Развитие литературных способностей на уроках-мастерских в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: одаренные дети


Модернизация общеобразовательных средних учебных заведения подразумевает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися конкретного минимума знаний, но и на становление личности обучающегося, его познавательных и творческих способностей. В прогрессивной реальности популярна интеллектуально и творчески развитая личность.

Как раз вследствие этого становление творческих способностей учеников на уроках литературы можно считать приоритетным в современной школе.

Творчество - мощнейший импульс в детском развитии, вследствие которого создается качественно новый продукт. Вероятная гениальность есть в любом человеке, в любом есть оригинальность.

К сожалению, нередко бывает так, что уже с детства малыш не верит в себя. В итоге - тормозится его развитие. Почему же так происходит? С одной стороны, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста - основная задача родителей, воспитателей и педагогов доп. образования. А с другой стороны, большинство родителей делают акцент на развитие мышления и памяти у ребенка.

Когда ребенок приходит в школу, он, к сожалению, теряет способность творить, потому что боится совершить ошибку, опасаясь быть непонятым или даже наказанным.

В следствие этого ключевую задачу современного учителя я вижу так: не уничтожить, а высвободить, раскрыть креативные силы в ученике.

Роль учителя на уроке вовлечь ребят в творческую работу и приобщить их к самостоятельному творчеству, пусть и на простом уровне.
Много усилий надо приложить, дабы жизнь ученика в школе была увлекательной, насыщенной, наполненной креативного труда. Именно на таком уроке царит взаимопонимания и сотрудничество, что в дальнейшем приведет к сотворчеству. Для сего я очень удачно использую на своих уроках форму литературной мастерской.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества» - все эти понятия в современном обществе считаются показателями мастерства, высочайшей квалификации, одним из ведущих критериев при выявлении лучшего среди наилучших. Так как именно способность к творчеству мы в первую очередь считаем атрибутом даровитости, таланта, гения.

Кстати, именно поэтому почти все ученые, занимающиеся детской психологией и психологией творчества настаивают на необходимости развивать творческие способности, учить творчеству, предоставить ребятам разумный импульс к творческой работе.

Обучение творчеству содержит значительный нюанс. В случае, если школьник с самого начала собственной ученической работы подготавливается к ней самостоятельно, собственно, что он обязан делать, то выдумывать, отыскивать уникальные решения поставленных задач, составляющих основу формирования личности этого ученика, он будет очень успешно.

Остановимся подробнее на той форме работы, которую я считаю оптимальной на уроке литературы для успешного развития творческих способностей. Это форма литературной мастерской.

Петербургские методисты выпустили уже большое количество заметок, авторских сборников и книжек, посвящённых мастерским как свежей педагогической технологии. Многие учителя активно работают в данном направлении.

Вот одно из первых определений, данных по-русски этому явлению: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает изобретение свежего и самостоятельность пути.

Выделим типы мастерских, актуальные для словесников:

  • мастерские креативного послания (или элементарно - письма),
  • мастерские познания,
  • мастерские отношения,
  • мастерские ценностных ориентаций,
  • мастерские самопознания,
  • проектные мастерские.

Для разработки и последующего успешного занятия, необходимо следовать алгоритму мастерских, в котором возможны лишь незначительные корректировки. При разработке мастерской обязательно нужно учитывать, что её содержание должно быть проблемным и даже феноменальным. Благодаря чему участники занятия смогут сделать несколько изобретений, потрясений, сильных недоумений с озарением - что, собственно, и делает мастерскую оригинальной формой урока.

Почему современному учителю литературы нужны мастерские? Самым главным на данном предмете является текст, и именно форма мастерской делает текст главным на уроке, повышает его значимость в глазах учеников. Ребята активнее включаются в работу, ведь теперь не им дают информацию, а они сами её "мастерят", добывают. Все работают вместе, но каждый развивает себя. Литературные мастерские помогают работать над личным "письмом", а значит, участники на таких занятиях готовятся к сочинениям, одной из самых сложных форм самостоятельной работы.

При работе с мастерской необходимо следовать её законом:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех членов. (Учитель принимает участие в работе с учащимися.)
  2. Каждый имеет право на ошибку: она может быть исправлена самим учащимся или же будет окошком в открытии.
  3. Безоценочная работа, недопустимость критичных замечаний. Это самое сложное, ведь хвалить тоже нельзя. Оценка заменяется самооценкой, чему приходится долго учиться.
  4. Эмоциональная насыщенность каждого этапа мастерской, повышенная готовность к анализу, выводам и принятию срочных решений.
  5. Систематическое побуждение к работе снаружи и изнутри учащегося.
  6. Неизменная смена форм работы: индивидуальная, парная, групповая.
  7. Интегрированное познание. Мастерская всегда приводит к широкому полю познавательной работы.
  8. Передача некоторой свободы учащимся в рамках принятых правил: выбор собственной темы и модели поведения в рамках поставленных задач.
  9. Ребенок имеет право не высказывать свое мнение здесь и сейчас, если он этого не хочет. Желание обязательно появится у каждого, может чуть позднее, а может кто-то захочет обсудить вопрос лично с учителем или близким ему одноклассником.
  10. В заданиях должен быть элемент загадочности, тайны. Лишь при данном условии появляется творчество.
  11. Ключевой принцип сотрудничества - диалог. Правильно построенный диалог приведет нас к нужному результату.
  12. Возможна организация и перестройка рабочего места в зависимости от целей этапа урока.
  13. Слияние трёх компонент: учения, общения, творчества.
  14. Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с текстом. У каждого своя реакция и мнение на происходящее.
  15. Воспитательный элемент занятия - связанный и не связанный с содержанием учебного материала.
  16. Свобода выбора - в рамках заявленных правил - поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
  17. Самое важное! Непредсказуемость итогов. Удивление, восхищение, восторг.

Литературные мастерские способствую эмоциональной открытости, способность к чувственному воплощению в новое - дар, который дети зачастую, к сожалению, теряют у нас в школе. Основная задача современно учителя сейчас не дать этому дару потухнуть, постоянно развивать его. И тут огромную роль играют и общая атмосфера на уроке, свободная от догматизма и авторитарности, и эмоциональность, и артистизм учителя, и организация творческих дел учеников.

Таким образом, любой школьник на урок, организованных в форме литературных мастерских, приобретают житейский опыт, главные компетентности, которые несомненно помогут понять себя, самоутвердиться и отыскать свое место в коллективе, например как в случае если ребенку предоставить шанс выразить себя и свое личное творчество, то у него оно станет и далее развиваться, а творческие способности станут укрепляться.

Библиографический список

  1. Богоявленская. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
  2. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М., 1991.
  3. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские по литературе. СПб., 2000.
  4. Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.
  5. Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm . - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
  6. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.,1982.
  7. Методика преподавания литературы. Автор-составитель Б.А.Ланин. М. 2007.
  8. Новлянская З.О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. - 1996.
  9. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. - М.: Наука, 1991.
  10. Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. - Чита, 2000.
  11. Тиникова Рада Николаевна Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы // Концепт. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 14.11.2020).
  12. Туковский Т.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки и методике.- 1966.
  13. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011. - URL:http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm . - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225- 1618.
  14. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986.