Системы образования трансформируются, чтобы обеспечить подготовку учеников к нашему изменяющемуся миру. Педагоги погружаются в обучение, постоянно переосмысливая, как поддержать учеников и готовить их к успеху. Мы постоянно спрашиваем себя: «Как мы расширяем возможности наших учеников и что еще мы можем сделать, чтобы подготовить их к изменяющемуся миру?» Это важный вопрос, который постоянно возвращает нас к понятию «метапознание».
Работая в школе полного дня, где учитель отвечает полностью за процесс усвоения знаний, приобретение навыков и умений, у учителей может возникнуть потребность развивать саморегуляцию учащихся.
Ученики должны понимать, как они учатся, и уметь корректировать и адаптировать свою стратегию мышления, когда они сталкиваются с задачами решения проблем.
Итак, работая фронтально, у учеников не возникает вопросов, но как только в классе наступает время самоподготовки – у учеников возникает очень много вопросов и лишь единицы ребят готовы выполнять самостоятельно.
В одной из статей нас поразила фраза коллеги: «Но то, что ученики задают миллион вопросов учителю, представляет собой еще одну проблему, которую можно сформулировать так: «Почему ученики не задают себе эти вопросы?»
Недавние нововведения в педагогике подчеркнули важность побуждения студентов выяснить, как быть независимыми, саморегулируемыми учениками. Учитель не может быть там, чтобы держать их за пределами школы. Это требует от учащихся осмысленного осмысления своего обучения. Это также требует, чтобы студенты были критическими аналитиками своего собственного мышления, чтобы преодолеть сложные или неожиданные проблемы».
И тут мы задумались о том, что может быть не знаний у ученика нет, а он элементарно не владеет навыками метапознания. Ребенок не знает, как это сделать. Он не может найти способ более приемлимый для выполнения работы.
Что такое метапознание?
Метапознание - это анализ своего собственного мыслительного процесса и мыслительного процесса других людей, размышление о мыслительном процессе и о том, как человек мыслит и учится (процесс мышления о нашем собственном мышлении и обучения тому, как мы учимся) Это включает в себя навыки мышления более высокого уровня, такие как те, которые определены в Таксономии Блума - это «мышление высшего порядка, позволяющее понимать, анализировать и контролировать свои когнитивные процессы, особенно когда они участвуют в обучении».
Нужно научить человека самому определять задачи, которые предстоит решить, планировать и вырабатывать стратегии их решения, определять, насколько это решение эффективно в данном контексте. А потому стоит поговорить о метакогнитивном осознании немного подробнее.
Стержневой силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание» — это уникальная способность ребёнка наблюдать, оценивать, контролировать и изменять то, как он мыслит и учится. Следовательно, одна из наиболее главных задач современного обучения — формирование у обучающихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения учебной деятельности.
Мы подходим к любой учебной задаче или возможности с некоторыми метакогнитивными знаниями о наших собственных способностях и отношениях (знание себя как ученика); какие стратегии эффективны и доступны (знание стратегий); а также этот конкретный вид деятельности (знание задачи).
Выполняя учебное задание, мы начинаем с этих знаний, затем применяем и адаптируем их. Это метакогнитивная регуляция. Речь идет о планировании того, как выполнить задачу, работе над ней при мониторинге стратегии для проверки прогресса, а затем оценки общего успеха.
Как же развивать метапознавательные способности учеников, которые заключаются в умении определять какой я ученик (каковы мои способности), какая передо мной задача, какую стратегию выбрать для ее решения.
Через что развивать? Мы решили начать с рефлексии, так как оба эти процесса направлены на развитие мышления.
На практике мы обнаружили, что такие вопросы, как: «Как вы относитесь к этой теме?» Или «Насколько вы уверены в решении таких вопросов?», Являются простой, но эффективной отправной точкой:
Вопросы, которые вы можете использовать, чтобы начать метакогнитивный процесс в начальной школе.
Преподаватели также изучают, что ученик уже знает о теме и какие стратегии он знает для решения этого вида деятельности, используя такие вопросы, как:
- Какие стратегии вы используете для решения подобных вопросов?
- Что ты заметил?
- На что следует обращать особое внимание при решении подобных вопросов?
- Где вы видели подобные вопросы в реальной жизни раньше?
- Какие ключевые слова были в этом уроке?
- Какие навыки вы улучшили?
- Какие важные вещи вы будете помнить?
При работе над сочинением или изложением, мы предлагаем ученикам познакомиться с рубрикой, и прочитав все критерии оценивания, отметить те из них, где они испытывают трудность. Таким образом, ученики осознают, какие у них способности и чему необходимо уделить внимание. Эффективно, когда ученики тут же продумывают способ преодоления данной трудности.
Далее, работая над изложением, используем стандартный набор приемов: чтение, ответы на вопросы, выделение сложных слов при написании, также использую картинки для лучшего визуального запоминания, пересказ в паре.
После написания изложения ученикам задаются вопросы о том, как они учились, что им помогло лучше запомнить. Иногда, мы обращаемся к их проблеме: какой вид работы на уроке позволил Вам улучшить качество изложения по выделенному критерию.
На сегодняшний день, ученики не всегда проникаются литературными произведениями, есть некий барьер. Изучая стихотворение В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…», в начале, прослушав первые строки, попросили учеников поразмышлять, как определит автор друг это или нет. Действительно, ученики размышляли и делились своими мыслями. Прослушав все произведение, ребята должны были предположить, что натолкнуло В. Высоцкого на создание такой песни. Затем ученики читали историю создания песни. В классе стояла гробовая тишина, настолько их захватил рассказ. Были и другие виды работ над произведением, но рефлексия нас поразила. Ученики говорили о том, что понять и проникнуться идеей автора и выразительно прочитать им помогла связь с жизнью и чтение истории создания стихотворения. Они даже сказали: «А здорово было бы также другие стихотворения изучать».
На бинарном уроке «Я - путешественник», каждый класс параллели был определенной страной. Ученикам предлагалось после посещения страны, заполнить лист путешественника. (Еда и напитки, музыка, обычаи и традиции, описание достопримечательностей, как это изменило мое мировоззрение.) После первого путешествия все листы были пустыми. На вопрос почему, они ответили, что ничего не запомнили. Тогда мы им предложили подумать, каким способом они лучше всего запоминают, и использовать его. И учащиеся предложили: одна из групп разделилась, кто, что должен запомнить, другая предложила рисовать символы для лучшего запоминания. Они также предложили, как им изменить свои вступления, чтобы те туристы, которые посетят страну, больше запомнили.
Мы начали выделять стратегии, которые могли бы лучше поощрять такого рода метапознание. Для подростков младшего возраста мы обнаружили, что «Билеты на выход» - это возможность для учащихся подумать о том, чего они достигли и что они могли бы улучшить.
Развитие навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления детей успешными обучающимися. Формированию этого и будет способствовать применение метакогнитивных стратегий.
Использованные ресурсы Интернет