Школа № 54, в которой я работаю, - старейшее образовательное учреждение города Новосибирска, школа с углублённым изучением предметов социально-– гуманитарного цикла, что накладывает на учителей (и на меня в том числе) особую ответственность. Постоянно интересуюсь новыми педагогическими идеями, инновационными технологиями, достижениями передового опыта. Пытаюсь и я найти свой ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. Большой интерес вызывает у меня личностно-ориентированный подход к обучению, который предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития. В педагогической литературе приводится обстоятельная характеристика парадигмы личностного образования, раскрывающая сущностные, образовательные, функциональные, технологические его характеристики (Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: 1998). Как я понимаю, назначение такого подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. С точки зрения современной педагогической науки обучение и должно быть ориентировано на развитие личности, а ведь каждая личность развивается по-своему. Пассивность детей в учёбе сама по себе не исчезнет, если её преодолением специально не заниматься, поэтому особое внимание в работе уделяю методам развития познавательного интереса и стараюсь постоянно поддерживать этот интерес. Главную же для себя задачу понимаю так – развитие способностей детей на основе образования и самообразования. Тогда просто необходимо создавать реальные условия для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо). И очень важно суметь сделать то, что зависит именно от тебя. Построение же учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей личности сегодня чрезвычайно актуально. Личностно ориентированный подход интересен мне и потому, что помогает “заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией” (Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока //Завуч.- 2006.- № 2.-С. 6.). К сожалению, расстояние между культурой и современным человеком всё увеличивается. Сегодня гуманитарное образование в школе приобретает роль спасательного круга. Именно оно помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации. Внимательно вчитываюсь в слова учителя российской словесности XIX века В. П. Острогорского: “Воспитав в ребёнке привычки к прекрасному, мы только и можем именно этим уберечь его от пошлости, ввести его в связь с обществом и миром, дать интерес и вкус к жизни и показать впереди высокую цель, которая будет всегда для него светочем на трудном жизненном пути”. С этим невозможно не согласиться. Именно через приобщение к искусству происходит укрепление духовной составляющей человека, развитие эстетического вкуса (это гораздо важнее, чем получение эстетических наслаждений), развитие мышления. Мыслящий человек – тот, кто способен различать истину и ложь, добро и зло, красоту и безобразное (либо “подделку”). Очень важно научить детей отличать истину от полуправды; красоту подлинную от красоты поверхностной, внешней. Современное постмодернистское искусство стоит на позициях субъективности, относительности истины. Отсюда – релятивистские установки обнаруживают себя как со стороны авторов, так и со стороны читателей, слушателей, зрителей. От учителя в этой ситуации требуется быть подлинным “детоводителем” в мир красоты, добра и истины. Учитель – книгочей, который учит букве, а укрепляет дух.
Большой опыт работы в школе (около 30 лет) позволяет мне представить свою систему работы.
Цель: формирование у детей устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века.
Задачи:
- повышение общей гуманитарной культуры учащихся;
- формирование в структуре личности ученика внутренних мотивов и (что самое главное) возможностей самообразования и саморазвития;
- развитие эстетического вкуса, укрепление духовной составляющей ребёнка;
- расширение пространства предмета литературы, внутришкольного культурного пространства в целом;
- расширение объёма знаний и представлений об искусстве живописи.
Психолого-педагогическое обоснование. Каждыйвозрастной период вносит своё особое содержание в развитие личности. Отличительной чертой подростка является рост самосознания, стремление самому оценивать свои возможности, отстаивать своё мнение. С развитием самосознания связано и стремление к самообразованию и самовоспитанию. Познавательные интересы школьников возрастают, если обеспечиваются высокий эмоциональный тонус учебной деятельности на уроке, доверие к познавательным возможностям учащихся, поощрение даже небольших успехов. Ситуация успеха на первом (мотивационном) этапе является основой для формирования положительных эмоций по отношению к предстоящей деятельности, в ходе учебной деятельности – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив к новой деятельности.
Основные этапы проекта
- Установка на деятельность.
Вот такую пятиминутку провёл ученик 5-го класса Гоша Белецкий:
“Осень – наше с мамой любимое время года. Нам нравится вместе бродить в Нарымском сквере, вслушиваясь в шёпот листьев под ногами, любуясь нарядными деревьями. Поэтому я приготовил для вас стихотворение С.Есенина “Осень” (читает наизусть).
