Развитие критического мышления в чтении и письме: стадии и методические приемы

Разделы: Литература


В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным. Знакомство с программой “Развитие критического мышления через чтение и письмо” не может оставить равнодушным. Сам способ проживание урока от постановки целей до рефлексии результатов – нередко является сильным мотивом, чтобы попробовать и начать эксперимент.

Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. В моем же случае возникают вопросы: Что такое критическое мышление, почему это называется педагогической технологией, есть ли аналоги в отечественной и зарубежной науке, какое место технология развития критического мышления занимает в разнообразных классификациях и системах? Эксперименты развиваются по-разному. Кому-то не приходится прикладывать особых усилий, потому что обычно он и работает в такой логике. Для других подобный эксперимент как игра с новыми правилами, не всегда понятными и трудно выполнимыми. Попробуем понять, в чем причина таких трудностей.

Нередко когда учитель ведет урок, то имеет перед собой достаточно ясный план, где все его действия и действия учеников расписаны как по содержанию, так и по времени. Схема задается в самом начале, а любые отступления от нее воспринимаются как срыв. Поэтому иногда так сильно раздражают “отвлекающие” вопросы учеников, их медлительность при написании письменной работы или даже просто шум в классе. Задача успеть все намеченное сковывает. И кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, Какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно. А кому-то новая тема просто не нравится. Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию. В технологии развития критического мышления через чтение и письмо (или сокращенно – РКМЧП) – это первая задача, которую решает класс (заметим, не учитель, а все вместе). Самое трудное для учителя принять все версии, которые предлагают ученики – правильные и неправильные. Когда видны противоречия или понятно, что собранной информации недостаточно, у ребят возникает стремление это преодолеть. По-существу, они сами для себя формируют цель: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.

В качестве иллюстрации применения технологии привожу пример одного из уроков.

Тема: Алексей Николаевич Толстой “Русский характер”.

Цели урока: методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста, учить размышлять, прогнозировать, делать выводы, обобщать.

Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, древо предсказаний, прогнозирование, синквейн, кластер, эссе.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Обращение к личному опыту.

  1. Приходилось ли вам встречать фронтовиков? Что это за люди?
  2. Как вы понимаете слова “радость со слезами на глазах”.

Прогнозирование по назначению.

Сегодня у нас на уроке А.Н. Толстой и его рассказ “Русский характер”. Название всегда что-то подсказывает читателю. Как вы думаете, о чем это произведение?

(Варианты.)

Алексей Николаевич Толстой – прозаик, драматург, публицист – прожил всего 62 года, оставил нам прекрасные произведения, притом они для читателей разных возрастов: “Детство Никиты”, “Сорочьи сказки”, “Чудаки”, ... повести, рассказы, романы…, но мы его больше знаем по его экранизированным произведениям “Петр 1”, “Хождение по мукам”.В годы В.О. войны Ал. Толстой создал ряд замечательных рассказов о войне. В их числе “Рассказы Ивана Сударева” (1942 г.). Это цикл рассказов. К этому циклу в 1944 г. присоединился рассказ “Русский характер”.

2. Стадия осмысления.

(текст разбит на 5 смысловых частей.)

Читаем 1 часть текста – 1-ая остановка делается после слов: “А я еще – и проутюжил, – остальные руки вверх и Гитлер капут…”.

– Ваши предположения, о чем рассказ, изменились?
– Какую вы видите связь: война – характер.
– Каким вы себе представляете Егора Дремова?
– Как вы считаете, какие черты характера Егора Дремова надо особо выделить?
– Вы обратили внимание на целый ряд просторечых слов?

Почему их автор ввел в рассказ водителя Чувилева?

(Прогноз.) – Как вы думаете, что ожидает дальше нашего героя?

Читаем 2 часть текста – 2-ая остановка после слов: “Егор Дремов, глядя окошечко на мать, понял, что не возможно ее испугать, нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо”.

– Оправдался ли наш прогноз?
– Как вы думаете, а здесь, какие черты характера проявляются у нашего героя?
– Какие строчки вас здесь особенно потрясли?

(Прогноз.) – Как интересно встретят его родители?

