Литература
-
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС «Поиск подлинного места в жизни» (на примере анализа II тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир»). 10-й класс 2019
Цель урока: формировать читательскую компетенцию через тренинг в определении проблемы, идеи, находящих отражение в поисках смысла жизни героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
-
Конспект урока литературы по антикоррупционному просвещению. Тема: «Вневременное значение поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» 2013
Цели урока - формирование умения грамотно анализировать прочитанное художественное произведение и проводить сравнительный анализ разных произведений; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы и писателей-северян.
-
Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" на тему "Судьба. У каждой собаки – своя судьба" 2008
Представлен конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Судьба. У каждой собаки - своя судьба...". По повести Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо".
-
Конспект урока литературы по повести-притче Э.Хемингуэя "Старик и море". 11-й класс 2023
Цели урока: расширение знаний о зарубежной литературе; знакомство с жизнью и творчеством Э.М.Хемингуэя; определение идейного содержание повести-притчи «Старик и море».
-
Конспект урока литературы по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" 2022
Цели урока: проанализировать рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»; определить смысл названия рассказа, познакомиться с реальной основой произведения; в процессе обсуждения содержания рассказа выявить, что такое сострадание, милосердие, и кто из героев обладает этими качествами; формировать навык обучающихся работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки.
-
Конспект урока литературы по рассказу О.Павлова "Конец века" 2012
В центре урока вопрос о том, является ли отношение к падшему человеку знаком нашей человеческой состоятельности? Идея эвристического урока литературы по рассказу О. Павлова "Конец века" - "Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему" (Пр. 11.12), ибо отсутствие жалости и милости к людям - это, возможно, и признак искаженного ума, а ближний - это любой, и любой достоин милосердия, раскрывается через реализацию личностного потенциала каждого ученика.
-
Конспект урока литературы по теме "А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта". 6-й класс 2011
Материал урока позволит расширить кругозор учащихся новыми знаниями об А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить интерес к творческому поиску, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
-
Конспект урока литературы по теме "Масленица" 2008
Представлен конспект урока литературы для учащихся 5-го класса по теме "Масленица".
-
Конспект урока литературы по теме "Свет и Тьма в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2014
Структура урока создаёт образовательное пространство, ориентированное на социально-нравственное самоопределение учащихся. Выход на метапредметные результаты осуществляется путём включения в сюжетное поле урока актуального компонента жизненной практики. Проблемный узел предметного содержания - «Что есть истина?» - строится на аналогии библейского сюжета, картины Н.Н. Ге "Христос и Пилат" и "евангельских" глав романа М.А. Булгакова.
-
Конспект урока литературы по теме "Секреты комического" 2013
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «комическое», учатся выявлять и распознавать приемы комического. Урок способствует развитию творческих способностей ребенка, живого интереса к чтению художественной литературы и родному языку, воспитанию чувства юмора, подготавливает детей к написанию собственных юмористических рассказов с использованием различных средств создания комического эффекта.
-
Конспект урока литературы по теме "Философские мотивы в лирике Сергея Есенина". 11-й класс 2020
Форма урока необычная – «творческая лаборатория», учащимся предстоит исследовать поэтический текст, чтобы понять суть философских утверждений поэта. Урок сопровождается просмотром видеофрагментов, чтением стихов С.Есенина.
-
Конспект урока литературы по теме: "Е.Шварц. "Дракон" 2007
Урок призван углубить знания учащихся о специфике внешней, внутренней формы и содержания драмы, совершенствуя их знания о художественной системе драматического произведения; провести комплексный анализ развития конфликта и сюжета, содержательности диалогов. Тип урока — урок аналитического чтения драматического произведения.
-
Конспект урока литературы, 11-й класс. Тема: "Ответственна ли русская литература XIX–XX веков за деградацию российского общества к началу XXI века?" 2008
Данный урок проходит в форме эвристической беседы с элементами дискуссии, тема которой формулируется учащимися самостоятельно в конце урока. Цель данного урока: показать роль и место литературы в жизни общества.
-
Конспект урока на тему "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии "Ревизор" 2007
Предлагаемый конспект урока "Чиновники на приёме у "ревизора" (по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя) по литературе для учащихся 8-х классов поможет учителям сделать свою работу более содержательной, интересной. Он способствует организации диалога, создаёт для каждого ребёнка возможность самовыражения, развития творческих навыков.
