Развитие мастерства художественного слова на уроках литературы

Разделы: Литература


Цели:

1) проследить по тексту путь духовного становления Гринева, проанализировать эпизоды, характеризующие героя;

2) развитие умения выполнять анализ эпизода, выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь;

3) провести словарную работу;

4) активизация мыслительной деятельности;

5) развитие речевой компетентности (монологической речи, формирование речевых навыков по образцу);

6) воспитание нравственного начала подрастающего поколения на примере образца художественного текста.

Методический прием: урок-беседа с элементами исследования.

Словарная работа: честь, достоинство.

Оборудование: запись эпизода, таблички со словарными словами.

Ход урока

“В повести писателя в первую очередь интересуют люди – их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях – о Боге, добре и зле, долге, чести, совести, о смысле жизни”.
В.А.Кожевников

1. Слово учителя Нацеливание на тему.

На сегодняшнем уроке нам нужно проследить этапы формирования жизни Гринева, проследить по тексту путь его духовного становления.

(Запись темы урока, чтение и осмысление эпиграфа)

Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, вдалеке от губительных нравов светского общества, научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность. На прошлом уроке мы с вами говорили , что второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащения его внутреннего мира.

2. Беседа по прочитанному. Работа в группах.

Группа № 1

- Почему Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в “богоспасаемую крепость”? (Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту добрых, простых людей)

- Кратко расскажите о первых впечатлениях Гринева о людях в Белогорской крепости.

Группа № 2

- Какие первые впечатления сложились о Маше? Найдите и зачитайте описание этой девушки.

- Какой вы ее себе представляете? (Красивой, доброй, спокойной)

Группа № 3

- Какие первые впечатления складываются о Швабрине? (Положительные)

- Почему? (Он умеет общаться, шутить, знает темы для разговоров)

- Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? (Стихи, написанные Гриневым)

3. Анализ эпизода. (По главе “Поединок”)

Просмотр эпизода (включение грамзаписи).

Вопрос: Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде? (Циничное, грубое отношение Швабрина к Маше, доброе, чуткое отношение Гринева)

4. Индивидуальное задание:

Найти слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Маши, Савельича. А какова позиция автора, как вы думаете?

5. Словарная работа.

Давайте вернемся к теме нашего урока и рассмотрим два термина.

(Таблички)

Честь -

1) достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2) хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Достоинство -

1) совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Вопрос: можно ли применить эти качества к двум героям?

6. Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

7. Составление таблицы “Личностные качества героев повести”.

Качества Гринев Швабрин
Отношение героев к любимому человеку Уважительное, желание защитить честь, достоинство любимого человека Циничное, грубое, желание опорочить в глазах других.
Отношение к товарищу Честное, прямодушное, незлопамятное Бесчестное, предательское, скрытное, жестокое
Отношение к родителям Отзывчивое, доброе Не повествуется
Отношения с окружающими Простое, доброжелательное Двуличное, избирательное

8. Итоги. Рефлексия.

- Какие мы сделали выводы? Какие личностные качества нужно в себе развивать?

9. Домашнее задание: анализ эпизода “Казнь”, раскрыть роль эпиграфов в произведении (индивидуально).