Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки


Цель: познакомить детей с литературными жанрами

Задачи:

  1. Подробно рассмотреть жанры УНТ
  2. Прививать интерес к УНТ
  3. Развивать информационную компетентность

Оборудование: наглядный материал (рисунки, карточки), разрезные пословицы и поговорки, листы для схемы, карандаши цветные или фломастеры.

Ход урока

Дети заходят в кабинет и при входе берут карточку, на которой написаны пословицы, герои былин и сказок. Имея на руках такие карточки, они должны сами догадаться, как им разделиться на команды(команды будут сформированы по жанрам: пословицы, сказки, былины). Назначаются эксперты.

Актуализация

Всякое литературное произведение относится к одному из литературных родов: лирике, эпосу, драме. Все три слова греческого происхождения. На первый взгляд может показаться странным, что сочинения разных авторов и разных эпох удивительно непохожи друг на друга, а родов всего 3!
Дело в том, что каждое произведение принадлежит не только к тому или иному роду, но и к определенному жанру. История литературы насчитывает великое множество жанров. Но каждый жанр принадлежит к какому-нибудь из 3 родов, поэтому различают жанры лирические, эпические, драматические.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по жанровой вселенной. Почему же вселенная, что это такое? Найдите в словаре определение Вселенной. В каком словаре будем искать?(толковом).

Изучение нового материала

Жанров великое множество, поэтому и Вселенная.Отправляемся в путешествие на ракете (физкультминутка: пять, четыре, три, два, один ПУСК!).

Сообщения детей

Сейчас мы послушаем ребят, которые должны были приготовить маленькие сообщения о родах литературы. Итак, начнем… (расставляют спутники у планет).

Что же такое литературный жанр? ЖАНР – ЭТО ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, например, басня, лирическое стихотворение, повесть, драма и т.д.

Мы выделим 3 категории жанров. А еще можно выделить в особую категорию фольклорные жанры. Именно о них мы и поговорим сегодня подробнее.

Рассказ библиотекаря

К фольклорному жанру относятся загадки, сказки, пословицы и поговорки, былины.

Начнем со сказок.

Недаром дети любят сказку:
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

Уже на заре человечества наш далекий предок, лежа ночью у потухающего костра, вглядывался в усыпанный звездами небосвод и уносился мыслями в сказочную страну Фантазий.
Изнуренный непосильной работой пастух, пахарь, охотник мечтал о благополучии, изобилии, счастье. И мечты эти выливались в самые поразительные, самые невероятные. Так появлялись сказки. Они давали людям возможность забыть горести, заботы, несправедливости. Она открывала людям новый, неведомый мир.
Сказки можно разделить на три вида: волшебные, о животных и бытовые.
Мир волшебной сказки полон страхов, горя, волшебства. Сказку населяют могущественные джины, волшебники, колдуньи, чудовища, людоеды. Сказочный мир необыкновенен. Он живой, одушевлен, наполнен чудесами, превращениями. В нем постоянно происходит борьба противоположностей. Но чаще все заканчивается победой добра.
Герой сказки – сильный человек, победитель, добрый, щедрый, умный, хитрый. Главный участник в борьбе со злыми силами.

Задание для команд

  • А сейчас вам задание: каждая команда должна придумать рекламу сказочному предмету, который я вам сейчас дам. Эксперты будут оценивать вашу работу, не забывайте, что оценивается и коллективность работы.

Рассказ библиотекаря

Следующим фольклорным жанром являются загадки.
Загадка – это иносказательное изображение предметом или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Существует 4 типа загадок: иносказания, описания, вопросы, задачи.

К какому типу относится загадка на ваш взгляд?
Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве? (одну-то убил, а остальные улетели).

Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Загадки основаны на схожести предметов, на их сравнении, например, заметили люди, что кисти овса похожи на серьги, украшающие девушек, и появилась загадка: “Как во поле на кургане стоят девушки с серьгами”.

А это что?

“На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках” (березы).

Задание для команд

  • Отгадать загадки: (команды отгадывают по очереди)
  • На край Свердловска пойдешь, что найдешь? (А)
  • Что находится между рекой и берегом? (И)
  • В небе есть, в земле нет, в бабе две, в мужике ни одной нет (Б)
  • А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе? (И)
  • В старости я один раз встречаюсь, в молодости три раза, в огне не горю, в воде не тону (О)
  • Что находится посередине Киева? (Е)

О чем были загадки? (о буквах алфавита). А как правильно говорить алфавит или алфавит? В каком словаре нам это узнать? Найдите.

Рассказ библиотекаря

Человек, познавая природу, наделил ее способностью жить, чувствовать, действовать, влиять на его жизнь, судьбу. Так появились пословицы и поговорки.
В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц, ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли. Они наставляют “От скуки бери дело в руки”, учат не ошибаться “Смолоду прорешка, под старость дыра”, предостерегают “Береги платье снову, а честь смолоду” и т.д.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от пословицы она не имеет законченного смысла.
“Как аукнется, так и откликнется” (послов.).
“После дождичка в четверг” (поговор.).
Народ говорил:
“Поговорка - только цветочек, а пословица - ягодка”.
Поговорки и пословицы можно условно разделить на 5 тем: отношение к миру, отношение к себе, отношение к идеалу, отношение к труду, отношение к людям.
Особую группу пословиц составляют заимствованные у разных народов пословицы. Появление такого рода пословиц и проникновение их в культуру стало возможным благодаря возникновению письменности.
Пословицы и поговорки любят играть именами. Нередко имена используются для склада, рифмы, но есть ряд имен, за которыми узнается образ, характер. С именем Емеля связано представление о человеке - болтуне. Макар - неудачник, Иван - человек себе на уме (Мели, Емеля – твоя неделя. На бедного Макарку все шишки валятся. Иванушка - дурачок, с виду - простачок.).
Пословицы и поговорки не знают повествовательных интонаций. Интонации, как правило, восклицательные (Шире, грязь, навоз идет!).
Пословицы и поговорки – древнейшие фольклорные жанры. Они известны всем народам мира, даже жившим до нашей эры.
В произведении “Повесть временных лет”, написанном в 14 веке, есть ряд пословиц;

