Развитие личности учащихся при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–6-х классах

Разделы: Литература


Социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает огромное влияние на формирование личности. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом самобытности нравственных начал, уважения к людям, способность к самосознанию и самосовершенствованию.

Особую роль в решении этой проблемы призвана сыграть русская литература, так как она является хранительницей нравственных, духовных, эстетических ценностей как русского народа, так и всех народов нашего Отечества.

Региональный компонент по литературе государственного стандарта образования, как ничто иное, уже по определению содержит в себе исключительную возможность формировать личность на социокультурном материале, который и содержательного, и эмоционально наиболее близок обучающемуся.

Сквозной темой в программе по литературе 5-6 классов проходит раздел «Устное народное творчество». Он является самым благодатным для использования регионального компонента Дона. Знакомство с фольклором родного края дает учителю возможность показать познавательную ценность старинных казачьих сказок, легенд, пословиц и поговорок, учит обучающихся понимать мир сказок, видеть приметы времени, народного уклада жизни, национального характера, учит понимать и воссоздавать поэтику сказки.

Уроки литературы с использованием фольклора в 5 классе является первой ступенькой литературного образования.

Работа на этих уроках я построина на сопоставлении донских казачьих и народных сказок. Обучающимся было дано задание прочитать донскую волшебную сказку «Танюша и мачеха» и народную сказку «Василиса Прекрасная», помещенную в хрестоматии. Прочитав эти сказки, они должны были ответить на вопросы:

  1. Что общего в судьбе Василисы из сказки «Василиса Прекрасная» и «Танюша и мачеха»?
  2. На что рассчитывают в борьбе с враждебной силой герои сказок: на волшебный предмет или собственную смекалку?
  3. Чем похожи, чем различаются и чему учит одна и другая сказка? Как вы думаете почему?
  4. Каков нравственный мир, воплощенный в этих сказках?

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • создание речевой ситуации и ответы на вопросы;
  • оценка поступков и мотивов поведения героев;
  • запись диалектных слов в тетради с толкованием значения.
  • работа с иллюстрациями.

Работая с текстами, анализируя их, обучающиеся приходят к выводу:

– Общее в донских и народных сказках – поэтические образы фольклора: добро, милосердие, благородство, национальная гордость, зло, порок.

– За несколько столетий, пока народные сказки ходили среди казаков, они заметно изменились.

Это видно в том, как сказочные герои говорят, и как они одеваются, и чем занимаются. В донской сказке больше простых, будничных житейских подробностей.

– Изменился сам сказочный герой. Героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, которому помогает не только волшебная сила, сколько собственная смекалка, ловкость, смелость, готовность помочь слабому.

Ребята делают вывод, что в любой жизненной ситуации человек должен рассчитывать на свои собственные силы.

Нравственный мир волшебной сказки – это прежде всего мир добра и доброты. На вопрос о том, в чем проявлялась доброта сказки, отвечают, что она защищает слабых и обиженных. При столкновении добра и зла добро не сразу побеждает, но зло обязательно наказывается.

Сказка незаметно, но постоянно учит. И на вопрос, чему учит, какие нравственные понятия вырабатывает, учащиеся отвечают, что учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам.

Сказки – неувядаемый жанр, они пришли в наш век из былых времен. На последующих уроках литературы Донского края учащиеся знакомятся с новыми сказками, с сказками русских писателей. Но первый урок этой темы начинаю с сопоставления волшебной казачьей сказки «Бисеринка» (в записи Т.И. Тумилевича) и литературной сказки А. Платонова «Волшебное кольцо». Это помогает обучающимся понять, как писатели, перерабатывая фольклорный материал, создают собственные произведения.

Виды деятельности учащихся на уроке:

1. Работа с текстом в группах.

2. Сравнительный анализ сказок по следующему плану:

– Полная лишений жизнь героя и его матери в начале сказки.

– Герой поочередно спасает собачонку, котика и змею.

– Мать возражает против змеи в доме, и герой выполняет её желание.

– Змея оказывается дочерью змеиного царя и помогает своему спасителю получить от отца волшебный предмет.

– Достаток в доме.

– Желание жениться на царской дочери и исполнение этого желания.

– Потеря волшебного предмета, жены и благосостояния.

– Восстановление справедливости с помощью раннее спасенных друзей, отказ от царевны и женитьба на простой девушке.

3. Создание речевой ситуации и ответ на вопросы:

– Каков жанр этих сказок?

– Можно ли пересказать обе сказки, руководствуясь предложенным планом? Почему?

– Назовите совпадающие структурные элементы этих сказок. Можно ли утверждать, что подобные структурные элементы присущи другим волшебным сказкам?

– Что добавил нового писатель в фольклорной основе своей сказки? Выиграла ли от этого сказка?

– Что вы можете сказать о характере, поступках и поведении главного героя этих сказок? Чему учат эти сказки?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят, что доброта, отзывчивость, справедливость – главные человеческие качества. Сказка учит быть готовыми прийти на помощь к тому, кто в этом нуждается. Всегда помнить, что «чужого горя не бывает».