А выбрал я это стихотворение, потому что меня буквально потрясла строчка “Осень – рыжая кобыла – чешет гриву”. Я и не знал, что так можно думать об осени. Мне так больше нравится, чем просто “золотая осень”. Представил себе эту картину, не удержался и нарисовал её (показывает свой рисунок). И ещё я думаю, что Есенин очень любил природу, если написал такое стихотворение”. (Учитель может углубить понятие метафоры). Поэзия же С. Есенина действительно необычайно образна. Для нас: светит луна, и свет падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: “Чистит месяц в соломенной крыше обоймлённые синью рога”. Какие только перевоплощения не происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягнёнка, в жёлтого ворона, медведя, жеребёнка, лошадиную морду:
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
На этом этапе, говоря о методах обучения по Ю.К. Бабанскому, использую методы формирования интереса к учению и методы эмоционального регулирования.
- “Живопись в русской поэзии”
Особого внимания заслуживают разработки, отражающие интеграцию живописи и поэзии, их литературно-художественное сопровождение. “Живопись в русской поэзии” - так можно озаглавить основную часть работы. В ней представлены 22 пятиминутки, в которых идёт сопоставление поэтического текста и произведения живописи. Например:
“В Гефсиманском саду” Н.Н. Ге – “ Гефсиманский сад” Б. Пастернака; И.Н. Крамской “Неизвестная” - А.Блок “Незнакомка”; Рафаэль “Сикстинская мадонна”- К.Р. “Перед Сикстинской мадонной” и др.
Необходим отбор таких произведений, где ясно ощущается внутреннее сходство образов, настроений, созданных в одном случае средствами языка, в другом – языком живописи. В некоторых случаях это сходство объясняется тем, что одно произведение создано под непосредственным влиянием другого.
Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…” - И.И. Левитан “Золотая осень”.
"Осенняя песнь" из цикла “Времена года” П.И. Чайковского звучит на уроке. Перед вами “Золотая осень” И.Левитана. Вся поэзия русской осени, с её чистейшим прохладным воздухом, с её затишливыми водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа, воплощена в этой картине с удивительной силой. Вглядываясь в картину, ловим себя на том, что всё изображённое на ней мы много раз уже видели, но не запомнили. Всё это прошло мимо. Левитана можно назвать “открывателем” красот нашей русской земли. По своей живописности, точности красок, простоте эта картина равна тютчевским описаниям осени. (Ученик читает стихотворение Тютчева наизусть). Первая строка “задаёт” торжественный, размышляющий тон всему стихотворению. “Короткая, но дивная пора” - это время в осени особенное, потому что оно одновременно и совершенно удивительное по красоте, и очень короткое. В природе всего несколько таких дней. Один из них и запечатлён на полотне Левитана.
В воздухе ещё витает аромат ушедшего лета, а небо ещё льёт свой тёплый лазурный свет на землю. Но мир уже по-осеннему ленив и прохладен. Чистый, хрустальный купол неба дрожит и медленно затягивается облаками, отражающимися в голубой воде тихой реченьки. Вслушайтесь: “День стоит как бы хрустальный”. Удивительное авторское сравнение. Ведь хрусталь – это же “род, сорт стекла”. Что же у них общего? Мне кажется, что осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и чётко слышен.
Слушая стихи, всматриваясь в картину, испытываешь чувство покоя, тепла, просветлённости, радуешься тому, что живёшь на свете.
Следующие 15 пятиминуток представляют собой прямой стихотворный отклик на художественное полотно. Например: А.Рублёв “Троица” - В.Василенко “Троица Андрея Рублёва”; А.Саврасов “Грачи прилетели” - В.Соколов “ Грачи прилетели”; В.Боровиковский “Портрет Лопухиной”- Я. Полонский “К портрету Лопухиной”; И.Н. Крамской “Неизвестная” - Яков Белинский “Неизвестная” и др. Эмоции направлены вглубь, во внутреннее переживание ребёнка, как правило, нравственно – личное (см. Приложение 1).
