Среди всех направлений в системе воспитания молодого поколения базовым является нравственное воспитание.
Нравственность - это система внутренних правил человека, основанных на гуманистических ценностях, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Именно наличие нравственного начала делает человека Человеком. "Жизнь без нравственного усилия есть сон", - говорил Лев Толстой.
В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полнее и ярче воспринимает и проживает жизнь, ощущая удовлетворение в конце жизненного пути. Чем больше будет нравственных людей, тем благополучнее, счастливее станет общество.
Воспитание нравственных убеждений требует не просто запоминания правила, но и их осмысления в процессе общественно и личностно значимой творческой деятельности. В философии доказано, что личностью человек становится только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность, которая характеризуется интересом и интеллектуальными умениями.
На примерах из литературных произведений, жизни учащихся нужно убедить, что не вся деятельность является нравственной, а только та, которая полезна для самого человека и общества.
Уроки литературы позволяют совмещать задачу нравственного воспитания и задачу формирования творческой личности благодаря многочисленным нравственным ситуациям в художественных текстах, фактам личной и творческой жизни писателей.
У отдельной группы учащихся, пришедших в лицей на первый курс, уже проявляются признаки духовного уродства. Это равнодушие к физическим и моральным страданиям ближнего, зависть и нетерпимость к успехам других, отсутствие уважения к старшим, культ силы, наглости, вседозволенности. Поэтому преподавателю литературы необходимо помнить, что он должен воздействовать не только на ум, но и на душу молодых людей.
При изучении литературы первокурсники должны понимать, почему наряду с другими предметами они продолжают осваивать литературу как вид искусства и литературоведение как науку. С помощью цитат выдающихся людей о значении литературы для нравственного развития человека, необходимо подойти к мысли, что русская литература стала для читателей "учебником жизни", а русский писатель относился к своему творчеству как высокому служению на благо общества.
Учащимся предлагаются творческие задания:
- Выделить из предложенных наиболее интересное высказывание о литературе и объяснить причину выбора.
- Назвать понравившееся художественное произведение из школьной программы и доказать, что оно может считаться ?учебником жизни? (о чём заставило задуматься, к каким мыслям и поступкам подтолкнуло)
В качестве домашнего задания можно предложить следующее: сочинить высказывание о значении литературы либо найти высказывание известных людей, близкое вашему пониманию.
При изучении биографии русских писателей есть повод поговорить с учащимися о взаимоотношениях с родителями. Например, знакомясь с жизнью И. С. Тургенева, рассказать о том, каким замечательным сыном он был. Несмотря на то, что его мать была сложным и суровым человеком и от её тяжёлого нрава страдал и будущий писатель, позже, когда у матери отнялись ноги, Иван Сергеевич на руках вносил её в дом и поднимал на второй этаж, хотя это могли сделать дворовые люди.
Изучение биографии А. П. Чехова раскрывает перед молодыми людьми другую грань сыновней любви: он сумел очень сильно повлиять на поведение своего отца, когда стал зрелым человеком. Павел Егорович считал чуть ли не достоинствами унижать слабых и унижаться перед сильными. Он полагал, что на этом держится общественный порядок.
О любви А. П. Чехова к своим родителям свидетельствуют следующие слова: "Отец и мать - единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею".
Изживая в себе человеческие пороки, Антон Павлович постоянно воспитывал и других, близких ему людей.
На дом предлагается творческое задание: прочитать в учебнике отрывок о Чехове: "Душа Чехова находилась в постоянном, упорном, тяжёлом труде. Чехов борется с двумя главными пороками, типичными для таганрогских обывателей: надругательством над слабыми и самоунижением перед сильными. Следствием первого порока являются грубость, заносчивость, чванство, надменность, высокомерие, зазнайство, самохвальство, спесивость; следствием второго - раболепство, подхалимство, угодничество, самоунижение и льстивость. Антон убеждён, что человек усилиями ума и воли должен изменять свой характер. Он развёртывает пред братом Николаем целую программу нравственного самоусовершенствования: "Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
Они уважают человеческую личность, а потому снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы:
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам: Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом:Они чистосердечны и боятся лжи, как огня:Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают: Из уважения к чужим ушам они чаще молчат:.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями: истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки: даже Крылов сказал, что пустую бочку слышно сильнее, чем полную..."
К тексту предлагаются вопросы:
- Встречались ли вам в жизни люди с пороками, типичными для таганрогских обывателей?
- Согласны ли вы с тем, что человек может изменить свой характер усилием ума и воли?
- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек?
- Объяснить выражение "труд самовоспитания"
Русская литература даёт великолепные возможности для воспитания таких нравственных понятий, как совесть и долг. О них невозможно не сказать при изучении биографии Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и анализе романов "Преступление и наказание" и "Война и мир". Они дают неограниченные возможности для ума и души, для размышлений на тему "как жить?"