Читаем 3 часть текста – 3-я остановка после слов: “Как же быть-то теперь?”.

– Так точны вы были в прогнозе?
– Как вы думаете, почему Егор Дремов не признался родителям кто он?
– Как бы вы поступили на его месте?
– Что вас больше затронуло в разговоре сына с родителями? (обида, тоска по родному дому, жалость к постаревшим родителям, встреча с любимой девушкой).
– Материнское сердце чуткое. Не правда ли? Докажите.

(Прогноз.)

Можно ли предполагать, что его тайна дальше раскроется?

Читаем 4 часть текста – 4-я остановка после слов: “Входим избу, а он впереди меня, и я слышу…”.

– Оправдался ли прогноз ваш?
– Как вы думаете, правильное ли решение принял Егор Дремов, вернувшись в свой полк?
– “Вытер глаза рукавом”, “Вижу – он не в себе – все покашливает” – это проявление слабости или силы характера?

(Прогноз) – Ваше предположение, чем закончит автор свой рассказ?

Читаем 5 часть текста.

– Предположение оправдалось?
– Какими короткими фразами характеризует здесь автор героев?

(Маленькая старушка.)

(Есть же где-нибудь еще красавицы, красивая Катя.)

(Богатырским сложением, бог войны.)

– Какое чувство наполняет сейчас ваше сердце?
– Возможны ли для вас другие варианты завершения рассказа?

“Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота”.

3. Стадия рефлексии.

1. Так о чем же рассказ А.Н. Толстого “Русский характер”.

– О стойкости и мужестве русского солдата;
– О любви и верности;
– О силе русского характера.

2. Что подразумевается под выражением “русский характер”?

Егор Дремов – ? долг, сила воли, жертвенность.
Катя – ? любовь, преданность.
Родители – ? каждый солдат – сын, ради сына хоть на край света.

3. Составляем синквейн – 1 группа.

Егор Дремов.

волевой, отважный
воюет, переживает, любит
обладает настоящим русским характером
жизнь

4. Кластер по рассказу “Русский характер”.

Итоги урока: Попробуем продумать рассказ дальше.

– Как сложится жизнь Егора Дремова и Кати?
– А как они назовут своего сына?

Да, дед Егор, отец Егор, сын Егор, внук Егор. Алексей Николаевич Толстой как бы незаметно, но зримо показывает нам, что жизненная цепочка семьи неразрывна. Жизненные устои, правила, принципы, сила духа, любовь, верность, долг, жертвенность – все это должно передаваться от поколения к поколению, не теряя своей сущности.

Д/задание: Написать эссе “Как воевал Егор Дремов дальше?”.

Тема: Константин Георгиевич Паустовский “Телеграмма”.

Цель урока: методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание текста; учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации.

Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, древо предсказаний, прогнозирование, синквейн, кластер.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Обращение к личному опыту:

  1. Как вы думаете, каждый ли человек хочет, чтобы его помнили?
  2. А как вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
  3. А какую память вы желали бы оставить о себе детям, внукам?

Прогнозирование по назначению:

Произведение К.Г. Паустовского “Телеграмма”. В худ. произведении нет ничего лишнего. И название может многое сообщить.

– Что такое телеграмма?
– Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Судьба автора этого рассказа не была легкой и спокойной. Москва, Киев, Псков – это только начало длиннейшего списка адресов Паустовского. Читая его произведения, улавливаешь потаенную тоску по домашнему теплу. Обязательно дом деревянный, уютный, окруженный старым садом, в котором деревья состарились вместе с хозяевами.

Его самыми близкими людьми были мама, сестра и бабушка. “Этот старенький человечек научил меня видеть звезды, слушать деревья, наблюдать за мохнатой пчелой, научила она меня переживать и сочувствовать, научила ценить каждый день жизни”. “…И мы ее помним, эту мудрую святую женщину”.

Но и сам Паустовский оставил память о себе, это его произведения.

2. Стадия осмысления.

(Текст разбит на 5 смысловые части.)

Читаем 1 часть текста – 1-ая остановка после слов: “… лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья”.