Работая с текстом сказок, анализируя их, обучающиеся учатся понимать содержание и главную мысль прочитанного, поступки и мотивы поведения героев, давать оценку прочитанному.

Такой подход при изучении двух сказок обеспечивает и системный эффект, позволяющий при экономии времени, а также сил обучающихся, добиваться высокого уровня усвоения ими как произведения базового, так и регионального компонента, активизировать работу интеллектуальных и творческих способностей, способствует развитию познавательной активности.

Среди народных сказок есть много сказок о животных. Это один из самых древних видов, они живут и не стареют. Есть также сказки и среди казачьих: «Глупец и жеребец», «Кот и лиса» , «Казак и лиса» , «Черная коровушка и Аннушка». И не смотря на то, что они немногословны, учащимся они очень нравятся. Чтобы на уроке провести групповую работу по текстам сказок о животных, соответственно даю и знания по группам.

1 группа. Прочитать сказку «Глупец и жеребец».

2 группа ______,,_____ «Кот и лиса.

3 группа ______,,_____ «Казак и лиса».

4 группа ______,,_____ «Черная коровушка и Аннушка».

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Как раскрываются в сказке характеры действующих лиц? (1 гр., 2 гр., 3 гр., 4 гр.)
  2. Чему учит сказка?
  3. Какие наиболее характерные черты донского жителя отражены в сказке? (3 гр., 4 гр.)
  4. О каких особенностях природы, быта, речи донских казаков говорится в сказке? (1 гр., 2 гр., 3 гр., 4 гр.)
  5. Назовите общие и отличительные черты донских сказок от народных сказок про животных?

На уроке используются такие виды деятельности учащихся:

  • воспроизведение сюжета;
  • анализирование эпизодов сказки;
  • создание речевой ситуации и ответ на вопрос;
  • словесное описание иллюстраций к сказкам.

Работая с текстами этих сказок, анализируя их, учащиеся не только познают наиболее характерные черты донских жителей, особенности природы, быта, речи казаков, но и учатся словесному оформлению своих высказываний, формируют такие качества речи, как логичность, точность, выразительность

Есть в донском фольклоре и топонимические сказки о реках, хуторах и станицах донского края. На одном из уроков, работая с донской казачьей сказкой «Шат и Дон», сравнивая её с вариантом сказки Л.Н. Толстого того же названия, обучающиеся узнают об истоках реки Дон, почему Дон Ивановичем зовут. Предлагаю им ответить на вопрос, а что они знают об истории происхождения названий хуторов и станиц донского края. Такой вопрос для учащихся 5-го класса сложный. Но они вспоминали, что слышали из рассказов родных, что читали в литературе.

В конце урока дается задание узнать историю названия хутора, станицы, реки родного края, где живут их родные, знакомые или друзья. Так уже в 5-ом классе начинает формироваться у обучающихся навыки поисковой и исследовательской работы. Это играет важную роль в развитии познавательного интереса, творческого подъема, способствует воспитанию чувства любви к своей «малой» родине.

М.А. Шолохов говорил: «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами…» Богат пословицами и донской край. Они не знают границ, живут веками и были у казаков на все случаи жизни.

К уроку литературы «Малые формы донского фольклора» учащиеся должны были найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки. Цель этого урока заключалась в том, чтобы на примере собранных пословиц раскрыть смысл пословицы «На Дону пословица не от безделья молвится» и ответить на вопросы:

– Какие мысли и чувства выражают пословицы?

– Какие нравственные нормы заложены в них?

– Что нашло в них отражение?

В конце урока, обобщая ответы учащихся, делаем вывод, что в донских пословицах сжатость и мудрость и народной речи. В них история, нравы, обычаи донских казаков.

Они воспитывают любовь к Донскому краю, уважение к народным традициям.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из пословиц.

М.А. Рыбникова видела в фольклоре огромную пользу для воспитания, для развития личности обучающихся.

Он, действительно, представляет возможность проявить неограниченный полет фантазии учащихся 5-6 классов в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировках.

На уроках донского фольклора они не только читают и анализируют сказки. Предлагаются им также виды творческой деятельности, как сказывание сказок, продолжение сказок по заданной модели, нарисовать или подготовит костюмы сказочным героям, иллюстрирование сказок, пословиц, изготовление поделок к сюжету сказок. Каждый ученик находит в такой творческой работе для себя дело по душе.

Это развивает творческое воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность интеллектуальной деятельности обучающихся.

Все, что узнали, прочитали они, подготовили в ходе творческой деятельности использую на итоговом уроке по фольклорному творчеству Дона.

Урок проводится в форме игры.

Виды деятельности учащихся на этом уроке:

  • конкурс знатоков казачьих сказок;
  • лингвистический анализ сказки «Про сына купца и дочь сапожника»;
  • аукцион пословиц и поговорок;
  • конкурс колыбельных песен;
  • инсценирование сказки;

Так от урока к уроку, из класса в класс обучающиеся осваивают содержание литературы Дона и о Доне как особенной отечественной культуры, порожденной географическим положением, особенностями исторического развития, социокультурным своеобразием нашего края.