Литература
-
Конспект урока на тему: "Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина "Старая черепаха")". 6-й класс 2006
В статье описано использование технологии метода проектов на уроке литературы в 6-м классе. Нетрадиционная форма урока вызывает интерес учащихся к предмету, способствует развитию творческого потенциала, исследовательских умений школьников и формированию их личностных качеств в процессе работы с текстом и в группах.
-
Конспект урока на тему: "Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина" 2006
Начиная с XVII века тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
-
Конспект урока обучения грамоте по теме "Буква ш, звук [ш]" 2023
Цели урока: формируем умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой; формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; формируем умение писать предложения; формируем умение анализировать и записывать текст.
-
Конспект урока по изучению стихотворения А.С.Пушкина «Памятник» в 9-м классе 2020
На уроке рассматривается сравнительный анализ стихотворений «Памятник» следующих поэтов: Горация, Ломоносова, Батюшкова, Державина, Пушкина, Фета и Брюсова. Основные направления: история создания, что каждый воздвигал, тема, композиция, жанр, стихотворный размер, лексика, синтаксис, изобразительные средства.
-
Конспект урока по литературе "Былина "Вольга и Микула Селянинович" 2007
Разработка урока литературы в 7-м классе по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой при изучении раздела "Устное народное творчество". Через постановку проблемного вопроса и его решение посредством анализа языковых средств произведения, образов героев постигается идея, мировосприятие героев русской былины и авторская позиция, а также происходит нравственное воспитание учащихся.
-
Конспект урока по литературе "Главное слово на свете – любовь" (по сказке А.Платонова "Неизвестный цветок") 2020
Цель урока: доказать, что "Главное слово на свете – любовь", анализируя сказку А.Платонова "Неизвестный цветок".
-
Конспект урока по литературе "Лицейский период в жизни А.С. Пушкина". 8-й класс 2008
Данный урок помогает систематизировать знания учащихся по теме "Лицейский период в жизни А.С. Пушкина".
-
Конспект урока по литературе «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"» 2008
Предлагается конспект урока по литературе "Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"". Предложенный материал может быть использован на уроках литературы и служить источником принципов, опираясь на которые, можно самостоятельно проанализировать текст.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе "Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2010
Цели урока: показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа, развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения, воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
-
Конспект урока по литературе в 10-м классе по теме "Быть честным — понятие сложное" (по роману Ф.Абрамова "Дом") 2010
Урок сориентирован на решение нравственных проблем. Содержание материала предоставляет учителю возможность организовать учащихся на размышление о собственных духовных ориентирах, привлечь материал, связанный с национально-региональным компонентом. Предполагаемая форма работы на уроке: работа в творческих группах.
-
Конспект урока по литературе в 5-м классе "В поэтической мастерской" по теме "Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями стихотворная речь, прозаическая речь, ритм, рифма; учатся подбирать рифмы к словам. Цель урока достигается путем эффективного сочетания фронтальной, парной и индивидуальной форм работы на основе деятельностного подхода с применением элементов игровой, проблемной, развивающей и личностноориентированной технологий обучения.
-
Конспект урока по литературе в 6-м классе по теме "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2011
Данный урок проводится в 6-м классе после того, как обучающиеся познакомятся с биографическими сведениями о Н.В. Гоголе, с историей создания повести «Ночь перед Рождеством» и прочитают первые главы произведения. Ученики учатся анализировать характеры героев, обогащают свой словарный запас, знакомятся с понятием «юмор». Использование различных методических приемов, а также презентации активизирует работу школьников на уроке.
-
Конспект урока по литературе в 7-м классе на тему "Внимая ужасам войны…" Героизм и патриотизм русского народа при обороне Севастополя в рассказе Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце" 2010
Центром "Севастопольских рассказов" Л.Н.Толстого является человек. Изображая человека в условиях военного времени, писатель предлагает нам осмыслить трагизм войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей. Он доказывает, что в любой войне главное место занимает человек. Приём "диалектика души", используемый Толстым, показывает сложную душевную жизнь человека в её динамике.
-
Конспект урока по литературе в 9-м классе по теме «Образ автора в романе «Евгений Онегин» 2021
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции через обучение анализу поэтического произведения.
-
Конспект урока по литературе для 9-х классов по теме "Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака" 2009
Урок помогает «погрузиться» в жизнь Б.Л. Пастернака, почувствовать эпоху, проследить этапы развития и становления поэта, увидеть его личность. Презентация наглядно сопровождает и иллюстрирует лекцию, исключая формальный подход к изучению биографии поэта, активизируя у учащихся творческую деятельность.
-
Конспект урока по литературе Красноярского края по рассказу Н.С. Устиновича "Волк" 2008
Данный урок составлен на основе программы нового предмета "Литература Красноярского края" (5-й класс). Тема урока: "Рассказ Н.С. Устиновича "Волк" (конкретнее тему учащиеся формулируют после обсуждения проблемы произведения). На занятии учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.С. Устиновича, разгадывают кроссворд "Узнай героя"; работают в группах, анализируя эпизоды рассказа для ответа на главный вопрос урока: "Кто в рассказе Н.С. Устиновича "Волк", по мысли автора, является "зверюгой"? Данный урок предполагает использование ИКТ.