-
Конспект урока на тему: "Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина "Старая черепаха")". 6-й класс 2006
В статье описано использование технологии метода проектов на уроке литературы в 6-м классе. Нетрадиционная форма урока вызывает интерес учащихся к предмету, способствует развитию творческого потенциала, исследовательских умений школьников и формированию их личностных качеств в процессе работы с текстом и в группах.
-
Конспект урока на тему: "Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина" 2006
Начиная с XVII века тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
-
Конспект урока обучения грамоте по теме "Буква ш, звук [ш]" 2023
Цели урока: формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой; формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; формируем умение писать предложения; формируем умение анализировать и записывать текст.
-
Конспект урока по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» в 9-м классе 2020
На уроке рассматривается сравнительный анализ стихотворений «Памятник» следующих поэтов: Горация, Ломоносова, Батюшкова, Державина, Пушкина, Фета и Брюсова. Основные направления: история создания, что каждый воздвигал, тема, композиция, жанр, стихотворный размер, лексика, синтаксис, изобразительные средства.
-
Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович" 2007
Разработка урока литературы в 7-м классе по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой при изучении раздела "Устное народное творчество". Через постановку проблемного вопроса и его решение посредством анализа языковых средств произведения, образов героев постигается идея, мировосприятие героев русской былины и авторская позиция, а также происходит нравственное воспитание учащихся.
-
Конспект урока по литературе "Главное слово на свете – любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2020
Цель урока: доказать, что "Главное слово на свете – любовь", анализируя сказку А.Платонова "Неизвестный цветок".
-
Конспект урока по литературе "Лицейский период в жизни А.С. Пушкина". 8-й класс 2008
Данный урок помогает систематизировать знания учащихся по теме "Лицейский период в жизни А.С. Пушкина".
-
Конспект урока по литературе «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"» 2008
Предлагается конспект урока по литературе "Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"". Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и служить источником принципов, опираясь на которые, можно самостоятельно проанализировать текст.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе "Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
Цели урока: показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа, развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе по теме "Быть честным — понятие сложное" (по роману Ф.Абрамова "Дом") 2010
Урок сориентирован на решение нравственных проблем. Содержание материала предоставляет учителю возможность организовать учащихся на размышление о собственных духовных ориентирах, привлечь материал, связанный с национально-региональным компонентом. Предполагаемая форма работы на уроке: работа в творческих группах.
-
Конспект урока по литературе в 11-м классе по творчеству В.Я.Брюсова (анализ стихотворения «Творчество») 2024
Цель урока: создании условий, способствующих активному познанию учащихся, а также расширению их знаний о символизме с помощью анализа стихотворения В.Я.Брюсова «Творчество». Урок нацелен на то, чтобы научить анализировать стихотворение, находить символы в нем.
-
Конспект урока по литературе в 5-м классе "В поэтической мастерской" по теме "Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями стихотворная речь, прозаическая речь, ритм, рифма; учатся подбирать рифмы к словам. Цель урока достигается путем эффективного сочетания фронтальной, парной и индивидуальной форм работы на основе деятельностного подхода с применением элементов игровой, проблемной, развивающей и личностноориентированной технологий обучения.
-
Конспект урока по литературе в 6-м классе по теме "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2011
Данный урок проводится в 6-м классе после того, как обучающиеся познакомятся с биографическими сведениями о Н.В. Гоголе, с историей создания повести «Ночь перед Рождеством» и прочитают первые главы произведения. Ученики учатся анализировать характеры героев, обогащают свой словарный запас, знакомятся с понятием «юмор». Использование различных методических приемов, а также презентации активизирует работу школьников на уроке.
-
Конспект урока по литературе в 7-м классе на тему "Внимая ужасам войны…" Героизм и патриотизм русского народа при обороне Севастополя в рассказе Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце" 2010
Центром "Севастопольских рассказов" Л.Н.Толстого является человек. Изображая человека в условиях военного времени, писатель предлагает нам осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. Он доказывает, что в любой войне главное место занимает человек. Приём "диалектика души", используемый Толстым, показывает сложную душевную жизнь человека в её динамике.
-
Конспект урока по литературе в 9-м классе по теме «Образ автора в романе «Евгений Онегин» 2021
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через обучение анализу поэтического произведения.
-
Конспект урока по литературе для 9-х классов по теме "Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака" 2009
Урок помогает «погрузиться» в жизнь Б.Л. Пастернака, почувствовать эпоху, проследить этапы развития и становления поэта, увидеть его личность. Презентация наглядно сопровождает и иллюстрирует лекцию, исключая формальный подход к изучению биографии поэта, активизируя у учащихся творческую деятельность.