Цель: познакомить детей с литературными жанрами
Задачи:
- Подробно рассмотреть жанры УНТ
- Прививать интерес к УНТ
- Развивать информационную компетентность
Оборудование: наглядный материал (рисунки, карточки), разрезные пословицы и поговорки, листы для схемы, карандаши цветные или фломастеры.
Ход урока
Дети заходят в кабинет и при входе берут карточку, на которой написаны пословицы, герои былин и сказок. Имея на руках такие карточки, они должны сами догадаться, как им разделиться на команды(команды будут сформированы по жанрам: пословицы, сказки, былины). Назначаются эксперты.
Актуализация
Всякое литературное произведение относится к
одному из литературных родов: лирике, эпосу,
драме. Все три слова греческого происхождения. На
первый взгляд может показаться странным, что
сочинения разных авторов и разных эпох
удивительно непохожи друг на друга, а родов всего
3!
Дело в том, что каждое произведение принадлежит
не только к тому или иному роду, но и к
определенному жанру. История литературы
насчитывает великое множество жанров. Но каждый
жанр принадлежит к какому-нибудь из 3 родов,
поэтому различают жанры лирические, эпические,
драматические.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по
жанровой вселенной. Почему же вселенная, что это
такое? Найдите в словаре определение Вселенной.
В каком словаре будем искать?(толковом).
Изучение нового материала
Жанров великое множество, поэтому и Вселенная.Отправляемся в путешествие на ракете (физкультминутка: пять, четыре, три, два, один ПУСК!).
Сообщения детей
Сейчас мы послушаем ребят, которые должны были приготовить маленькие сообщения о родах литературы. Итак, начнем… (расставляют спутники у планет).
Что же такое литературный жанр? ЖАНР – ЭТО ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, например, басня, лирическое стихотворение, повесть, драма и т.д.
Мы выделим 3 категории жанров. А еще можно выделить в особую категорию фольклорные жанры. Именно о них мы и поговорим сегодня подробнее.
Рассказ библиотекаря
К фольклорному жанру относятся загадки, сказки, пословицы и поговорки, былины.
Начнем со сказок.
Недаром дети любят сказку:
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Уже на заре человечества наш далекий предок,
лежа ночью у потухающего костра, вглядывался в
усыпанный звездами небосвод и уносился мыслями в
сказочную страну Фантазий.
Изнуренный непосильной работой пастух, пахарь,
охотник мечтал о благополучии, изобилии, счастье.
И мечты эти выливались в самые поразительные,
самые невероятные. Так появлялись сказки. Они
давали людям возможность забыть горести, заботы,
несправедливости. Она открывала людям новый,
неведомый мир.
Сказки можно разделить на три вида: волшебные, о
животных и бытовые.
Мир волшебной сказки полон страхов, горя,
волшебства. Сказку населяют могущественные
джины, волшебники, колдуньи, чудовища, людоеды.
Сказочный мир необыкновенен. Он живой, одушевлен,
наполнен чудесами, превращениями. В нем
постоянно происходит борьба противоположностей.
Но чаще все заканчивается победой добра.
Герой сказки – сильный человек, победитель,
добрый, щедрый, умный, хитрый. Главный участник в
борьбе со злыми силами.
Задание для команд
- А сейчас вам задание: каждая команда должна придумать рекламу сказочному предмету, который я вам сейчас дам. Эксперты будут оценивать вашу работу, не забывайте, что оценивается и коллективность работы.
Рассказ библиотекаря
Следующим фольклорным жанром являются загадки.
Загадка – это иносказательное изображение
предметом или явлений действительности, которые
предлагается отгадать. Существует 4 типа загадок:
иносказания, описания, вопросы, задачи.
К какому типу относится загадка на ваш взгляд?
Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и
выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?
(одну-то убил, а остальные улетели).
Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире. Загадки основаны на схожести предметов, на их сравнении, например, заметили люди, что кисти овса похожи на серьги, украшающие девушек, и появилась загадка: “Как во поле на кургане стоят девушки с серьгами”.
А это что?
“На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках” (березы).
