Формирование мировоззрения и нравственных принципов возможно только тогда, когда учащийся сам участвует в приобретении знаний. Это возможно только при применении интерактивных технологий, технологий проблемного обучения, проектов, а главное, формирование развития критического мышления школьников через дебаты и дискуссии.
На основе критического мышления формируются понятия о нравственных ценностях мировых, личностных, и в том числе понятие о здоровье.
Здоровье - это не состояние болезни, это мобилизация имеющихся ресурсов психологических, физиологических, имеющихся в каждом человеке.
Критическое мышление мотивирует, мобилизует человеческие ресурсы, обеспечивает самосознание, социальный выбор, формирует нравственную позицию, образ жизни и в конечном итоге судьбу.
Эти исследования сделаны на примере изучения поэзии серебряного века. Формы критического мышления-дебаты, дискуссии. Важно, чтобы через осознание учащихся были решены следующие проблемы:
- Осмысление, осознание учащимися понятия «серебряный век», его сути.
- Нравственные ценности эпохи, времени и выражение их в стихах.
- Различия в восприятии эпохи, времени, различная трактовка этого в стихах поэтов серебряного века, осмысление и объяснение учащимися этих различий.
- Сходство и различия в творчестве поэтов серебряного века.
Формирование критического мышления учащихся с целью осмысления ими основных нравственных ценностей достигается на уроках литературы путём дискуссии через решения проблемных вопросов. При изучении творчества А. Ахматовой, читая стихи и выполняя их анализ, а также изучая биографию поэтессы, учащиеся отвечают на предложенные им вопросы. Таким образом, достигается определённая цель: старшеклассники мыслят, осознают различные нравственные понятия, слушают мнение товарищей, оценивают его, высказывают свои умозаключения и делают выводы. Критическое мышление в данном случае формируется на примерах высокой поэзии, на примерах не только творчества, но и судьбы, жизненного пути поэта. Так, тема любви в творчестве Ахматовой при изучении связывается с её жизнью, мировосприятием и осознанием самой себя. С этой целью при изучении стихов Ахматовой учащимся предложены следующие вопросы для дискуссии:
- С какой темой вошла Ахматова в литературу.
- Откуда у поэтессы знаменитый псевдоним и как он связан с образом лирической героини, созданным Ахматовой в литературе?
Используя автобиографическую заметку Ахматовой «Коротко о себе», учащиеся оценивают и осмысляют жизненно важные для Ахматовой проблемы. Выполняя задание, дети активизируют мышление, задумываются над важными вопросами, что формирует их собственную точку зрения. Оценивая ответы друг друга, споря и доказывая своё мнение, учащиеся приходят к определённым выводам. Таким образом, достигается цель урока - формирование критического мышления учащихся.
С целью развития умений и навыков в области теории литературы, учащимся предлагается сравнительный анализ поэзии А. Ахматовой и А. Блока. Для дискуссии предлагаются следующие вопросы:
- Что общего в поэзии Ахматовой и Блока?
Сравнивая творчество поэтов, учащиеся приходят к выводу, что оба поэта вошли в литературу с темой любви.
Развивая дискуссию, учитель предлагает следующий вопрос:
- Как они увидели любовь и в чём разница их мировосприятия?
Анализируя стихотворения, школьники делают вывод о том, что два этих поэта видят любовь по-разному. Любовь Блока к Прекрасной Даме возвышенная, идеальная. Учащиеся приходят к этому выводу, анализируя стихотворение «Предчувствую тебя».
В стихах Ахматовой любовь реальная, земная, человеческая.
С целью активизации мышления и продолжения дискуссии задаётся вопрос о том, что ещё объединяет стихи Ахматовой и Блока. Делается вывод о том, что общее в стихах - сюжет.
Однако различия в том, что сюжет стихов Блока - мечта о встрече. У Ахматовой -рассказ о невстрече, прощании, потере: «Цветы небывшего свидания».
Читая и анализируя стихи, учащиеся находят ещё одно различие - это образ лирического героя. У Блока - это рыцарь, давший обет вечного служения Прекрасной Даме, то есть образ, существующий лишь в мечтах, неземной.