Живопись – искусство “немое”, его нелегко охватить сознанием. Стихотворения же возобновляют и продлевают эстетическое наслаждение, полученное при непосредственной встрече с произведением. Одновременно они добавляют к почти физиологическому наслаждению, какое обычно бывает от живописи, тонкую интеллектуальную игру-анализ. Сделанный поэтом, он значительно облагораживает это восприятие, переводит его в словесный ряд, обязательный для дальнейшей духовной работы. Ребята учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, и в то же время видеть “точки соприкосновения” между разными видами искусства. Поэзия и живопись создаются для человека, и он должен соотносить себя с ними не как пассивный объект для манипулирования, а как партнер в творчестве. Этот же этап предполагает использование перцептивных методов, сочетаются словесные и наглядные методы обучения.
- Первые исследования на эстетическую тему.
Интересным по содержанию оказалось и творческое исследование, проведённое ученицей 6 класса Чайко Наташей по теме: “Джоконда” Леонардо да Винчи в русской поэзии”. Это уже иная форма работы, направленная на развитие яркой индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самообразованию, саморазвитию с учётом индивидуального темпа и стиля учения (см. Приложение 2).
- Сборники “пятиминуток”, составленные отдельными учениками, проявившими повышенный интерес к данной форме работы.
Часто на занятия в музей приходили и родители учащихся, делая какие-то пометы в записных книжках, блокнотах. Социологический опрос, проведённый среди родителей, позволил сделать вывод: они осознают, какую роль играет живопись в эстетическом воспитании детей, и одобряют работу классного руководителя в этом направлении. Вот некоторые отзывы родителей:
- “Считаю, что моему сыну посещение художественного музея очень полезно, и мне хотелось бы, чтобы занятия продолжались и в следующем году”.
- “Музей – это здорово! Я – за музей!”
- “У нас с дочкой появилась ещё одна общая тема для общения”.
- “Сын гордится знаниями, полученными в музее”.
А вот мнения учащихся:
- “Занимательное это занятие – ходить в художественный музей! Узнаёшь много нового и интересного. Учишься по-новому думать и говорить”. Тропников Максим.
- “Посещение музея расширяет кругозор, дарит эстетическое наслаждение. Лично мне эти занятия очень нужны”. Исакова Анна
Думается, актуальность проекта в том, что этот опыт, во-первых, может быть успешно использован любым учителем литературы в массовой общеобразовательной школе, во-вторых, востребован и в образовательных учреждениях с углублённым изучением предметов гуманитарного цикла. Важно и то, что предлагаемая технология способствует интенсификации учебного процесса, позволяя дополнить программное содержание уроков литературы, то есть расширить рамки школьной программы.
Мы, например, открыли для себя замечательного поэта 19 века Якова Петровича Полонского. В Новосибирском художественном музее экспонируется 60 картин Н. К. Рериха. С особым вниманием всматриваемся в картину “Бэда – проповедник”, зная, что она написана под впечатлением от одноимённого стихотворения Полонского. А его поэма “Н.А. Грибоедова”, стихотворение “К портрету Лопухиной” произвели глубокое впечатление на девятиклассников. В течение первого полугодия ученики 8-го класса проводили пятиминутки по теме “Поэты пушкинской поры”, расширяя представление о литературной эпохе А.С. Пушкина, что, несомненно, очень важно в преддверии изучения его творчества в 9 классе. Тема “Поэтический образ Родины” была изучена пятиклассниками на “пятиминутках”. Часы, отведённые на эту тему, использованы на проведение урока внеклассного чтения “Что там, в душе человеческой?” по рассказу Б.Екимова “Фетисыч”.
Интенсификация учебного процесса. (расширение границ учебной программы)
Класс | Тема (программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой) | “Поэтические пятиминутки” | Художественный музей |
5-й класс. |
|
|
|
6-й класс. | Открываем новые имена:
|
|
|
7-й класс. | Биография Пушкина | Портрет А.Пушкина работы О.Кипренского – стихотворение А.Пушкина “Кипренскому” | Античные сюжеты в живописи (занятие). |
8-й класс | Поэты пушкинской поры (1-е полугодие) История на страницах произведений древнерусской литературы |
Стихотворение Ф. Тютчева “29 января 1837 года” - А. А. Наумов. “ После дуэли” |
|
9-й класс. |
|
|
|
10–11й класс. |
|
|
Лекция “Символизм” |
Автор убеждён, что предлагаемый проект – это успешная форма организации познавательной деятельности, которая позволяет практически всем учащимся быть вовлечёнными в процесс познания. Дети имеют возможность рефлектировать по поводу того, что знают и думают. Всё это способствует и релаксации, снятию нервной нагрузки. В результате и создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.