Литература
-
Разговор о А.А. Блоке. "Как памятник началу века, здесь этот человек стоит…" 11-й класс 2011
Содержание урока в 11-м классе построено в соответствии с требованиями программы государственных стандартов по литературы. Урок способствует формированию знаний, умений, навыков, развитию творческих сил и способностей учащихся (выразительно читать, красиво и лаконично высказывать свое мнение, передавать образы стихотворения, моделировать). Реализованы межпредметные связи с историей, географией, химией, музыкой и хореографией.
-
Разговор о любви на примере повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2011
На примере повести А.С. Пушкина дать ученикам понятие о любви в высоком смысле этого слова, любви как жертвы, раскрыть смысл страданий во имя любви, объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие, благородство, жертвенность.
-
"Раздели мою боль". Изучение рассказа А.Куприна "Чудесный доктор" 2010
В данной работе автор делится опытом работы над анализом рассказа А. Куприна "Чудесный доктор". Данная работа рассчитана на учителя-словесника и может быть использована для подготовки к уроку литературы.
-
Раздумье о смысле жизни в философской лирике А.С. Пушкина. 9-й класс 2014
Этот урок - один из уроков в элективном курсе "Русская литература и Православие", разработанных на основе изучения трудов известных литературоведов и выдающихся деятелей Церкви, их отзывов о творчестве русских писателей, поэтов. Целью курса не является изучение произведений, написанных на знаменитые Евангельские сюжеты. Это попытка взглянуть на известные литературные произведения под иным углом зрения, увидеть нравственные искания писателей и поэтов, расширить свои представления о духовно-нравственном развитии человека, обогатить свой духовный потенциал.
-
Различные приемы и формы работы на уроках литературного краеведения с применением ИКТ 2013
В данной статье рассматриваются различные приёмы и формы работы на уроках по литературному краеведению с применением ИКТ.
-
Различные типы заданий для уроков литературы «М.Ю. Лермонтов "Песня про купца Калашникова"» 2014
Ученики узнают о творчестве М.Ю. Лермонтова, романтической позиции, вопросе чести и бесчестия. Знакомятся с теоретическими понятиями: романтизм, романтический герой, пейзаж, сюжет, система образов персонажей, особенности жанра поэмы, поэтика фольклора; определяют характер персонажа по его поступкам, отношению к другим людям, соотносят точки зрения персонажей, видят авторское отношение к героям, проявляемое косвенно через сказителей-гусляров.
-
Размышление на тему "Способны ли современные подростки сострадать, сопереживать, принимать боль чужого человека как свою?" 2013
В статье представлен обзор работ учащихся по литературной композиции «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы».
-
Размышления над пьесами "Бесприданница" и "Дом Бернарды Альбы". Трагедия "горячего сердца" 2013
Цели урока: рассказать ребятам о сравнительно-сопоставительном изучении драм; усовершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения; научить слушать и видеть произведение; воспитать вдумчивого читателя; познакомить ребят с историей России XIX века; дать понять, что произведение – это художественное отражение жизни, психология людей того времени; научить находить опорные и ключевые слова; задавать наводящие вопросы; найти в тексте эпизоды, выражающие жизненную действительность.
-
Размышления о прочитанных страницах книги "Мой генерал" (читательская конференция по роману А.А. Лиханова "Мой генерал") 2010
Методическая разработка конференции по роману А.Лиханова «Мой генерал» (6-й класс) помогает увидеть проблемы воспитания подростка, их взаимоотношений с представителями старшего поколения, способствует формированию нравственных ценностей, развивает коммуникативные компетенции, возрождает интерес к чтению.
-
Размышляем над прочитанным: И.А. Бунин. "Помню – долгий зимний вечер" 2004
- Чтение стихотворения и словарная работа; - Анализ лирического стихотворения; - характеристики лирического героя; зимнего пейзажа; летнего пейзажа; - роль олицетворения. - Летний и зимний пейзажы в изображении художников.
-
Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н.Н. Носов «Фантазеры» 2017
Цели урока: формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста; обучать умению давать характеристику героям.
-
Разноуровневое обучение на уроках литературного чтения 2021
В современной школе всё более востребованным является подход предупреждения и преодоления неуспеваемости, а именно – разноуровневое обучение. В последнее время оно приобрело довольно широкую популярность. Основная цель включения в урок этой формы обучения является адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.
-
Разноуровневые задания по литературе для учащихся 10–11-х классов 2009
Предлагаются контрольные разноуровневые задания по литературе для учащихся 10-11-х классов. В содержании этих контрольных работ реализуются основные требования разноуровнего обучения: каждый учащийся может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и набрать желаемое количество баллов.
-
Разноуровневые задания по современной русской литературе (малый эпический жанр) в 10—11-х классах 2010
Очень продуктивным является разноуровневое обучение, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Автором были собраны материалы для изучения современной русской литературы (биографический материал о писателях, критические отзывы, составлены разноуровневые задания по определённым рассказам).
-
Разные формы работы с книгой на уроках литературы (тематические задания) 2016
В статье предложены некоторые задания по литературе, иллюстрированные работами учащихся. Наглядно показано, как традиционные задания можно творчески видоизменить, смоделировать для особой мотивации обучающихся.
-
Разработка бинарного урока (литература + английский язык) по теме "Реклама и отзыв как сочинения нетрадиционного жанра" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2014
Бинарный урок демонстрирует возможности межпредметных связей при формировании у обучающихся умений написания сочинения-рекламы и сочинения-отзыва по художественному произведению.
