письменной речи учащихся на уроках башкирского языка 2003
Развитие речи учеников с помощью изложений и сочинений. Конспект урока чтения в 5 классе русскоязычной школы Башкортостана.
-
Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся на уроках литературы 2012
Цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Развитию познавательного интереса и творческой активности обучающихся 5–9-х классов на уроках литературы способствует использование метода цветовых выборов, основанного на методике М. Люшера, теории соотнесения звука и цвета А. Журавлева. Использование метода цветовых выборов на уроках литературы при анализе поэтического текста позволяет определить психологическое состояние автора.
-
Развитие познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2009
Цель: формирование у детей устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века. Предлагаемая система работы способствует интенсификации учебного процесса, позволяя дополнить программное содержание уроков литературы.
-
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
О развитии познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса учащихся к предметам и поиска жизненной позиции.
-
Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках литературы в старших классах как одно из условий формирования личности 2008
Самостоятельная работа учащихся – наиболее сложный вид учебной деятельности. Особое значение приобретают подготовленные учителем задания, направленные на самостоятельный анализ художественного произведения. При такой организации работы необходимо соблюдать следующие условия: обязательное наличие направляющих заданий самого разного характера, разнообразие форм заданий – индивидуальных, групповых, фронтальных.
-
Развитие речевой компетенции на уроках русского языка и литературы 2010
При проведении ЕГЭ широко используются технология методики и централизованного тестирования. Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания.