Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти.
Л.Н.Толстой
Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ученика. Государство, в свою очередь, заинтересовано в гражданине, который может проявлять гибкость, мобильность и креативность мышления. Перед школой стоит задача не просто дать выпускнику как можно больше знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, тем самым вооружить его крайне важным умением – умением учиться. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» (Т. Эдисон)
Именно на это (научить человека мыслить) нацеливают учителей ФГОС нового поколения. В их основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться в школе – творческое мышление. Ученик не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные (надпредметные) способы действий, и с их помощью сможет самостоятельно получать информацию об окружающем мире.
«Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции значит освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.
Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) существенно отличаются от предыдущих стандартов. Они предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. По мнению некоторых учёных современной педагогики достижение метапредметных результатов опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Новые ФГОС опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося, на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности.
Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, которая, в свою очередь, опирается на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям. Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это главная суть новых образовательных стандартов. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Использование такого подхода способно сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах, телах, веществах, предметах. То есть метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Какова же классификация метапредметных компетенций?
Вот классификация по А.В. Хуторскому: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования.
Именно ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций опирается на формирование ключевых компетенций школьников.
Метапредметные умения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Да, все вышеперечисленные методы и средства образовательной деятельности появились не вчера, прогрессивные, прозорливые педагоги, на протяжении последних десятилетий, фрагментарно разрабатывали и включали в свою деятельность все эти педагогические технологии. Но на сегодняшний день такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.
Чем же метапредметный урок отличается от традиционного урока? На что следует опираться?
Вот алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций, который, на мой взгляд, очень поможет учителю:
1. Формирование темы занятия.
2. Формирование предметных, метапредметных целей
урока.
3. Выявление фундаментальных образовательных
объектов, которые нужно отработать учащимся.
4. Определение способности учеников, на которые
предполагается опираться.
5. Определение какой-либо проблемной
образовательной ситуации.
Думаю, ядром творческого метапредметного урока является именно проблемная образовательная ситуация. Для того чтобы урок получился содержательным нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности. Ну и, конечно, тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.
«Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира. Это уроки, где ученики применяют знания по истории, литературе и другим предметам. Например, интегрированный урок, где учащимся, перед тем как анализировать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», выявлять его особенности, необходимо представить свои знания об особенностях тайги, о приметах, по которым герой рассказа смог выбраться из леса. А значит обратиться к уроку географии, а возможно и к биологии. При изучении произведения «Песня про купца Калашникова», сопоставляя представления об образе царя в живописи, истории, литературе, учащиеся должны уметь обосновывать свою позицию, свой взгляд на историческую личность. Интеграция в уроки литературы сведений по истории, географии, живописи, архитектуре, музыке, театру, кино дает такие результаты обучения, которые проявляются в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выявлять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях; умение работать с разными источниками информации.
В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Урок-исследование отвечает критериям современного урока. Это урок-открытие нового. Это самореализация ученика. Это урок коммуникаций. Это урок-создание образовательного продукта: правило, алгоритм, сочинение, изложение.
Метод исследования успешно используется мной. Я использовала такую форму работы как урок-суд при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед учащимися ставлю проблему, для которой необходимо изучить первоисточники с разными точками зрения на роман, проанализировать, сделать выводы. Предлагаю ученикам внимательно прочитать роман, ознакомиться с критическими статьями. Образовательным продуктом, который они презентуют на уроке, являются проекты-выступления судьи, прокуроров, адвокатов, свидетелей и, конечно, самого Раскольникова. Вот как прошёл один из таких уроков.
Тема урока. Страдалец за человечество или…
Цель: на основе романа «Преступление и наказание» показать, что, описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тез, кто отрицает святость человеческой личности; утверждает, что любая личность священна и в этом отношении все люди равны.
Эпиграф к уроку.
И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, с
разбоем империалистов, в мире, раздираемом
расовыми проблемами и разгулом насилия
тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно
взывая к человечности, гуманизму.
Ч.Айтматов.
Учитель. Сегодня мы проведём урок-суд, тема которого «Страдалец за человечество или…» Это «или» мы должны , ребята, с вами понять.
(Объявляю цель урока, обращаю внимание на эпиграф)
– Как вы понимаете слова Чингиза Айтматова?
Итак, я представляю тех, кто будет вершить суд и
всех участников.
Судья – я, собственной персоной. Прошу любить и
жаловать.
Прокуроры _________________________________________________
Адвокаты __________________________________________________
Секретарь суда ______________________________________________
Свидетели __________________________________________________
(В качестве свидетелей по роману выступают Пульхерия Александровна Раскольникова, Авдотья Романовна Раскольникова, Разумихин, Порфирий Петрович, Софья Семёновна Мармеладова, Свидригайлов и другие)
И, наконец, подсудимый ________________________________________
Все остальные также могут принять участие.
Секретарь суда.Встать! Суд идёт!
Уважаемый судья! Господа присяжные к слушанию
дела Раскольникова Родиона Романовича Готовы.
Прошу всех занять свои места. Прошу всех сесть.
Судья.Слушается уголовное дело по обвинению Раскольникова Родиона Романовича, совершившего тяжкое преступление с целью ограбления – убийство старухи-процентщицы Алёны Ивановны и сводной её сестры, Лизаветы.
Секретарь. 10 июля сего года Родион Раскольников, спрятав под пальто топор, закреплённый на специально приготовленную петлю и прихватив заранее приготовленный, якобы, заклад, вышел из дому и направился к месту проживания старухи-процентщицы. Здесь Раскольников несколькими ударами по голове топором убил Алёну Ивановну, а затем, несколькими минутами позже, и сестру её, Лизавету.
Судья. Чтобы лучше понять суть дела, следует знать историю жизни Раскольникова. Подсудимый, вам слово.
Раскольников. Я, Раскольников Родион
Романович, бывший студент Петербургского
университета. Бывший, потому что из-за отсутствия
средств, вынужден был оставить учёбу. Отношусь к
низшему сословию, беден. Рано потерял отца, Имею
мать и сестру Дуню.
Ранее жил в заброшенном городишке, где царят
пьянство, нищета, ругань. Ходил в церковь,
соблюдал все христианские обряды, то есть был как
все.
В настоящее время живу, если можно это назвать
жизнью, здесь, в Петербурге. Живу впроголодь,
ючусь в жалкой коморке, похожей на шкаф, откуда
тоже меня грозятся вышвырнуть на улицу.
Под угрозой оказалась судьба моих родных. Всё это
привело меня к глубокому размышлению о жизни в
мире, где господствуют неправедная власть,
жестокость и корыстолюбие.
Опираясь на примеры из истории (Магомет, Наполеон
и другие) и опираясь на примеры из жизни,
окружающей нас, пришёл к выводу, что все люди
делятся на необыкновенных, которым «всё
дозволено» ради высших соображений и
обыкновенных, удел которых терпеть и покоряться.
Я человек совестливый и легкоранимый. Не могу
хладнокровно смотреть на ужасы и несчастья,
царящие в обществе. Вот почему я оказался здесь,
на скамье подсудимых.
(История жизни подсудимого подготовлено учеником класса, как и выступления всех остальных)
Судья. Благодарю! Можете присесть. К слушанию приглашаются свидетели.
Секретарь. Свидетель Пульхерия Александровна Раскольникова.
(Так приглашаются все свидетели)
Судья. Есть ещё свидетели, желающие выступить в защиту или в обвинение Раскольникова?
Секретарь. Слово для обвинения предоставляется прокурору.
Прокурор. Уже с первых минут
знакомства с Родионом Раскольниковым мы видим,
что он порабощён философской идеей, допускающей
«кровь по совести». Он считает, что не только
исторический прогресс, но и всякое развитие
осуществлялось и осуществляется за счет кого-то,
на чьих-то страданиях, жертвах, крови. Всё
человечество подразделяется на две категории, на
два разряда. «Есть люди, безропотно принимающие
любой порядок вещей,– «твари дрожащие», есть
люди, смело нарушающие моральные нормы и
общественный порядок, принятый большинством:
«сильные мира сего», – говорит Раскольников.–
Развитие общества совершается в процессе
попрания «тварей дрожащих» «наполеонами».
Кто дал Раскольникову право делить людей таким
образом? Разве это не преступная идея?
Теория Раскольникова обрекает большую часть
человечества на рабское служение тому, в чьих
руках власть. Ведь если каждый пожелает доказать,
что он «наполеончик», начнётся стихия всеобщего
преступления.
Одним словом, теория Раскольникова антигуманна
по своей сути.
Да, подсудимый страдает!
Но что стоят его страдания после совершения
убийства. Убиты два человека. Убиты хладнокровно.
Их уже не вернуть. Убийство готовилось
длительное время, были продуманы все детали, то
есть я хочу обратить Ваше внимание, господа, на
то, что убийство преднамеренное, с целью
ограбления.
Вспомним, как всё это происходило. Как тщательно
готовил он это злодеяние. Об этом
свидетельствует и табакерка, якобы серебряная, а
на самом деле подделанная убийцей, и петля на
пиджаке, предназначенная для топора, наконец, сам
топор – символ слепой силы, символ насилия, и не
важно, ради каких целей его применили.
А второе убийство? Бедное, беззащитное и без того
униженное и оскорблённое существо. За что
пострадала она? А ни за что! Ненужный свидетель и
только. А ведь она – то самое беззащитное
существо, ради которого теория Раскольникова
допускает «кровь по совести». Где же этому
объяснение? А вот оно. Человек, однажды
совершивший преступление, может его повторить.
Господин Судья! Господа присяжные! Перед вами
человек, совершивший злодеяние, подобное
которому я ещё не встречал. Жестокость этого
человека не поддается никакому объяснению и, тем
более, оправданию. Такие люди опасны для
общества. И я требую у суда вынести единственное
справедливое наказание – смертный приговор.
Секретарь. Слово предоставляется защите.
Адвокат. Господа присяжные! Господин
судья! Я бы согласился с господином прокурором,
если бы не одно обстоятельство. Мы должны учесть,
что мой подзащитный пришёл к этой мысли не сразу
и не вдруг. Он пришёл к ней, наблюдая русскую
жизнь долгое время, размышляя над отечественной
и мировой историей. Именно жизнь и история вполне
убеждают его в правильности его идеи, его теории.
Именно так устроен мир. Великие личности не
останавливаются ни перед какими жертвами,
насилием, кровью ради осуществления своих целей.
Примеров этому довольно много вокруг нас, стоит
только хорошо оглядеться вокруг.
Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага
жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он
молод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет
переделать эту жизнь. Найти в ней для себя
достойное место. Ради этого Раскольников и
придумывает, как вы уже изволили заметить,
господин прокурор, античеловеческую по своей
сущности теорию, проводит страшный эксперимент,
обрекая при этом на невыносимые душевные муки
прежде всего самого себя.
Господин судья! Господа присяжные, прошу учесть
всё вышесказанное мной и дать возможность моему
подзащитному искупить свою вину. Прошу применить
более мягкий приговор.
Судья. Обвиняемый, вам предоставляется последнее слово.
Раскольников. Господин судья! Господа
присяжные! Что я могу сказать в своё оправдание?
Да, я виноват. Но в моей теории есть
альтруистические мотивы. Я хотел избавить себя и
свою семью от безысходной нужды, но ведь не
только это…
Есть ещё одна причина, толкнувшая меня на
преступление: «Не для того я убил, чтобы, получив
средства и власть, сделаться благодетелем
человечества. Вздор! Я просто убил, для себя
одного!..» Хотел самоутвердиться в жизни,
доказать, что я не «тварь дрожащая, а право имею».