Задание для команд
- Отгадать загадки: (команды отгадывают по очереди)
- На край Свердловска пойдешь, что найдешь? (А)
- Что находится между рекой и берегом? (И)
- В небе есть, в земле нет, в бабе две, в мужике ни одной нет (Б)
- А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе? (И)
- В старости я один раз встречаюсь, в молодости три раза, в огне не горю, в воде не тону (О)
- Что находится посередине Киева? (Е)
О чем были загадки? (о буквах алфавита). А как правильно говорить алфавит или алфавит? В каком словаре нам это узнать? Найдите.
Рассказ библиотекаря
Человек, познавая природу, наделил ее
способностью жить, чувствовать, действовать,
влиять на его жизнь, судьбу. Так появились
пословицы и поговорки.
В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо
собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц,
ссылаемся на них, подкрепляем ими свои мысли. Они
наставляют “От скуки бери дело в руки”, учат не
ошибаться “Смолоду прорешка, под старость
дыра”, предостерегают “Береги платье снову, а
честь смолоду” и т.д.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличии от
пословицы она не имеет законченного смысла.
“Как аукнется, так и откликнется” (послов.).
“После дождичка в четверг” (поговор.).
Народ говорил:
“Поговорка - только цветочек, а пословица -
ягодка”.
Поговорки и пословицы можно условно разделить на
5 тем: отношение к миру, отношение к себе,
отношение к идеалу, отношение к труду, отношение
к людям.
Особую группу пословиц составляют
заимствованные у разных народов пословицы.
Появление такого рода пословиц и проникновение
их в культуру стало возможным благодаря
возникновению письменности.
Пословицы и поговорки любят играть именами.
Нередко имена используются для склада, рифмы, но
есть ряд имен, за которыми узнается образ,
характер. С именем Емеля связано представление о
человеке - болтуне. Макар - неудачник, Иван -
человек себе на уме (Мели, Емеля – твоя неделя. На
бедного Макарку все шишки валятся. Иванушка -
дурачок, с виду - простачок.).
Пословицы и поговорки не знают
повествовательных интонаций. Интонации, как
правило, восклицательные (Шире, грязь, навоз
идет!).
Пословицы и поговорки – древнейшие фольклорные
жанры. Они известны всем народам мира, даже
жившим до нашей эры.
В произведении “Повесть временных лет”,
написанном в 14 веке, есть ряд пословиц;
- Не идет место к голове, а голова идет к месту.
- Мир стоит до рати, а рать до мира.
- Не погнетши пчел – меду не едать. И др.
Это вечный фольклорный жанр, т.к. и в наше время народ создает и пословицы и поговорки.
Задание для команд
СОБРАТЬ!
“Немного читай, да много разумей”
“Не на пользу читать, коли только вершки хватать”
“Не красна книга письмом, красна умом”
- Найди себе пару (половина детей берет начало пословицы, а половина конец).
Рассказ библиотекаря
Последний фольклорный жанр, с которым мы будем
сегодня знакомиться, - это БЫЛИНЫ.
Былины – произведения устной поэзии о русских
богатырях, народных героях; “богатырские
песни”, которые рассказывались нараспев,
строились по определенному плану.
Зачин – указывает время и место действия.
Основная часть – повествование о подвигах
героев.
Концовка – героическая песнь, восхваление.
“Тут Илье и славу поют”.
Былины рассказывались нараспев. Иначе сказать -
это песни. Они создавались народом не для чтения,
а для исполнения. Создателем былин является
народ. Былины не имеют авторов. В них поется о
реальных событиях.
В былинах воспевался Киев – град, Новгород,
Чернигов, Галич. Некоторые персонажи былин носят
имена исторических деятелей. Так князя Владимира
Святославовича и Владимира Всеволодовича
Мономаха.
На высоких холмах стоит Киев-град. В старину
опоясывал его земляной вал, окружали рвы.
А за лесами раскинулись степи без конца и края.
Шло из этих степей на Русь много горюшка.
