Литература
-
Развитие темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина (на материале повестей «Станционный смотритель» и «Медный всадник») 2010
О теме «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина учащиеся говорят в 6-м классе, изучая повесть «Станционный смотритель». Повесть «Медный Всадник» дает возможность расширить взгляд учащихся на эту тему, понять общечеловеческое значение произведений поэта, их влияние на всю русскую литературу в целом.
-
Развитие умений подготовки доклада на основе исследовательского задания: значение и ориентиры деятельности школьников 2012
Анализируется стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
-
Развитие устной монологической речи на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС 2019
К образованию в современном меняющемся мире предъявляются новые требования. Если раньше считалось, что ученик на выходе из учебного заведения должен обладать определённой суммой знаний по предметам школьного цикла, то сегодня от школы ждут выпускника, умеющего ориентироваться в меняющихся жизненных условиях, гибкого в принятии решений, умеющего искать ответы на поставленные вопросы и ориентироваться в информационном пространстве. И сегодня как никогда остро стоит вопрос об коммуникативной компетентности выпускника школы. Умение общаться очень важная сторона в жизни любого человека. Искусство общения помогает человеку в его профессиональной деятельности, карьерном росте. Правильная речь, я считаю, – это залог успеха в жизни.
-
Развитие ученика в процессе игры 2009
Суть ребенка – постоянный поиск источников знаний для жизни. В процессе игры он получит те же опыт и знания, что и за партой, а может, еще и больше! Игра – это увлечение. Так почему не увлечь его игрой в школе? Учебную программу преобразовать в игру. И ваше обучение и воспитание принесет намного больший результат.
-
Развитие читательской грамотности на уроках литературы через смысловое чтение 2024
учителю за 5 лет нужно сформировать у обучающихся высокий читательский уровень, предполагающий осмысленное восприятие текста, уметь работать с информацией в тексте и создавать собственный текст. Один из способов формирования у обучающихся читательской грамотности – это систематическое использование методов смыслового чтения на уроках литературы. Смысловое чтение является инновационной разработкой, которая рекомендована учителям не только русского языка и литературы, но и других предметов.
-
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2023
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. Для развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы огромную роль играет использование инновационных педагогических технологий.
-
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка через исследовательскую деятельность в средней школе 2024
Внедрение разнообразных текстовых форматов в учебный процесс стимулирует интерес учащихся, способствует их более глубокому вовлечению в учебу и, следовательно, положительно влияет на развитие читательской грамотности в средней школе. Помимо этого, результативность применения исследовательских методов в рамках обучения русскому языку в средней школе видна не только в улучшении языковых навыков, но и в формировании целостной личности, способной к саморазвитию и успешной социализации. Отметим, что повышение уровня читательской грамотности непосредственно сказывается на общей грамотности учащихся, создавая благоприятные условия для их успешной адаптации и развития в современном обществе.
-
Развитие читательской компетентности в урочной и внеурочной деятельности школьников 2020
В контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сегодня сталкивается с проблемой сравнительно низкого уровня общекультурной компетентности всего населения, в том числе снижением интереса к чтению у населения.
-
Развитие чувства патриотизма в русской поэзии периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Вера в Победу как основное настроение лирического героя стихотворений тех лет 2018
Урок построен как урок-исследование, главная цель которого – показать, что именно поэзия способствует развитию чувства патриотизма в период Великой Отечественной войны, гармонично соединяя высокие чувства любви к Родине с внутренними личными переживаниями лирических героев.
-
Разговор о А.А. Блоке. "Как памятник началу века, здесь этот человек стоит…" 11-й класс 2011
Содержание урока в 11-м классе построено в соответствии с требованиями программы государственных стандартов по литературы. Урок способствует формированию знаний, умений, навыков, развитию творческих сил и способностей учащихся (выразительно читать, красиво и лаконично высказывать свое мнение, передавать образы стихотворения, моделировать). Реализованы межпредметные связи с историей, географией, химией, музыкой и хореографией.
-
Разговор о любви на примере повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2011
На примере повести А.С. Пушкина дать ученикам понятие о любви в высоком смысле этого слова, любви как жертвы, раскрыть смысл страданий во имя любви, объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие, благородство, жертвенность.
-
"Раздели мою боль". Изучение рассказа А.Куприна "Чудесный доктор" 2010
В данной работе автор делится опытом работы над анализом рассказа А. Куприна "Чудесный доктор". Данная работа рассчитана на учителя-словесника и может быть использована для подготовки к уроку литературы.
-
Раздумье о смысле жизни в философской лирике А.С. Пушкина. 9-й класс 2014
Этот урок - один из уроков в элективном курсе "Русская литература и Православие", разработанных на основе изучения трудов известных литературоведов и выдающихся деятелей Церкви, их отзывов о творчестве русских писателей, поэтов. Целью курса не является изучение произведений, написанных на знаменитые Евангельские сюжеты. Это попытка взглянуть на известные литературные произведения под иным углом зрения, увидеть нравственные искания писателей и поэтов, расширить свои представления о духовно-нравственном развитии человека, обогатить свой духовный потенциал.
-
Различные приемы и формы работы на уроках литературного краеведения с применением ИКТ 2013
В данной статье рассматриваются различные приёмы и формы работы на уроках по литературному краеведению с применением ИКТ.
-
Различные типы заданий для уроков литературы «М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова"» 2014
Ученики узнают о творчестве М.Ю. Лермонтова, романтической позиции, вопросе чести и бесчестия. Знакомятся с теоретическими понятиями: романтизм, романтический герой, пейзаж, сюжет, система образов персонажей, особенности жанра поэмы, поэтика фольклора; определяют характер персонажа по его поступкам, отношению к другим людям, соотносят точки зрения персонажей, видят авторское отношение к героям, проявляемое косвенно через сказителей-гусляров.