-
Конспект урока по литературе на тему "Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»" 2021
Цели урока: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; выйти на основную проблематику баллады; найти ответ на вопрос: история и современность; углубить представление учащихся о летописном источнике баллады; практическая работа по нахождению средств художественной выразительности; прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
-
Конспект урока по литературе на тему "Иван Северьянович Флягин – один из правдоискателей земли русской. Черты русского национального характера в герое" 2010
Главный герой рассказа Н.С. Лескова «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин, прошедший через испытания, много раз находившийся на краю гибели, символизирует физическую и душевную стойкость русского народа. В лице Флягина – богатыря в рясе – Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке до конца жизни, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.
-
Конспект урока по литературе на тему "Общечеловеческий и социальный смысл комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2014
В ходе проведения урока учащимся предстоит ответить на ряд вопросов нравственного характера. Учащиеся учатся работать с текстом, развивают логическое мышление.
-
Конспект урока по литературе на тему "Особенности композиции баллады В.А. Жуковского "Лесной царь". 7-й класс 2014
В ходе урока учащиеся вспоминают сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского и дополняют их; представляют картины, изображенные в балладе Жуковского «Лесной царь» (устное словесное рисование), рассматривают точность и емкость каждого слова.
-
Конспект урока по литературе на тему "От метафоры к символу ХХ в." (по произведению А.Грина "Алые паруса") 2013
Заявленная тема урока решает не только учебные задачи, но и позволяет решать воспитательные цели литературного произведения. Проблема, затронутая в произведении и на уроке актуальна в наше время, время, когда меркантильные интересы вытесняют из нашей жизни умение просто мечтать, верить в сказку. Разговор о человеческих ценностях главных героев играет большую роль в формировании нравственного потенциала подрастающего поколения.
-
Конспект урока по литературе на тему "Повесть А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2007
Урок внеклассного чтения по повести Приставкина требует более детального изучения в старших классах, но многое с пользой будет прочитано и осмыслено уже в 5-х классах.
-
Конспект урока по литературе на тему «Кто в "Песне про царя…" является настоящим героем?» по произведению М.Ю. Лермонтова 2009
Материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения «Кто в «Песне про царя…» является настоящим героем?" по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Работа над композицией, над средствами выразительности, проблематикой произведения приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора, позволит решить следующие задачи: показать мастерство Лермонтова, обсудить особенности русской жизни в историческую эпоху царствования Ивана Грозного, взаимоотношения опричников и простого народа, воспитание и семейный уклад того времени; обсудить проблему долга и чести в поэме, совершенствовать навыки работы на уроках литературы с использованием информационных технологий.
-
Конспект урока по литературе на тему: "Иван Грозный и опричник Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2006
Урок направлен на формирование умения учащихся характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала и дополнительных источников; привитие навыков передачи личностного восприятия.
-
Конспект урока по литературе по теме "Жизнь крестьян в рассказе И.А. Бунина "Танька". 6-й класс 2012
На уроке раскрывается жизнь крестьян, дается представление об особенностях судьбы и творчества писателя, об особенностях его эстетики. У учащихся развивается навык анализа текста, умение составлять ассоциограмму, раскрывается прием антитезы. Учитель прививает интерес к произведениям писателя.
-
Конспект урока по литературе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2009
Урок - знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина, ее адресатами способствует приобщению учащихся к миру прекрасного, развитию эстетического вкуса. Проводится в 9-м классе.
-
Конспект урока по литературе по теме "Психологический отчет одного преступления". 10-й класс 2010
Урок может быть проведен в составе темы «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». На уроке систематизируются знания по содержанию романа «Преступление и наказание», развиваются навыки критического мышления учащихся. Данный урок позволяет по-новому взглянуть на проблематику романа Достоевского, показать актуальность романа в наши дни.
-
Конспект урока по литературе. Тема: "Къоста, сæрыстыр стæм дæуæй!" 2022
Урочы нысантæ: кьостайы цард æмæ сфæлдыстады тыххæй нæ зонындзинæдтæ фæарфдæр кæнын; ныхасы рæзтыл бакусын; гуырын кæнын уарзондзинад нæ райгуырæн бæстæмæ æмæ мадæлон æвзагмæ.
-
Конспект урока по литературному чтению «И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (с применением компьютерных технологий и интернет-ресурсов). 3-й класс 2019
Цель урока: способствовать полноценному восприятию басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» на основе стилистического анализа. Задачи урока: обогатить представления обучающихся о творчестве И.А.Крылова; о специфике жанра «басня»; продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
-
Конспект урока по литературному чтению Э.Успенский "Чебурашка" 2019
Цель урока: продолжить работу с произведениями Э.Успенского; развивать умение выразительного беглого чтения и умение анализировать поступки героев.