В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределении личности для ее самореализации”. Для реализации этих целей необходимо внедрение современных педагогических технологий, учитывая возрастные, индивидуальные, личностные качества и особенности ученика. Поэтому тема “Развитие критического мышления через интеграцию технологий” нами была выбрана не случайно. Можно выделить ряд причин обращения к данной теме.
Во-первых, слабая мотивация учащихся к изучению предметов, связанная с тем, что подрастающее поколение в качестве перспективных направлений выбирает для себя иные ориентиры. Зачастую это вызвано и снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг, периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающим школьников, и снижением их интереса к познавательной деятельности.
Во-вторых, неумение выделять главное из учебного материала, формулировать свою точку зрения и логично аргументировать ее, что является важнейшим в написании рецензий и эссе части “С” ЕГЭ, и это показывают анализы результатов работ ЕГЭ. Третьей причиной является то, что в научной и методической литературе развитие критического мышления зачастую освещается через базовые процессы в образовательной среде - чтение и письмо, а методики как “Развитие критического мышления через интеграцию технологий” нет. Мы считаем, что необходима открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям.
Для решения вышеперечисленных проблем считаем перспективным развитие критического мышления через интеграцию технологий. И данную методическую разработку можно поставить в ряд актуальных педагогических инноваций.
Цель нашей работы - исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления через: интеграцию общих идей - формирование общих учебных, образовательных и воспитательных задач через систематизацию знаний из области истории и литературы; интеграцию проблем различных предметов; интеграцию способов, действий и приемов элементов различных технологий. Задачи методической разработки инновационного опыта - продолжить поиск и применение различных методов и приемов работы, способствующих развитию самостоятельного мышления, повышению мотивации исследовательской и творческой деятельности школьников. Работа по данной теме начата в 2007-2008 учебном году. Этапы реализации:
1 год- изучение учебно-методических материалов, диагностика деятельности учащихся.
2-3 год - практическое осуществление.
4 год- анализ проделанной работы.
В основе нашей деятельности лежит применение отдельных приемов, которые могут использоваться на уроке. Это могут быть отдельные самостоятельные уроки с включением приемов различных технологий, а также они могут быть первыми в системе уроков по данной проблеме.
Данная методическая разработка дополняет и расширяет способы развития критического мышления.
Развитие критического мышления возможна через интеграцию таких технологий как:
1.Арт-технология - обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. В уроке могут использоваться приемы цветомузыки (ассоциация образа по цвету и музыке), инсценировки и иллюстрирования. Использование данной технологии создает среду для развития образного мышления, формирует мобильность личности, расширяет кругозор.
2.Технология педагогических мастерских. На различных этапах происходит мотивация творческой деятельности каждого ученика. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для учеников, в чём-то загадочное и обязательно личностное. Развивает умения и навыки работы в сотрудничестве, отражает чувства, ощущения, возникшие у участников в ходе мастерской.
3.Проектная деятельность. В процесс исследовательской деятельности учащиеся самостоятельно получают новые знания, учатся ориентироваться в информационном пространстве (работа с Интернетом), самостоятельно конструировать свои знания, а также применять ресурсы Интернета как источника информации для проведения исследований разных уровней. Развивают коммуникативные и презентационные навыки и умения.
4.Технология критического мышления через использование приемов: кластера - графического изображения, составленного в результате групповой работы. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто осмыслить проблематику урока, стимулирует мыслительную деятельность, структурирует учебный материал. Инсерта - приема диагностики проделанной работы, позволяющего ученику отслеживать свое понимание изученного. Синквейна - фиксации эмоциональных оценок описания своих ощущений. Составление синквейна учит школьников резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать в конце учебной деятельности.
5.Рейтинговая технология - основной задачей является самостоятельная оценка деятельности ученика на уроке, организация обучения детей, имеющих разные возможности, создание условий для индивидуального развития школьника. Роль учителя при этом заключается в мотивации деятельности школьника, консультировании и коррекции.
Таким образом, интеграция различных технологий помогает школьникам выбрать универсальные способы учебной деятельности, дает им импульс к самостоятельному мышлению, определению главного, структурированию и передачи информации, что бы другие узнали о том, что он нового открыл для себя. Кроме этого, способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал. В качестве практической направленности методической разработки предлагаем краткие конспекты уроков.
1 урок “Петр I. Литературно-исторический портрет”. (Приложение № 1)
Задачи.
Учебная: обобщить знания о личности и деятельности Петра I;показать различные оценки личности первого российского императора и его деятельности.
Образовательная:
- продолжить формирование навыков исследовательской работы;
- совершенствовать умения работы в группах; развивать критическое мышление.
