Развитие навыков критического мышления в процессе работы с текстом

Разделы: Русский язык, Литература


Какие задачи ставит перед собой современный учитель при подготовке к уроку? Безусловно, обучающие, профильные. Но этого, конечно, недостаточно. На первый план выходит задача интеллектуального развития личности, прежде всего, способности к усвоению новой информации, гибкости мышления, интеллектуальной восприимчивости, т.е. того, что является важнейшим условием адаптации человека к меняющимся обстоятельствам жизни.

Динамичный социальный прогресс, расширение сети информационных источников, возрастающая и чрезвычайно важная роль СМИ в жизни каждого человека ведут к необходимости развивать аналитические способности, умение мыслить критически и даже уметь создавать личный информационный блокиратор или щит.

Международная образовательная программа «Reading & Writing for critical thinking» позволяет решить некоторые проблемы современной школы.

Можно ли научиться мыслить критически? Безусловно, можно, если вы не боитесь столкнуться с множеством решений одной проблемы, если хотите сократить количество поступков, о которых часто приходиться жалеть.

  • Критическое мышление – активный и интерактивный процесс познания.
  • Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики.
  • Критическое мышление – умение аргументировать свою точку зрения, опровергая неубедительные доказательства оппонента.
  • Критическое мышление – умение признавать свои ошибки и брать ответственность за собственные решения или поступки.
  • Критическое мышление позволяет человеку стать самостоятельной, мыслящей, свободной личностью.
  • Критическое мышление способствует развитию культуры диалога через совместную деятельность.

Если вы готовы к обоснованным изменениям процесса обучения, принятию нестандартных и ответственных решений, если вы хотите быть успешным и работать творчески, то технология развития критического мышления именно для вас.

Урок развития речи
Основная мысль текста
Подготовка к написанию отзыва

I ФАЗА УРОКА –

ФАЗА ВЫЗОВА

Задачи фазы:

— актуализировать имеющиеся у учащихся знания

— пробудить познавательный интерес учащихся

— мотивировать уч-ся для дальнейшей работы по теме.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дурак»?

- одинокий, скучный,

неинтересный…

- игнорирует людей

- неуравновешенный

- умственно отсталый и пр.

- Окрашено ли это слово стилистически?

- относится к разговорному

стилю речи

- Каким образом мы можем проверить эту информацию?

- обратиться к толковому

словарю

- Составьте синквейн, который определил бы это слово.

Дурак

__________ ___________

__________ ________ ____________

__________ _________ __________ _________

______________

- А может ли это слово стать художественным образом? В каких случаях?

- в фольклоре встречается

образ Иванушки-дурачка

- в стихотворении

«Атомная сказка»:

«и улыбка познанья играла

на счастливом лице дурака.

- Почему автор называет своего героя

дураком?

II ФАЗА – ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ

Задачи фазы:

— сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом

— помочь учащимся активно воспринимать материал

— помочь соотнести старые знания с новыми

У И.С. Тургенева есть произведение, которое называется «Дурак».

- Хотите ли вы узнать, какой образ дурака создает И.С. Тургенев?

Попробуйте увидеть дурака таким, каким его увидел автор.

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

ФРАГМЕНТ 1.

И.С. Тургенев

Дурак

Жил-был на свете дурак.

- Как вы думаете, в каком жанре написано произведение, которое мы читаем? Аргументируйте свою позицию.

- Какими качествами должен обладать герой, чтобы его назвали дураком?

ФРАГМЕНТ 2.

Долгое время жил он припеваючи, но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.

Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко… И он, нимало ни медля, привел ее в исполнение.

Творческий вопрос - Как вы считаете, что мог предпринять дурак?
Уточняющий вопрос - Какое слово или словосочетание подсказало вам, что хорошего и доброго он ничего не придумал? Какое средство художественной выразительности использовал автор?

ФРАГМЕНТ 3.

Встретился ему на улице знакомый – и принялся хвалить известного живописца…

- Помилуйте! – воскликнул дурак. – Живописец этот давно сдан в архив… Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал… Вы – отсталый человек.

Знакомый испугался – и тотчас согласился с дураком.

Вопрос- интерпретация - Чего испугался знакомый? Как его характеризует согласие с дураком?
Творческий вопрос - Как вы думаете, как будет действовать дурак в дальнейшем?
Простой вопрос - Как вы понимаете слова «сдан в архив»? Чем является это словосочетание с точки зрения лексического состава русского языка?

ФРАГМЕНТ 4.

- Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! – говорил ему другой знакомый.

- Помилуйте! – воскликнул дурак. – Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы отсталый человек.