-
Разработка брейн-ринга по повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2010
Брейн-ринг способствует обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя. Из класса формируются две команды, остальные учащиеся – болельщики.
-
Разработка внеклассного занятия по литературе и психологии в 5-м классе. Тема: «Услышать, как дышит дерево… Семейные узы и философия жизни глазами ребенка» (по повести А.Нанетти «Мой дедушка был вишней») 2024
Проблема взаимоотношений ребенка с семьей, понимание себя в мире, воспитание человечности и способности выбирать важные жизненные ценности по-прежнему имеет значение и побуждает учителя к поиску ключей в современных и классических текстах. Повесть А.Нанетти «Мой дедушка был вишней» (пер. А.Красильщик, изд. «Самокат» 2016 г.) помогает провести аналогию между переживаниями главного героя в радостные и драматические моменты взросления и тем, что важно для подростка в реальной жизни. Особенно востребованным оказывается ракурс семейных ценностей, тонкий психологический подход автора книги к серьезным темам развода, потери, возвращения близких эмоциональных связей с родственниками. Цель и задачи представленного внеклассного занятия направлены на усиление перечисленных особенностей, призваны создать условия для развернутого обсуждения. Задания урока содержат психологический подход к теме, используются приемы групповой проектной работы, а также интерактивные упражнения с выходом на различные значимые аспекты взросления. Материал занятия может быть использован во внеклассной работе на уроках литературы.
-
Разработка внеклассного мероприятия "Жить не по лжи" (жизнь и творчество А.И. Солженицына) 2009
Цели урока: познакомиться с жизнью писателя, его взглядами на жизнь; на примере жизни А.И. Солженицына воспитывать у ребят гражданственность, любовь к Родине; пробудить у учащихся желание переосмыслить события недавнего прошлого нашей Родины.
-
Разработка внеклассного мероприятия (7–11-е классы) на тему "Моя березовая Русь" 2008
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Моя берёзовая Русь» для учащихся 7–11-х классов проводилось в форме литературно-музыкальной композиции (предлагаемый материал можно использовать и для проведения урока внеклассного чтения в старших классах). Обязательными участниками этого вечера были ветераны Великой Отечественной войты и те люди, детство которых выпало на годы войны. Основная цель – воспитание у учащихся интереса к родной истории; чувства гордости за свою страну; патриотизм; уважение к воевавшему поколению.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Литературное кафе "Бродячая собака" 2024
Предлагаемая игра может проводиться на обобщающем уроке после изучения раздела «Литературные направления начала 20 века». Цели игры: повторение и закрепление знаний о литературных направлениях начала 20 века; формирование умения чувствовать стиль автора, его манеру письма.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Русский свадебный обряд" 2012
В разработке представлен материал для расширения представлений об обряде русской свадьбы, развивающий интерес к традициям русского народа. Познакомить с песнями и играми, связанными с этим обрядом. Мероприятие способствует развитию творческих и познавательных способностей, речевой выразительности, дикции.
-
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Яркий ковер фольклора" 2010
В разработке представлен материал для расширения представлений о загадках, пословицах, поговорках, развивающий интерес к слову, к изучению литературы. Мероприятие способствует развитию речи, образному мышлению учащихся.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме "Унылая пора! Очей очарованье" 2013
Основная цель организации и проведения внеклассной работы по литературе - развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческой инициативы учащихся, повышают общую языковую культуру, воспитывают толерантность, уважительное отношение друг к другу, развивают умение общаться в коллективе.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: "Мифы Древней Греции" 2006
Традиционными стали в школах декады русского языка и литературы. Данное мероприятие для 5–6-х классов посвящено мифам Древней Греции. В данной разработке предлагается форма проведения в виде игры "Умницы и умники". Для подготовки учащиеся повторяют необходимые темы, готовятся к выставке рисунков. Сцена или классная комната может представлять собой Древнюю Грецию. В ходе игры её участникам задаются вопросы на знание древнегреческой мифологии, требующие конкретного знания текста и предполагающие более ассоциативные ответы. После игры подводятся итоги и проводится награждение.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме: “900 дней и ночей Ленинграда" 2006
Важнейшей составляющей воспитания школьников является патриотическое воспитание. В современных условиях его значение переоценить трудно. Научить детей уважать свой народ, гордиться своей страной - задача современной школы. Память о величайших героических событиях родной истории должна бережно храниться и передаваться из поколения в поколение. Событие, которое нельзя забыть - Великая Отечественная война. Одной из её трагических страниц - блокаде Ленинграда - посвящено мероприятие.
-
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Всемирному Дню чтения "Произведения казахстанских писателей" 2010
Цель занятия: создание условий для формирования духовной культуры и воспитания поликультурной личности, углубить знания произведений казахстанских писателей.
-
Разработка занятия спецкурса "…В похвалу Сергею Радонежскому". Икона Андрея Рублева "Троица" 2009
Цель занятия: духовно-нравственное воспитание на ценностных основах отечественной православной культуры. Материал может быть использован на уроках литературы в 8-м классе при изучении темы "Древнерусская литература" или на уроках МХК.
-
Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг 2008
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
-
Разработка интегрированного урока (литература + история) "Бородинское сражение – поражение или победа" 2010
Интеграция дает возможность формирования у учащихся целостной, взаимосвязанной картины мира, общего восприятия различных сторон жизни, поддержания интереса к изучаемой теме, более глубокого осмысления учебных предметов. Интегрированный урок позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развивать коммуникативные навыки, это один из способов формирования важнейших ключевых компетенций.