Наши учащиеся ещё недостаточно взрослые люди и имеют небольшой жизненный опыт, обладают скромными навыками анализа личности героя. Поэтому работа по оценке нравственного облика литературных героев строится на конкретном сопоставлении возможного и реального. Сравниваем, например, два образа жизни (возможный и реальный) А. Болконского и П. Безухова. Ответ на вопрос поможет нам понять, что сближает их, почему они друзья, почему и того, и другого полюбила Наташа Ростова.
Учащиеся рассуждают и убеждаются в том, что эти люди могли бы жить беззаботно, не отягощая себя муками совести и чувством долга. У них прекрасные материальные возможности для безделья, лёгкой весёлой жизни. Но почему они не такие? Что мешает им жить так? Объясняется это тем, что у них есть совесть, они осознают свой долг, они ставят высокие цели в жизни, которые в итоге приводят их к святому служению интересам родины и народа, заставляют забыть о личной безопасности и комфортной жизни.
Сравниваем их с другой парой друзей. Это Анатоль Курагин и Алесей Долохов. Они прожигают свою жизнь в сомнительных развлечениях, подвергая свою и чужую жизнь опасности, в легкомысленных любовных интрижках, не задумываясь о чувствах людей, в жизнь которых они беззастенчиво вторгаются. А чего стоит поступок Долохов после Аустерлицкого сражения, когда он обманывает командира, приписывая себе чужие боевые заслуги. Всё это делается ради того, чтобы ему вновь вернули офицерское звание, утраченное им по глупости.
По такому же принципу ведётся исследование и других героев романа (Кутузов - Наполеон, Наташа Ростова - Элен Безухова). Необходимо лишь усилить эстетическое впечатление от прекрасного начала в положительных героях и безобразного в отрицательных, подбирая яркие примеры для иллюстрации.
Поразительные возможности раскрываются перед преподавателем литературы во время изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Это произведение актуально до сих пор, потому что помогает формировать отношение к нравственной и безнравственной модели поведения. Подробно исследуя причины, толкнувшие героя на преступление, можно придумать другие возможные варианты его поведения в этой же ситуации. Мы ищем в тексте доказательства того, как сам Достоевский оценивает поступок Раскольникова. В итоге стараемся, по возможности, более объективно оценить эту сложную личность, понять, чего в нём больше: доброго или злого начала.
Можно также порассуждать на тему: нравственные или безнравственные люди Родион Раскольников и Соня Мармеладова? Ответы, конечно, будут очень разные, не всегда правильные, с точки зрения морали, но сам процесс осмысления нравственных преступлений не должен пройти даром и в роковую минуту жизни в будущем кому-нибудь может пригодиться.
Беседа строится по следующим вопросам:
- Почему общество так заботится о нравственности (то есть об исполнении моральных норм) своими гражданами?
- Имеет ли сильная личность право на преступление или нет? (Материалом к роману Достоевского послужили не только конкретные факты (ряд убийств), но и различные теории и идеи Штирнера, воспевающие эготизм, Карлейля, теория "культа героев", Ницше, теория о "сверхчеловеке". Эти идеи буквально пропитывали воздух того времени. В марте 1865 г. выходит сочинение французского императора Наполеона III "Жизнь Юлия Цезаря", в которой он, основываясь на воззрении Карлейля и др. мыслителей, отстаивал состоятельность идей бонапартизма, защищая права так называемой "сильной личности", нарушающей общественные нормы, обязательные для обыкновенных людей. Это явилось источником теории Раскольникова)
- Что может случиться с народом, обществом, группой людей, если игнорируются нормы морали? Покажите на исторических примерах последствия антигуманистического поведения (фашизм, расизм, культ личности)
- Очень хорошие возможности для осознания роли труда в жизни человека даёт изучение романа И. А. Гончарова "Обломов". Главный герой романа Илья Ильич Обломов по-человечески симпатичен, но неразвитая, загубленная домашним несуразным воспитанием способность любого человека к облагораживающему творческому труду перечёркивает значимость жизни героя, лишает его ?вкуса жизни?. Фактически не вдаваясь в тонкости романа, достаточно анализировать с учащимися вопросы:
- Почему человеку необходимо трудиться?
- Что с ним может произойти, если ему с детства не привили трудовые навыки?
- Как следует распорядиться своей жизнью, чтобы в конце её не было сожалений по поводу бесцельно прожитых лет?
Учащиеся должны осознать, что это несчастный человек при всех других достоинствах, так как труд позволяет нам реализовать себя и заслужить уважение окружающих. Понять это им помогут слова Л. Н. Толстого: ?Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя и самой нечистой, а только одного: праздной жизни?.
В качестве домашнего задания предлагается написать мини-сочинение "Каким я вижу себя через 10 лет"?