- Не идет место к голове, а голова идет к месту.

- Мир стоит до рати, а рать до мира.

- Не погнетши пчел – меду не едать. И др.

Это вечный фольклорный жанр, т.к. и в наше время народ создает и пословицы и поговорки.

Задание для команд

СОБРАТЬ!

“Немного читай, да много разумей”

“Не на пользу читать, коли только вершки хватать”

“Не красна книга письмом, красна умом”

  • Найди себе пару (половина детей берет начало пословицы, а половина конец).

Рассказ библиотекаря

Последний фольклорный жанр, с которым мы будем сегодня знакомиться, - это БЫЛИНЫ.
Былины – произведения устной поэзии о русских богатырях, народных героях; “богатырские песни”, которые рассказывались нараспев, строились по определенному плану.
Зачин – указывает время и место действия.
Основная часть – повествование о подвигах героев.
Концовка – героическая песнь, восхваление.
“Тут Илье и славу поют”.
Былины рассказывались нараспев. Иначе сказать - это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ. Былины не имеют авторов. В них поется о реальных событиях.
В былинах воспевался Киев – град, Новгород, Чернигов, Галич. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Так князя Владимира Святославовича и Владимира Всеволодовича Мономаха.
На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов. От чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся в гридне – гостиной-горнице; для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, ме6ду сладкого; для них на лавках барсовы шубы лежат, медвежьи на стенах развешаны. Слава, слава и в наши дни богатырям - защитникам Родины!

Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан – моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях и в этом тоже правда. Знаменитые русские богатыри – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Все их подвиги были во имя Отечества.
Былины – песни, но песни особые. В них есть сюжет.
Язык былин богат, живописен, выразителен.

Как скакал-то Илья да со добра коня
Припадал-то он ко матушке сырой земле
Как стучит ведь матушка сыра-земля
Да под той же как сторонушкой восточною.

В былинах много слов старинных, неизвестных: булатный, вельми, вепрь, выжлык, грай и т.д.
Основным художественным средством былин является гипербола, т.е. преувеличение.
Богатыри подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, их шлемы весят по несколько пудов, мечи у них такие, что никому из простых смертных не поднять.
Все чувства, эмоции превращались в живые существа. Все одушевлялось

И застонал, братья, Киев от горя
А Чернигов от напасти,
Тоска разлилась по русской земле,
Печаль обильная потекла посреди земли русской…

Смотрим презентацию по былинным героям (см.Приложение 1)

Задание для команд

Начертить схему по былинным героям: 1 команда – радиальную, 2 команда – организационную, 3 команда – схему Венна (см.Приложение 2)

(ребята чертят под музыку (см.Приложение 3) Проверим.

Результаты экспертов

Оценочная таблица для каждой команды

Критерии  
Скорость ответов  
Правильность ответов  
Качество рекламы  
Составление схем  
Коллективность работы  
Корректность поведения  

Рефлексия

На этой поэтической ноте и заканчиваем мы с вами знакомство с жанрами литературы.
А сейчас, ребята, зажгите свою звездочку во вселенной. Не понравилось – синий цвет, понравилось – красный, не могу определиться – желтый.
Для чего нам нужны литературный жанры и рода? Чтоб писать книги и понимать их. Замечательный писатель-драматург Дени Дидро сказал: “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.
Старайтесь, ребята как можно больше читать и узнавать много нового и интересного.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.
  2. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам: (Материалы в помощь проведению занятий). Вып. 2/Рос.Академия образования; Гос.науч.пед.б-ка им.К.Д.Ушинского; Сост.Чулкина Г.В.; Под ред. О.В.Козловой, - М., 2000.-140 с.
  3. Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования. – СПб, Профессия, 2001. – 96 с.
  4. Линкова И. Ты и твоя книга. – М.: Просвещение, 1985. – 124 с.
  5. Николаева Л. Учись быть читателем. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
  6. Педсовет (газета для педагогов) №8, 2000.; №3, 2000.; №9, 2003.; №8, 2003.
  7. Словарь юного книголюба. – М.: Книга, 1987. – 301 с.
  8. Смородинская М., Маркова Ю. Как научиться читать продуктивнее?// Смородинская М., Маркова Ю. О культуре чтения: что нужно знать каждому. – М., 1984, - С 7-34.
  9. Харитонова О.П. Занимательная литература. Игры и викторины: для 5-9 классов. – М.: Рольф, 2002. – 224 с., с илл.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
  11. 11. Школьная библиотека (печатный орган школьной библиотечной ассоциации)., №3, 2004.; №5, 2004.; №8, 2004