У Ахматовой - несчастная, покинутая женщина, страдающая от неразделённой любви, земная, одна из нас.
Размышляя над подобными проблемами, учащиеся мотивируются на формирование нравственной позиции, мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы, учатся сопереживать, давать оценку жизненным ситуациям.
Таким образом, достигаются цели здоровьесбережения учащихся: переключение на различные виды деятельности, усвоение знаний через прослушивание лекций, осмысление их, приобщение к высокой поэзии через эмоциональное восприятие, творческая деятельность на уроке литературы.
С целью формирования патриотических ценностей учащимся предлагается сравнение позиций Блока и Ахматовой по отношению к своей стране, родному городу, дому. Анализируя стихотворение Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…», учащиеся делают вывод о позиции поэтессы: «Я была тогда с моим народом». Изучение поэмы «Реквием» даёт возможность учащимся убедиться в патриотической позиции Ахматовой, осознать основные нравственные ценности. Они заключаются в верности своей стране, несмотря на то, что в судьбе человека могут быть трагические ситуации.
Анализ поэмы Блока «Двенадцать» даёт возможность учащимся убедиться в сложной позиции поэта по отношению к революции. В то же время делается вывод о высокой гражданской позиции Блока, верного своему отечеству.
Особое место в изучении поэзии серебряного века занимает творчество М.И. Цветаевой.
Неоднозначность личности поэта, сложность её мировосприятия дают возможность использовать дискуссию по самым различным темам.
Изучая биографию Цветаевой, учащиеся отвечают на вопрос
- В чём особенность мировосприятия поэтессы?
Читая и анализируя стихи, школьники приходят к выводу, что это особенность - в одиночестве, которое испытывала Цветаева с самого детства. Размышляя и высказывая своё мнение о том, в чём сложность такого мировосприятия учащиеся делают вывод, что эта сложность - в противопоставлении себя всем другим.
С целью активизации мышления учащихся им предлагаются вопросы для дискуссии:
- В чём конфликт, составляющий основу лирического сюжета стихов Цветаевой?
Анализируя стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» и «Другие с очами и личиком светлым…», учащиеся приходят к выводу, что суть конфликта-«я» и окружающий мир. Природа этого конфликта в том, что окружающий мир-мир материальный, телесный, плотский, а «я» - олицетворение нематериальности, бестелесности, того, что называют «духовность». На основании дискуссии, анализа стихов, их языка, эпитетов делается общий вывод: основой сложного мироощущения Цветаевой стала формула: «Поэт среди непоэтов», то есть в противостоянии миру. Отсюда и определение самой себя: «А меня положат голую, Два крыла в прикрытии». Для осмысления этого вывода приводятся слова Б.Пастернака о Цветаевой: «Марина - голая и крылатая душа». Это тот художественный образ, который поможет старшеклассникам осмыслить поэтический характер М.Цветаевой.
Для урока-диспута о патриотическом чувстве Цветаевой учащимся предлагается фрагмент биографии поэтессы в период с 1922 по 1939 год, когда она жила за границей. Изучая этот материал, учащиеся убеждаются, что оторванность от родных корней всегда тяготила поэтессу. Она не примкнула ни к одной эмигрантской организации, в которой порочили большевистскую Россию, всегда была нравственно независима. Продолжая писать стихи, видя в этом своё предназначение, Цветаева страдала, чувствуя себя вне Родины. Она писала: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри, тот потеряет её лишь вместе с жизнью». Учащиеся делают вывод о высоком патриотическом чувстве Цветаевой, анализ стихотворения «Тоска по Родине. Давно.» подтверждает этот вывод.
Изучение поэзии серебряного века, творчества великих поэтов, приобщение к их поэзии формирует у учащихся высокие нравственные ценности, заставляет их сформулировать собственное мнение, определить свою позицию. Урок-дискуссия способствует развитию правильной речи, умению определить и высказать свое мнение, доказать собственную точку зрения. Такие уроки реализуют цели здоровьесбережения учащихся: разные виды деятельности, переключение внимания, активизация мышления, глубокое эмоциональное восприятие искусства, сопереживание, что в конечном итоге формирует критическое мышление и нравственные ценности учащихся.