Воспитательная:
- воспитывать у учащихся интерес к русской литературе и истории России;
- толерантность.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, опорный конспект, раздаточный материал.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Основная часть урока.
- Работа в группах. Опережающее задание: класс разделился на три группы по свободному принципу. Каждой группе было дано задание: подготовить визитку “Каким я представляю Петра I” .
- Представление визитной карточки.
- Использование арт-технологии: цветовая ассоциация, возникшая у учащихся на начальном этапе при изучении личности Петра I.
- Работа с эпиграфами к уроку. Технология педагогических мастерских. (выбор эпиграфа группой и аргументация).
- Работа с историческими документами и литературным текстом (А.С. Пушкин “Медный всадник).
- Сравнительная историко-литературная характеристика. Заполнение таблицы:
Выводы: прием технологии критического мышления, (синквейн).
- Рефлексия: арт-технология: ассоциация цвета, связанная с образом Петра I, сопоставление результата на начальном и заключительном этапе.
- Домашнее задание: эссе “Роль личности в истории”.
Урок 2 “Житие Стефана Пермского. Миссионерская деятельность”.
Задачи:
Учебная: познакомиться с жизнью и деятельностью Стефана Пермского на основе
изучения исторических и литературных источников
Образовательная: развивать критическое мышление, совершенствовать умения работать с источниками и картой;
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес и уважение к литературе и истории родного края.
Оборудование: наглядный материал, текст жития, толковый словарь В. Даля, карта “Миссионерская деятельность пермских епископов и православные храмы 14-17 веков”.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока
- Основная часть урока
- Работа с наглядным материалом: мотивация учащихся на определение задач урока: знать, уметь, научиться.
- Работа с терминологией и характеристика жанра жития.
- Технология исследовательской направленности. Работа с текстом жития, картой и словарем. ( Создание литературного портрета и характеристики миссионерской деятельности Стефана Пермского.)
- Составление кластера.
- Рефлексия (рейтинговая технология): узнал, научился. Определение уровня собственных достижений по пятибалльной шкале, определение учеников, ответы которых были лучшими по ходу изучения темы.
- Дифференцированное домашнее задание: составление словаря незнакомых слов, сообщение на темы: “Памятные места, связанные со святым Стефаном Пермским”, “Памятники древнепермской письменности”, “Миссионерская деятельность Питирима пермского и Ионы Пермского”, сочинение-рассуждение “Какое значение имела для Коми края деятельность Стефана Пермского”.
Также нами были разработаны уроки: “А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”. Русский бунт. Актуальность (., !, ?)”; “Война 1812 г. в русской поэзии. Год 1812-й – славный и …загадочный”.
Использование различных технологий в развитии критического мышления на уроках способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний, представлений о межпредметных связях, формированию интеллектуальной и творческой инициативы.
Результатами проделанной работы являются:
1.Положительная динамика качества знаний учащихся.
2.Развитие коммуникативных навыков
3.Мотивация самостоятельной, исследовательской работы
4.Формирование позитивного опыта и аналитического подхода к проблемам
5.Развитие творческих способностей.
В использовании данного метода выявились и трудности: это недостаточный уровень сформированности умений ведения дискуссий, проблемы с распределением времени на различных этапах деятельности, как у учащихся, так и у учителя. Поэтому перспективами нашей деятельности являются продолжение изучения развития критического мышления через интеграцию технологий, разработка системы уроков по данной теме, отработка умений и навыков на заключительном этапе деятельности учащихся-дебатах.
Методическая разработка “Развитие критического мышления через интеграцию технологий”, на наш взгляд, является универсальной и может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности всеми учителями современной школы, независимо от предмета преподавания. По данной теме был представлен мастер-класс для учителей города. (Приложение № 3)
Список литературы
1.Кульневич С.В. Т.П.Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем обычные уроки. Научно-методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”.2005
2. .Кульневич С.В.Т.П. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Научно- методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”.2006
3.Лакоценина Т.П. ,Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. Научно- методическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов и аспирантов пед.учеб.заведений,слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”.2007.
4.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.М.:Аркти,2005
5.Студенкин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Пособие для учителей и студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Владос.2007
6.Библиотека журнала “Директор школы”:
1.Безрукова В.С.Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Выпуск 3.Книга 1. М.: “Сентябрь”.2004
2. Безрукова В.С.Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Выпуск 5.Книга 2. М.: “Сентябрь”.2004
3. Гузеев В.В.Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Выпуск 4. М.: “Сентябрь”.2006
4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Выпуск 2. М.: “Сентябрь”.2003