Роман И. А. Гончарова о золотом сердце, парализованном жизнью, о чистой и ясной душе, сломленной обстоятельствами и сгубленными средой, перекликается с рассказом А. П. Чехова "Ионыч". Отвечая на вопрос: "Кто виноват в превращении доктора Старцева в Ионыча?", мы убеждаемся, что "не просто о всесилии обывательщины говорит повесть". Алчность, чёрствость и жадность героя ставят его в один ряд с людьми, поддерживающими омерзительный уклад жизни. Раньше у Старцева были добрые, человеческие чувства, "на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжёлый кусочек рассуждал:". А потом души не стало вообще, и "холодный, тяжёлый кусочек" стал разрастаться. Итог этого - Ионыч, бесчеловечно обрекающий на страдания других людей. Женщины и дети, с изумлением и страхом смотрящие на Старцева, - вот истинные жертвы в рассказе Чехова. А "к Ионычу - уже не человеку, а распухшему существу с горлом, заплывшим жиром, уже не помнящим ни о чём, кроме денег: к нему Чехов беспощаден". "|Ионыч" - это рассказ о личной нравственной ответственности человека за свою жизнь, за свою судьбу.
В рассказе М. Горького "Старуха Изергиль" перед читателем предстают три философии жизни:
а) Ларры - жить без людей и только для себя;
б) старухи Изергиль - жить с людьми, но для себя;
в) Данко - жить с людьми и для людей.
Самой сложной и неоднозначной является философия Данко. С одной стороны, необходимо обнажить связь легенды о Данко с библейским сказанием о Моисее.
Сюжетное сходство легенды о Данко и легенды о Моисее очевидно: и один, и другой спасают людей. Однако очевидны и различия: Моисей действует не по своей воле, а по воле Божьей, и Бог ему во всём помогает ("Бог повелел Моисею протянуть руку к морю. Когда Моисей протянул свою руку, то Господь погнал морские воды сильным восточным ветром, так что в течение ночи часть моря перед израильтянами сделалась сушей"); Моисей призывает людей верить в помощь Божью и вера спасает всех (":Но Моисей сказал им: "Не бойтесь! Стойте и увидите спасение Господне, которое он окажет вам ныне:Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны").
Данко действует иначе. Он заставляет людей действовать: "Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим время на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец - всё на свете имеет конец!"
Таким образом, различие героев очевидно: Данко действует по собственной инициативе, он противопоставляет жизненным обстоятельствам собственную волю, собственную уверенность, целеустремлённость, силу. Вероятно, переосмысление библейского сюжета писателем связано с тем, что Горькому дорога мысль о всесилии Человека, о необходимости действовать, активно преображая жизнь. (Эта мысль звучит и в поэме "Человек", и в пьесе "На дне", и в других произведениях Горького). Сравнивая Данко и Моисея, писатель, вероятно, отдаёт предпочтение жизненной позиции Данко.
С другой стороны, Горький противопоставляет своего героя не только библейскому герою, но и сверхчеловеку. (Не секрет, что рассказ "Старуха Изергиль" написан как полемический отклик на получившую широкое распространение в России теорию сверхчеловека Ф. Ницше).
Второй герой рассказа, Ларра - человеконенавистник, совершивший преступление против другого человека, подвергнут страшному наказанию - обречен на вечные муки и одиночество.
Богатый материал для нравственного воспитания человека даёт современная литература. Произведения В. Распутина, В. Астафьева, А. Солженицына, Ч. Айтматова - это просто золотой фонд для нравственного воспитания учащихся. На материале их произведений можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, праведничестве, о большой и малой родине, о душе и памяти, и т.п.
При изучении произведений о Великой Отечественной войне необходимо обсудить такие важные для молодого поколения проблемные вопросы:
- Интересна ли вам литература о войне?
- Что интереснее для вас: читать книгу или смотреть фильм и почему?
- Можно ли утверждать, что сила духа, готовность к самопожертвованию во имя Родины для современных юношей не очень типичны?
- Почему в нашей стране появилось молодое поколение, исповедующее идеологию фашизма?
- Напишите сочинение "Что значит для меня День Победы".
"Уроками нравственного прозрения" назвал уроки литературы А. Твардовский. Ведь в программе нет уроков нравственности, уроков, где можно познакомиться с миром нравственных категорий, с миром понятий, раскрывающих богатство душевной жизни и психических состояний. Постижение нравственных категорий через постижение художественных образов - вот идеал в преподавании уроков литературы.
Сложно предсказать воспитательный эффект уроков литературы по нравственному воспитанию, но главное будет сделано - брошено "зерно", которое, возможно, даст и скромный урожай нравственных поступков, но зато уменьшится количество безнравственных, и жизнь наша в целом станет чище.
Список литературы
- Азбука нравственности [Текст]: Сборник / А. Алексеева, А. Стреляный. - М.: Мастерство, 2001. - 461 с.
- Бастерс В. В. С позиции нравственности [Текст] / В. В Бастерс // Образование. Карьера. Общество. - 2007. - № 4. - с.53-54
- Булгакова И. В. Школа радости [Текст] / И. В. Булгакова. - Ростов н / Д : Феникс, 2002. - 416 с.
- Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / В. А. Бухвалов. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 144 с.
- Фогельсон И. А. Литература учит [Текст] / И. А. Фогельсон. - М.: Просвещение, 1999. -303 с.
- Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении [Текст] / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 288 с.