Цели урока:
- Ознакомление учащихся с мифами народов Сибири (селькупов), в которых нашли отражение опыт жизни, сознания коренных народов, представление о мире.
- Отработка навыка чтения и осмысления прочитанного через приём технологии “Развитие критического мышления”.
- Воспитание интереса к обычаям и нравам сибирских народов, историческому прошлому Сибири.
Оборудование:
1) рисунки к стадии “Вызов”.
2) текст мифа “Хозяйка огня”.
3) карточки к стадии “Рефлексия”.
Ход урока
Вызов.
1. Рисунки (на стенде) по теме “Жилища народов Сибири”:
Иглу | Карамо | Яранга |
Чум | Ураса | Юрта |
2. Рисунки (2) с изображением леса, тайги, чума, огня костра.
3. Название легенды на доске “Хозяйка огня”.
Актуализация.
(Подготовка к восприятию нового материала).
1. Беседа с учащимися:
– почему такие рисунки помещены на доске
стенде?
– о чём пойдет речь на уроке?
– прочтите название темы урока (на доске).
– что такое миф?
– Мифы каких народов мы изучали?
– Каковы темы мифов?
2. Обращение к интеграции.
а) Мы живём в Сибири, которую населяют разные
народы. Какие?
б) Что вы знаете об укладе жизни коренных народов
Сибири (из уроков по истории Сибири)
в) Как передавали знания, опыт?
г) Почему создавали мифы? (представление о мире,
жизни, смерти).
3. Как вы думаете, о чём миф “Хозяйка огня”?
4. Почему он так называется?
Можете ли назвать героев?
Как думаете, о чём будет легенда? (запись предположений на доске)
Осмысление
(Чтение произведения с остановками)
1. Чтение до 1-й остановки.
– Что является местом действия?
– Кто герой? Что с ними происходит? (женщина,
огонь)
– Что подтвердилось в ваших предположениях?
– Что нового узнали?
– Что можно сказать о матери? Какая она? )хорошая
мать, наказывает обидчика)
– Что, как вам кажется, произойдёт дальше?
2. Чтение до 2-ой остановки.
– Подтвердились ли предположения? Какие
именно?
– Почему женщина пошла в другие чумы? К кому
заходила?
– Что произошло?
– Что, как вы думаете, произойдет далее?
(Прогноз и запись на доске)
3. Чтение до 3-й остановки.
– Подтвердились ли прогнозы? Какие? Что нового узнали?
(Старуха, кожа как огонь-хозяйка огня, обижена, цену назначила)
– Чем обидела женщина хозяйку огня? (глаза
водой залила, лицо железом изрубила)
– Какой обычай нарушила женщина?
– Что произойдет дальше?
– Чем закончится миф? Почему так?
4. Завершающий этап чтения (самостоятельно).
– Оправдались ли ваши предположения?
– Чем закончилось повествование?
– Чем заплатила мать за то, чтобы огонь вновь был
в хижинах у людей?
(Дорогая цена: отдала сына)
– Что должен знать с тех пор всякий селькуп?
– Почему хозяйка огня повела себя так строго,
жестоко?
(Условия жизни суровые, а огонь согревал, кормил, помогал жить, вот почему относиться к нему небрежно или непочтительно – значит принести беду)
Рефлексия.
1. Чему учит легенда?
2. О чём заставляет задуматься?
(– помнить обычаи предков,
– какой ценой добывался огонь,
– не нужно поддаваться гневу)
3. Вывод (обращение к истории жизни народов Севера, обычаям селькупов)
– С огнем советовались мужчины, уходя на охоту.
– Чужим нельзя было брать, трогать огонь,
плевать, бросать в него мусор.
– Оставляли детей, уходя, на Хозяйку Огня.
– Утром женщина прежде кормила огонь,
задабривала красивыми кусочками ткани, шкур.
Верили: Погас огонь – случится беда.
4. Заполнение карточки (индивидуально):
“Огонь – это … (костер, пожар, тепло, домашний очаг…)
5. Обращение к эпиграфу урока “Огонь – царь”
– В чем смысл эпиграфа?
(Он сильнее человека, поэтому надо относиться к нему почтительно)
6. В заключение урока продолжите фразу:
– Сегодня на уроке я (мы)…
– Уходя с урока, я понял …
Задание на дом (по выбору)
а) выполнить рисунок к данному мифу,
б) пересказ мифов (ханты, манси)