Цель школы - подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Необходимость формирования высокого уровня творческого потенциала учащегося в условиях средней общеобразовательной школы обусловлена не только общественной потребностью в творчески действующем профессионале всех уровней и во всех сферах общественного производства, но и новыми функциями и возможностями современного человека.
Если выпускник средней школы обладает высоким творческим уровнем развития мышления, следовательно, способен самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.
Развитию познавательного интереса и творческой активности обучающихся 5-9 классов на уроках литературы способствует использование метода цветовых выборов, основанного на методике М. Люшера, теории соотнесения звука и цвета А. Журавлева. Метод цветовых выборов М. Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием, позволяет понять причину того или иного настроения. Использование метода цветовых выборов на уроках литературы при анализе поэтического текста позволяет определить психологическое состояние автора.
Известно, что в литературе знания связи между звуком и определенным цветом дают возможность услышать и "увидеть" цветообраз стихотворения, вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства.
Подробно звукоцветовые соответствия рассмотрены в книге А. Журавлева "Звук и смысл". По мнению автора, каждому гласному звуку (включая его сочетание с "й") соответствует свой цвет.
Теория А. Журавлева в соединении с методом цветовых выборов М. Люшера при анализе поэтического текста способствуют активизации творческой деятельности учащихся, пробуждают ассоциативное мышление в постижении замысла поэта.
Учащимся 8 классов МБОУ "СОШ № 10" г. Абакана на уроке литературы было предложено определить принадлежность звукобукв А, О, У, Е, И определенному цвету, а также указать, с чем ассоциируются звукобуквы.
Сводные данные подсчетов
Звукобуква | Цвет | Ассоциация |
А О У И Ы Е |
Красный Желто-белый Синий Сине-зеленый Черный Серебристо-зеленый |
Кровь, испуг Облако Небо Трава Мрак Трава |
На примере стихотворения А. Кыштымова "Завяло и выстыло лето:" учащимися был проведен расчет звукобукв, определена цветопись текста:
Завяло и выстыло лето,
Где день голубел, сквозь дым,
Где солнце плескалось в небе
Мальчиком золотым:
Дожди перемерзли в прутья
И с неба до нас не дошли.
Земля невесома утром,
Когда еще в думах дожди:
Основные цвета в этом тексте, по мнению обучающихся: голубой, золотой ("голубел", "золотым"). Самые частотные звукобуквы: Е, О, А.
Звукобуква Е у обучающихся 8 классов МБОУ "СОШ № 10" ассоциируется с серебристо-зеленым цветом; о - с желто-белым; а - с красным. Данные цвета характерны для осени. Применяя данную теорию, можно определить цвет любого небольшого текста. Звукобуквенные ассоциации также оказываются немаловажны в "прочтении" стихотворения. Доминирующая звукобуква Е, например, ассоциируется у многих людей с травой, а звукобуква О - с облаком. Трава - облако, значит, высохшая трава - признак осени.
Преобладающие звуки в стихотворении А. Кыштымова А, О, Е, из 3 выше перечисленных цветов доминируют белый и желтый.
Метод цветовых выборов М. Люшера помог выявить душевное состояние А. Кыштымова:
- несбывшиеся надежды;
- тревога за будущее;
- подавленность;
- страх перед неизвестностью:
Такого рода работа позволяет намного глубже, полнее увидеть смысл и красоту поэтического произведения. Опыт использования технологии педагогических мастерских в работе с учащимися показывает, что метод цветовых выборов при анализе поэтического текста способствует развитию ценностных качеств человека. Знания, полученные на уроках литературы, ведут к личностному осмыслению нравственных вопросов и проблем, что определяет личностный опыт учеников. На уроках с использованием метода цветовых выборов ученики становятся более активными, они творчески подходят к выполнению заданий. Осмысленное и самостоятельное приобретение новых знаний формирует их долговременность и устойчивость.
Уроки литературы формируют потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивают творческие способности, творческое самостоятельное мышление. С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно-познавательную и творческую деятельность учащихся.
Следовательно, для творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
ЛИТЕРАТУРА
- Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
- www.bmstu.ru/~cppkp/SOVR_OBRAZ_TECHN/sovrem_obr_tech_1.htm - 33 Кб //Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации.
- www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm - 8 Кб urok.1sept.ru/articles/211661/ - 10 Кб Данилова Л.Н. Из опыта работы в творческих мастерских на уроках литературы
- www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=4423 - 175 Кб //С.Г. Рассохина "Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики с использованием педагогических мастерских".
- http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=3896 // А. Ковальчукова. Нарисуйте счастье.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение, 1983.-С.5-79.