Цели:
1) проследить по тексту путь духовного становления Гринева, проанализировать эпизоды, характеризующие героя;
2) развитие умения выполнять анализ эпизода, выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь;
3) провести словарную работу;
4) активизация мыслительной деятельности;
5) развитие речевой компетентности (монологической речи, формирование речевых навыков по образцу);
6) воспитание нравственного начала подрастающего поколения на примере образца художественного текста.
Методический прием: урок-беседа с элементами исследования.
Словарная работа: честь, достоинство.
Оборудование: запись эпизода, таблички со словарными словами.
Ход урока
“В повести писателя в первую очередь
интересуют люди – их миропонимание, характеры,
их представления о вечных ценностях – о Боге,
добре и зле, долге, чести, совести, о смысле
жизни”.
В.А.Кожевников
1. Слово учителя Нацеливание на тему.
На сегодняшнем уроке нам нужно проследить этапы формирования жизни Гринева, проследить по тексту путь его духовного становления.
(Запись темы урока, чтение и осмысление эпиграфа)
Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, вдалеке от губительных нравов светского общества, научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность. На прошлом уроке мы с вами говорили , что второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а также и обогащения его внутреннего мира.
2. Беседа по прочитанному. Работа в группах.
Группа № 1
- Почему Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в “богоспасаемую крепость”? (Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту добрых, простых людей)
- Кратко расскажите о первых впечатлениях Гринева о людях в Белогорской крепости.
Группа № 2
- Какие первые впечатления сложились о Маше? Найдите и зачитайте описание этой девушки.
- Какой вы ее себе представляете? (Красивой, доброй, спокойной)
Группа № 3
- Какие первые впечатления складываются о Швабрине? (Положительные)
- Почему? (Он умеет общаться, шутить, знает темы для разговоров)
- Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? (Стихи, написанные Гриневым)
3. Анализ эпизода. (По главе “Поединок”)
Просмотр эпизода (включение грамзаписи).
Вопрос: Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде? (Циничное, грубое отношение Швабрина к Маше, доброе, чуткое отношение Гринева)
4. Индивидуальное задание:
Найти слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Маши, Савельича. А какова позиция автора, как вы думаете?
5. Словарная работа.
Давайте вернемся к теме нашего урока и рассмотрим два термина.
(Таблички)
Честь -
1) достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
2) хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Достоинство -
1) совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Вопрос: можно ли применить эти качества к двум героям?
6. Физминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
7. Составление таблицы “Личностные качества героев повести”.
Качества | Гринев | Швабрин |
Отношение героев к любимому человеку | Уважительное, желание защитить честь, достоинство любимого человека | Циничное, грубое, желание опорочить в глазах других. |
Отношение к товарищу | Честное, прямодушное, незлопамятное | Бесчестное, предательское, скрытное, жестокое |
Отношение к родителям | Отзывчивое, доброе | Не повествуется |
Отношения с окружающими | Простое, доброжелательное | Двуличное, избирательное |
8. Итоги. Рефлексия.
- Какие мы сделали выводы? Какие личностные качества нужно в себе развивать?
9. Домашнее задание: анализ эпизода “Казнь”, раскрыть роль эпиграфов в произведении (индивидуально).