Но после совершённого мной убийства чувствую
себя отщепенцем. Между мною и окружающими меня
людьми образовалась пропасть. Я переступил
нравственный барьер и сам поставил себя вне
законов человеческого общества.
Муки совести, сознание своей духовной
опустошённости привели меня в руки правосудия. Я
прошу учесть факт признания и раскаяния при
вынесении приговора.
Секретарь. Суд удаляется для вынесения приговора.
(Все расходятся по местам)
Учитель. Итак, суд якобы удалился для вынесения приговора. Но приговор, я думаю, в каждом из вас. Каждый из вас сумел разобраться в этом сложном процессе, происходившем с героем романа. Сумел разобраться, виновен или нет Родион Раскольников, виновно ли общество и, в конце концов, кто Раскольников, страдалец за человечество или человек, преступивший закон.
(Каждый ученик высказывает свое мнение: виновен или нет Раскольников)
Учитель. Я ещё раз хочу обратить ваше
внимание на эпиграф урока. Действительно,
проблема, затронутая Достоевским в романе,
актуальна и в наше время. Очень трудно
разобраться в том, что происходит вокруг нас
сейчас. Но каждый из нас должен стараться не
преступать законы человеческой морали и
переступать через человеческие жизни.
Спасибо за внимание.
(Выставляются оценки)
Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. Одним из главных направлений моей работы является воспитание любви к родному краю, к обычаям и традициям своего народа. Причем наряду с традициями своего народа мы говорим о традициях и народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии и России. Так ребята сами подготовили проект «Тау адет» (горский обычай), в рамках которого они узнали многое о традициях и обычаях горских народов.
Это расширяет представление о нормах культурной жизни и приобщает к этим нормам, формирует образ жизни, достойной человека, а также формирует жизненную позицию. Сделали комплексный анализ текста, повторили орфограммы и пунктограммы.
Одной из составляющих программы по русскому языку является формирование словарного запаса учащихся. Работу по формированию лексического запаса учащихся провожу на каждом уроке. Во-первых, это подготовка детей к восприятию классических текстов. Предварительно предлагаю ученикам выяснить значение непонятных слов. Такая работа обогащает словарный запас учащихся, подготавливает языковой материал для восприятия художественной литературы. Кроме того происходит экскурс в прошлое языка (особенно при работе над архаизмами), тем самым познается история и традиции нашей страны. Такой же прием использую при изучении новой лексики, фразеологизмов и крылатых выражений. Предлагаю в правую колонку вписать крылатое выражение, угадав его по описанию из левой колонки. Всё это выводит учащихся на совершенно иной интеллектуальный уровень. Исследовательская деятельность на уроках формирует метапредметные умения. Работать со справочной литературой, анализировать и делать выводы, формировать свою речь, организовывать собственную деятельность. Часто для формирования лексического запаса школьников использую комплексный анализ текста. На этом этапе учащиеся учатся применять свои знания и правильно оформлять речь.
Для формирования метапредметных компетенций очень хорош и метод проектов. Ведь проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме. Предлагаю различные индивидуальные задания – проекты: подготовка биографической справки об авторе произведения, сообщение об особенностях драматического произведения, подготовка мини-викторины «Угадай персонаж», заучивание стихотворения наизусть, защита иллюстраций (в том числе, сделанных самими учениками). Всё это способствует развитию таких метапредметных компетенций как навыки сотрудничества, умение работать с информацией.
Большой плюс и в том, что в деятельность включены все ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к предмету и способностей к учению.
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Таким образом, метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными) ; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов целью которых является воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей. Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение, владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности.
Введение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт общего образования / Министерство
образования и науки Российской Федерации. – М.:
Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как
компонент личностно-ориентированной парадигмы
образования//Народное образование–2009–№2–с.58-64.
3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и
результаты образования: как реализовать
федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm
4. Хуторской А.В. Работа с метапредметным
компонентом нового образовательного стандарта //
Народное образование №4 2013 – с. 157-171.
5. Интернет-ресурсы