– В чем необычность жизни Екатерины Петровны.
– А сможете ли вы нарисовать ее портрет?
– Какие люди окружают нашу героиню?

(Прогноз.) – Как вы думаете, кто такая Настя?

Читаем 2 часть текста – 2-ая остановка после слов: “Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота”.

– Наш прогноз оправдался?
– Какое ощущение у вас от прочитанного отрывка?
– Как вы думаете, в каких строчках автор подчеркивает силу материнской любви?

(Прогноз.) – Вы считаете, завтра что-нибудь изменится в жизни Катерины

Петровны?

Читаем 3 часть текста – 3-я остановка после слов: “Настя подошла к ней и, Даша, ухмыляясь подала ей телеграмму”.

– Что оправдалось в прогнозе?
– Что нового вы узнали о Насте?

хорошо выполняет свою работу
заботливая и требовательная
добивается своего, продвигает
талантливых людей,
делает карьеру,
о матери редко вспоминает

– Как можно озаглавить эту часть текста?

(Варианты.)

(Прогноз.) – Ваше предположение: от кого и о чем эта телеграмма?

Читаем 4 часть текста – 4-ая остановка после слов: “Он ушел, а Манюша … смотрела не отрываясь на Катерину Петровну”.

– Что оправдалось в вашем предположении?
– Что нового узнали о Насте? (Из текста.)
– Как вы думаете, почему Настя не открыла старому художнику правду? (Стыд.)
– Почему она скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие нарушало ее планы…)
– Как бы вы оценили поступок Тихона?
– Как вы считаете, поверила ли Катерина Петровна в приезд дочери?

(Прогноз.) – Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Озаглавьте последнюю часть рассказа.

Похороны.
Одинокая и в смерти.
Настя на похоронах.
Встреча родных.

Читаем 5 часть текста – 5-ая остановка.

– Что оправдалось в ваших предположениях?
– Что нового узнали?
– Как вы думаете, для чего К. Паустовский ввел в рассказ образ молоденькой учительницы? (Она противоположность Насте…)
– Как бы вы хотели, чтобы рассказ закончился?

3. Стадия рефлексии.

1. Так о чем же рассказ Паустовского “Телеграмма”?

– Об одиночестве старой женщины;
– О черствости души детей;
– О позднем раскаянии.

2. “Эх ты, сорока!” – кому относились эти слова?

(Насте… сорока – трещотка легкомысленная.)

3. Только ли Манюшке предназначаются слова: “Не будь пустельгой”.

(Значит, не будь пустым человеком. К Насте тоже. Авторское напутствие читателям.)

4. Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (“Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будешь на земле”. – 5 заповедь Божья.)

5. Как вы думаете, совесть у Насти все же пробудилась?

6. Кого из героев рассказа мы можем назвать сердечными, душевными?

Работа по группам:

Составляем синквейны:

1 группа: Настя, Катерина Петровна.

2 группа: Тихон, Манюша.

Катерина Петровна
Мудрая, добрая
Доживает, ждет, страдает
Хочет увидеть свою дочь
Одиночество Стыд

Настя
Увлеченная, занятая
Работает, помогает, думает
Совсем нет свободного времени

Тихон
Тощий, рыжий
Хлопотал, жалел, помнил
Желает облегчить ее страдания
Доброта Жалость

Манюша
Шустрая, заботливая
Бегает, помогает, караулит
Не отходила от умирающей

3–4 гр. составляют кластеры: (пример)

Итоги урока: Валентин Берестов.

Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Кому бы вы отнесли эти слова? Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа. Но безнадежная ли эта болезнь?

Д/з. Давайте подумаем:

“Но безнадежна ли эта болезнь?”

“Что ценит автор этого произведения в людях?”

Список литературы

  1. Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – 2-е изд.,дораб. – М.:Просвещение, 2011.
  2. Викентьева И. Одасинквейну//Перемена. – 2002. – № 3.
  3. Загашев И.О.Умение задавать вопросы/И.О.Загашев//Перемена. – 2001. – № 4.
  4. Мередит К.С. Воспитание вдумчивых читателей/К.С.Мередит,Дж.Стил,Ч.Темпл. – 1998.