Налетали из них на русские села кочевники – жгли
и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по
краю степи заставы богатырские, маленькие
крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от
врагов. От чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на
могучих конях, зорко всматривались вдаль, не
видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота
чужих коней.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с
честью встречает их Владимир-князь с княгиней
Апраксией. Для них печи топятся в гридне –
гостиной-горнице; для них столы ломятся от
пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги,
ме6ду сладкого; для них на лавках барсовы шубы
лежат, медвежьи на стенах развешаны. Слава, слава
и в наши дни богатырям - защитникам Родины!
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан – моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Былины рассказывают о непобедимых русских
богатырях и в этом тоже правда. Знаменитые
русские богатыри – Илья Муромец, Алеша Попович,
Добрыня Никитич. Все их подвиги были во имя
Отечества.
Былины – песни, но песни особые. В них есть сюжет.
Язык былин богат, живописен, выразителен.
Как скакал-то Илья да со добра коня
Припадал-то он ко матушке сырой земле
Как стучит ведь матушка сыра-земля
Да под той же как сторонушкой восточною.
В былинах много слов старинных, неизвестных:
булатный, вельми, вепрь, выжлык, грай и т.д.
Основным художественным средством былин
является гипербола, т.е. преувеличение.
Богатыри подбрасывают тяжелые палицы в
поднебесье, их шлемы весят по несколько пудов,
мечи у них такие, что никому из простых смертных
не поднять.
Все чувства, эмоции превращались в живые
существа. Все одушевлялось
И застонал, братья, Киев от горя
А Чернигов от напасти,
Тоска разлилась по русской земле,
Печаль обильная потекла посреди земли русской…
Смотрим презентацию по былинным героям (см.Приложение 1)
Задание для команд
Начертить схему по былинным героям: 1 команда – радиальную, 2 команда – организационную, 3 команда – схему Венна (см.Приложение 2)
(ребята чертят под музыку (см.Приложение 3) Проверим.
Результаты экспертов
Оценочная таблица для каждой команды
Критерии | |
Скорость ответов | |
Правильность ответов | |
Качество рекламы | |
Составление схем | |
Коллективность работы | |
Корректность поведения |
Рефлексия
На этой поэтической ноте и заканчиваем мы с
вами знакомство с жанрами литературы.
А сейчас, ребята, зажгите свою звездочку во
вселенной. Не понравилось – синий цвет,
понравилось – красный, не могу определиться –
желтый.
Для чего нам нужны литературный жанры и рода?
Чтоб писать книги и понимать их. Замечательный
писатель-драматург Дени Дидро сказал: “Люди
перестают мыслить, когда перестают читать”.
Старайтесь, ребята как можно больше читать и
узнавать много нового и интересного.
ЛИТЕРАТУРА:
- Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся – М.: Просвещение, 1995. – 383 с.
- Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам: (Материалы в помощь проведению занятий). Вып. 2/Рос.Академия образования; Гос.науч.пед.б-ка им.К.Д.Ушинского; Сост.Чулкина Г.В.; Под ред. О.В.Козловой, - М., 2000.-140 с.
- Збаровская Н.В. Обучающие игры в библиотеке: технология игрового имитационного моделирования. – СПб, Профессия, 2001. – 96 с.
- Линкова И. Ты и твоя книга. – М.: Просвещение, 1985. – 124 с.
- Николаева Л. Учись быть читателем. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
- Педсовет (газета для педагогов) №8, 2000.; №3, 2000.; №9, 2003.; №8, 2003.
- Словарь юного книголюба. – М.: Книга, 1987. – 301 с.
- Смородинская М., Маркова Ю. Как научиться читать продуктивнее?// Смородинская М., Маркова Ю. О культуре чтения: что нужно знать каждому. – М., 1984, - С 7-34.
- Харитонова О.П. Занимательная литература. Игры и викторины: для 5-9 классов. – М.: Рольф, 2002. – 224 с., с илл.
- Чирва А. Книга в твоих руках: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
- 11. Школьная библиотека (печатный орган школьной библиотечной ассоциации)., №3, 2004.; №5, 2004.; №8, 2004