Развитие критического мышления через чтение и письмо

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с мифами народов Сибири (селькупов), в которых нашли отражение опыт жизни, сознания коренных народов, представление о мире.
  2. Отработка навыка чтения и осмысления прочитанного через приём технологии “Развитие критического мышления”.
  3. Воспитание интереса к обычаям и нравам сибирских народов, историческому прошлому Сибири.

Оборудование:

1) рисунки к стадии “Вызов”.
2) текст мифа “Хозяйка огня”.
3) карточки к стадии “Рефлексия”.

Ход урока

Вызов.

1. Рисунки (на стенде) по теме “Жилища народов Сибири”:

Иглу Карамо Яранга
Чум Ураса Юрта

2. Рисунки (2) с изображением леса, тайги, чума, огня костра.

3. Название легенды на доске “Хозяйка огня”.

 

 

 

Актуализация.

(Подготовка к восприятию нового материала).

1. Беседа с учащимися:

– почему такие рисунки помещены на доске стенде?
– о чём пойдет речь на уроке?
– прочтите название темы урока (на доске).
– что такое миф?
– Мифы каких народов мы изучали?
– Каковы темы мифов?

2. Обращение к интеграции.

а) Мы живём в Сибири, которую населяют разные народы. Какие?
б) Что вы знаете об укладе жизни коренных народов Сибири (из уроков по истории Сибири)
в) Как передавали знания, опыт?
г) Почему создавали мифы? (представление о мире, жизни, смерти).

3. Как вы думаете, о чём миф “Хозяйка огня”?

4. Почему он так называется?

Можете ли назвать героев?

Как думаете, о чём будет легенда? (запись предположений на доске)

Осмысление

(Чтение произведения с остановками)

1. Чтение до 1-й остановки.

– Что является местом действия?
– Кто герой? Что с ними происходит? (женщина, огонь)
– Что подтвердилось в ваших предположениях?
– Что нового узнали?
– Что можно сказать о матери? Какая она? )хорошая мать, наказывает обидчика)
– Что, как вам кажется, произойдёт дальше?

2. Чтение до 2-ой остановки.

– Подтвердились ли предположения? Какие именно?
– Почему женщина пошла в другие чумы? К кому заходила?
– Что произошло?
– Что, как вы думаете, произойдет далее?

(Прогноз и запись на доске)

3. Чтение до 3-й остановки.

– Подтвердились ли прогнозы? Какие? Что нового узнали?

(Старуха, кожа как огонь-хозяйка огня, обижена, цену назначила)

– Чем обидела женщина хозяйку огня? (глаза водой залила, лицо железом изрубила)
– Какой обычай нарушила женщина?
– Что произойдет дальше?
– Чем закончится миф? Почему так?

4. Завершающий этап чтения (самостоятельно).

– Оправдались ли ваши предположения?
– Чем закончилось повествование?
– Чем заплатила мать за то, чтобы огонь вновь был в хижинах у людей?

(Дорогая цена: отдала сына)

– Что должен знать с тех пор всякий селькуп?
– Почему хозяйка огня повела себя так строго, жестоко?

(Условия жизни суровые, а огонь согревал, кормил, помогал жить, вот почему относиться к нему небрежно или непочтительно – значит принести беду)

Рефлексия.

1. Чему учит легенда?

2. О чём заставляет задуматься?

(– помнить обычаи предков,
– какой ценой добывался огонь,
– не нужно поддаваться гневу)

3. Вывод (обращение к истории жизни народов Севера, обычаям селькупов)

– С огнем советовались мужчины, уходя на охоту.
– Чужим нельзя было брать, трогать огонь, плевать, бросать в него мусор.
– Оставляли детей, уходя, на Хозяйку Огня.
– Утром женщина прежде кормила огонь, задабривала красивыми кусочками ткани, шкур.

Верили: Погас огонь – случится беда.

4. Заполнение карточки (индивидуально):

“Огонь – это … (костер, пожар, тепло, домашний очаг…)

5. Обращение к эпиграфу урока “Огонь – царь”

– В чем смысл эпиграфа?

(Он сильнее человека, поэтому надо относиться к нему почтительно)

6. В заключение урока продолжите фразу:

– Сегодня на уроке я (мы)…
– Уходя с урока, я понял …

Задание на дом (по выбору)

а) выполнить рисунок к данному мифу,
б) пересказ мифов (ханты, манси)

Комментарий оценок за урок.

Приложение