"В условиях многонациональной и многоконфессиональной республики, какой является Башкортостан, особое внимание уделяется созданию условий для изучения родных и государственных языков, истории, культуры и литературы родного края". Р. Байдавлетов,
премьер-министр Правительства Республики Башкортостан.
На уроках чтения и родного языка большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи учащихся. На уроках башкирского языка выполняются различные виды работ.
Бывает 2 вида работ – основная и вспомогательная. Они могут быть использованы на любых этапах уроков башкирского языка.
Изложение и сочинение – это основные жанры, применяемые для развития речи учащихся.
I. Изложения
Написание изложений учит детей слушать, запоминать, логически мыслить, развивать память, использовать свой словарный запас в различных целях, повествовать, оценивать ситуацию.
Подготовка к изложению начинается уже в 1-м классе в послебукварный период. На уроках, кроме чтения текстов, вводятся такие виды работ, как пересказ текста, деление текста на части, составление плана, пересказ по плану. Со второй четверти 2-го класса ученики переходят на письмо изложений по плану, составленному при помощи учителя. К концу 3-го класса ученики должны писать изложения по самостоятельно составленным планам. В 4-м классе в основном планы изложений составляются самостоятельно.
Изложения на уроках башкирского языка, как и изложения на уроках русского языка, отличаются тем, что больше внимания уделяется развитию умений описывать конкретные предметы и явления, выразительно отражать происходящие события.
Изложения делятся на два вида: простые и творческие.
В простом изложении ученик должен правильно запомнить текст, логически пересказать, сохраняя все детали.
Виды работ при простом изложении:
1) беседа по прочитанному тексту;
2) пересказ содержания;
3) пересказ содержания (по предложенному учителем плану);
4) составление плана;
5) объяснение смысла незнакомых и трудных слов, запись на доске.
В творческом изложении ученик должен дать содержание текста и закончить изложение, а так же выразить свои мысли по тексту. Например, во 2-м классе, после чтения текста "Береза" Агиша Гирфанова ученики пишут изложение на основе прочитанного текста, а в конце изложения выполняют творческую работу на заданную тему.
II. Сочинения
Как на уроках чтения, так и на уроках родных языков, серьезным испытанием для учеников является такой вид работы, как сочинение. Работы учащихся показывают, как ученик понимает жизнь, его взгляды на жизнь, а так же знает ли произведение, умеет ли анализировать произведение, читает ли художественную литературу.
Тема сочинения – это задача, которую надо решить. Главная мысль сочинения – это ответ на вопрос.
Сочинения на свободную тему основываются на личных наблюдениях ученика – это встреча с природой, путешествия, семья, друзья и т.д. Они учат детей быть наблюдательными, внимательными, понимать окружающий мир.
III. Творческие работы
- Беседа на заданную тему.
- Письма другу, маме, папе, дедушке, учителю…
- Сочинение стихов, сказок, рассказов…
- Кроссворды, ребусы.
- Составление плана.
- Поздравления.
- Написание объявлений.
- Афиши.
- Реклама.
- Написание статей в газеты.
- Инсценировки.
Рассмотрим некоторые виды работ на конкретном уроке.
Тема: Рассказ Газима Аллаярова"Полотенце".
Цели:
- Формирование речевых умений в различных видах речевой деятельности учащихся.
- Творческое восприятие и постижение художественного текста, самостоятельность читательских суждений, анализ прочитанного, подготовка к творческому изложению.
- Воспитание патриотизма, уважения к старшему поколению – ветеранам войны.
Оборудование:
- Рисунки детей к рассказу "Полотенце".
- Старинное башкирское полотенце.
- Таблица с кроссвордом.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Фонетическая разминка:
- [Са-са-са, са-са-са] вот бежит, бежит ли[са].
- [Со-со-со, со-со-со] лиса катит коле[со].
- [Жи-жи-жи, жи-жи-жи] яблочки несут е[жи].
- [Жа-жа-жа, жа-жа-жа] я нашел в лесу е[жа].
- [Ры-ры-ры, ры-ры-ры] сидит мышка у но[ры].
- [Ра-ра-ра, ра-ра-ра] начинается иг[ра].
- [Жу-жу-жу, жу-жу-жу] молочка я дам е[жу].
- [Зы-зы-зы, зы-зы-зы] есть козлята у ко[зы].
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ 1 части рассказа по составленному плану.
План.
- Зуфар уходит на войну.
- Полотенце – подарок матери – оберег от смерти.
- Первый бой.
III. Работа над новым материалом.
- Чтение текста учителем.
- Ответы на вопросы.
– Почему мать дает сыну полотенце?
– Что такое оберег?
– Какие обереги давали будущим солдатам, чтобы они вернулись живыми, здоровыми? (Платочки, кусок хлеба, полотенце).
– Как простое полотенце спасло от смерти главного героя? (При помощи полотенца он остановил кровотечение). - Знакомство детей со старинным башкирским
полотенцем.
– Ребята, перед вами старинное полотенце. Обратите внимание, оно самотканое, вышитое. Длина 1,5 метра. Эти полотенца украшали интерьер быта башкир. На прошлом уроке вам было дано задание нарисовать башкирские полотенца. Давайте посмотрим эту выставку, выявим лучшие работы.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление нового материала.
- Чтение по ролям.
- Инсценировка последнего эпизода. (2-3 варианта).
- Решение кроссворда.
Зуфар лежит в госпитале. Он ранен.
Разговаривают врачи:
– Его, действительно, спасло это полотенце.
– Если бы его не перевязали этим полотенцем, он
бы умер от потери крови.
Прошло 3 дня. Зуфар зовет медсестру.
– Сестра, сестричка. Где мое полотенце?
– Вот оно.
– Нет, сестричка, мне нужно полотенце, которое
дала мне моя мама. Она его вышивала ночами,
посвящая мне.
– Мы, наверное, его выбросили. Оно было в крови…
У Зуфара начинает болеть сердце, он боится
потерять полотенце.
Проходит 3 дня. Заходит в палату медсестра с
выстиранным, выглаженным полотенцем.
– Спасибо тебе, сестричка.
По горизонтали:
- Как называется рассказ Г. Аллаярова? ("Полотенце").
По вертикали:
- Чем является полотенце для Зуфара? (Память).
- Кем служил Зуфар? (Танкист).
- Где хранил он свое полотенце? (Мешок).
VI. Подведение итогов.
Ответы на вопросы:
- Почему рассказ называется "Полотенце"?
- Из какого материала ткали полотенца?
- Почему башкиры украшали свой интерьер полотенцами?
- Какие обереги давали в дорогу?
VII. Оценивание учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать рассказ на стр. 157-160 [1], подготовиться к творческому изложению.
Литература.
- Учебник башкирского языка. 5 класс / Хажин В.И., Вильданов А.Х. – Уфа, 2003.
- Тухватуллина М. "Развитие письменной речи на уроках чтения" / Журнал "Учитель Башкортостана", № 5, 2003.