-
Размышление на тему "Способны ли современные подростки сострадать, сопереживать, принимать боль чужого человека как свою?" 2013
В статье представлен обзор работ учащихся по литературной композиции «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
-
Размышления над пьесами "Бесприданница" и "Дом Бернарды Альбы". Трагедия "горячего сердца" 2013
Цели урока: рассказать ребятам о сравнительно-сопоставительном изучении драм; усовершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения; научить слушать и видеть произведение; воспитать вдумчивого читателя; познакомить ребят с историей России XIX века; дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; найти в тексте эпизоды, выражающие жизненную действительность.
-
Размышления о прочитанных страницах книги "Мой генерал" (читательская конференция по роману А.А. Лиханова "Мой генерал") 2010
Методическая разработка конференции по роману А.Лиханова «Мой генерал» (6-й класс) помогает увидеть проблемы воспитания подростка, их взаимоотношений с представителями старшего поколения, способствует формированию нравственных ценностей, развивает коммуникативные компетенции, возрождает интерес к чтению.
-
Размышляем над прочитанным: И.А. Бунин. "Помню – долгий зимний вечер" 2004
- Чтение стихотворения и словарная работа; - Анализ лирического стихотворения; - характеристики лирического героя; зимнего пейзажа; летнего пейзажа; - роль олицетворения. - Летний и зимний пейзажы в изображении художников.
-
Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н.Н. Носов «Фантазеры» 2017
Цели урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста; обучать умению давать характеристику героям.
-
Разноуровневое обучение на уроках литературного чтения 2021
В современной школе всё более востребованным является подход предупреждения и преодоления неуспеваемости, а именно – разноуровневое обучение. В последнее время оно приобрело довольно широкую популярность. Основная цель включения в урок этой формы обучения является адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.
-
Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10–11-х классов 2009
Предлагаются контрольные разноуровневые задания по литературе для учащихся 10-11-х классов. В содержании этих контрольных работ реализуются основные требования разноуровнего обучения: каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов.
-
Разноуровневые задания по современной русской литературе (малый эпический жанр) в 10—11-х классах 2010
Очень продуктивным является разноуровневое обучение, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Автором были собраны материалы для изучения современной русской литературы (биографический материал о писателях, критические отзывы, составлены разноуровневые задания по определённым рассказам).
-
Разные формы работы с книгой на уроках литературы (тематические задания) 2016
В статье предложены некоторые задания по литературе, иллюстрированные работами учащихся. Наглядно показано, как традиционные задания можно творчески видоизменить, смоделировать для особой мотивации обучающихся.
-
Разработка бинарного урока (литература + английский язык) по теме "Реклама и отзыв как сочинения нетрадиционного жанра" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2014
Бинарный урок демонстрирует возможности межпредметных связей при формировании у обучающихся умений написания сочинения-рекламы и сочинения-отзыва по художественному произведению.
-
Разработка брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2010
Брейн-ринг способствует обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя. Из класса формируются две команды, остальные учащиеся – болельщики.
-
Разработка внеклассного занятия по литературе и психологии в 5-м классе. Тема: «Услышать, как дышит дерево… Семейные узы и философия жизни глазами ребенка» (по повести А.Нанетти «Мой дедушка был вишней») 2024
Проблема взаимоотношений ребенка с семьей, понимание себя в мире, воспитание человечности и способности выбирать важные жизненные ценности по-прежнему имеет значение и побуждает учителя к поиску ключей в современных и классических текстах. Повесть А.Нанетти «Мой дедушка был вишней» (пер. А.Красильщик, изд. «Самокат» 2016 г.) помогает провести аналогию между переживаниями главного героя в радостные и драматические моменты взросления и тем, что важно для подростка в реальной жизни. Особенно востребованным оказывается ракурс семейных ценностей, тонкий психологический подход автора книги к серьезным темам развода, потери, возвращения близких эмоциональных связей с родственниками. Цель и задачи представленного внеклассного занятия направлены на усиление перечисленных особенностей, призваны создать условия для развернутого обсуждения. Задания урока содержат психологический подход к теме, используются приемы групповой проектной работы, а также интерактивные упражнения с выходом на различные значимые аспекты взросления. Материал занятия может быть использован во внеклассной работе на уроках литературы.
-
Разработка внеклассного мероприятия "Жить не по лжи" (жизнь и творчество А.И. Солженицына) 2009
Цели урока: познакомиться с жизнью писателя, его взглядами на жизнь; на примере жизни А.И. Солженицына воспитывать у ребят гражданственность, любовь к Родине; пробудить у учащихся желание переосмыслить события недавнего прошлого нашей Родины.
-
Разработка внеклассного мероприятия (7–11-е классы) на тему "Моя березовая Русь" 2008
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Моя берёзовая Русь» для учащихся 7–11-х классов проводилось в форме литературно-музыкальной композиции (предлагаемый материал можно использовать и для проведения урока внеклассного чтения в старших классах). Обязательными участниками этого вечера были ветераны Великой Отечественной войты и те люди, детство которых выпало на годы войны. Основная цель – воспитание у учащихся интереса к родной истории; чувства гордости за свою страну; патриотизм; уважение к воевавшему поколению.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Литературное кафе "Бродячая собака" 2024
Предлагаемая игра может проводиться на обобщающем уроке после изучения раздела «Литературные направления начала 20 века». Цели игры: повторение и закрепление знаний о литературных направлениях начала 20 века; формирование умения чувствовать стиль автора, его манеру письма.