И этот знакомый испугался – и согласился с дураком.

- Что за чудесный человек мой друг N.N! – говорил дураку третий знакомый. – Вот истинно благоразумное существо!

- Помилуйте! – воскликнул дурак. - N.N – заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы – отсталый человек!

Третий знакомый тоже испугался – и согласился с дураком, отступился от друга.

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке – у него на все была своя отповедь.

Разве иногда прибавит с укоризной:

- А вы все еще верите в авторитеты?

- Злюка! Желчевник! – начинали толковать о дураке его знакомые. – Но какая голова!

- И какой язык! – прибавляли другие. – О, да он талант!

Творческий вопрос - Как вы думаете, как будут дальше развиваться события? Неужели никто из знакомых не разоблачит дурака? Аргументируйте свою версию.

ФРАГМЕНТ 5.

Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать критическим отделом.

И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, - сам авторитет – и юноши перед ним благоговеют и бояться его.

Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть… но тут поди не благоговей – в отсталые люди попадешь!

Творческий вопрос - На ваш взгляд эта история завершилась?

- А вы как бы ее закончили?

ФРАГМЕНТ 6.

Житье дуракам между трусами.

Оценочный вопрос - Как вы понимаете последнюю фразу?

- Кто из героев вызвал у вас больше симпатии? Почему?

Простой вопрос - Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения?
Практический вопрос - Сделали ли вы какие-либо выводы лично для себя?

 

III ФАЗА – ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Задачи фазы:

— помочь учащимся самостоятельно обобщит материал

— помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала

Составьте синквейн, который определил бы понятие «дурак» с художественной, тургеневской точки зрения.

Дурак

__________ ___________

__________ ________ ____________

__________ _________ __________ _________

______________

- Изменилось ли видение этого слова после прочтения?

- Какие слова могли бы стать эпиграфом к нашему уроку?

- К какому художественному жанру вы могли бы отнести это произведение?

— сказка — притча

— рассказ — басня

Аргументируйте свою точку зрения.

Урок развития речи
Подготовка к написанию сочинения в 7 классе

Тип урока: работа с информационным текстом

Тема урока: Существуют универсальные списки книг для чтения

(знака нет, т.к. может быть точка, восклицательный знак или вопросительный знак)

Цель: Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления

Задачи урока:

  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы, приемы

Формы работы

Результат

I. Стадия вызова

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос Фронтальная Сформулированная проблема
II. Стадия осмысления Словесные

Проблемно – поисковый

«Шесть шляп мышления»

Групповая

Индивидуальная

Соотнесенное собственное мнение с мнением автора статьи

Сформулированные аргументы

Общая точка зрения

III. Стадия рефлексии самоконтроль

(письм.)

Индивидуальная «Черновая» основа индивидуального сочинения
IV. Домашнее задание   Индивидуальная Отредактированное

Сочинение

Публикация в школьной газете

I. Стадия вызова

Учитель: Существует мнение, что существует некая «золотая полка» книг, прочитав которую можно считаться человеком образованным, начитанным. Согласны ли вы с этим утверждением?

Выслушиваются мнения учащихся.

Учитель: Есть ли смысл предлагать ученикам для чтения на каникулах рекомендательный список книг?

Выслушиваются мнения учащихся.

Учитель: Пользуются ли ваши родители, учителя какими-либо рекомендательными списками?

Краткий анализ опроса учащимися «взрослых» читателей (задание дано заранее группе учащихся)

II. Стадия осмысления

1. Ваши мнения по поводу рекомендательного списка книг разделились. Так же и писатели, критики, литературоведы не могут дать точного ответа на этот вопрос. Предлагаю рассмотреть по этой теме статью Л. Лазарева (Приложение 1), используя прием «Шесть шляп мышления» (Приложение 2).

Розыгрыш цвета шляп на уроке, памятки для учащихся по использованию приема на руках у учащихся.

2. На подготовку групп отводится не более 10 минут, затем каждая группа в соответствии с памяткой представляет свои наработки. Как правило, возникает дискуссия, которой руководит учитель, не навязывая своей точки зрения и не делая выводов.

3. Учитель: Что из услышанного в ходе урока вы будете использовать в своих творческих работах?

Выслушиваются мнения учеников.

III. Стадия рефлексии

Учитель: У каждого сложилось собственное мнение по теме урока, каждый поставил свой знак в конце темы. Запишите свои мысли, подбирая аргументы из личного опыта и из статьи Л. Лазарева.

Домашнее задание: Создать черновой вариант сочинения, отредактировать его (если не возникает вопросов, сочинение можно переписать на чистовик).