Урок – ведущая форма жизни детей в школе. Ни для кого не секрет, что русский язык – один из скучных и нелюбимых. Каждый из нас старается пробуждать интерес к предмету, использовать упражнения и педагогические приемы, позволяющие формировать и развивать мотивацию.
Упражнения, о которых я буду говорить, возможно, используют учителя и на других предметах. Например, очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к теме. Можно делать это через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт:
- Что вы уже знаете об этой теме?
- Подберите слова об этом или на эту тему…
- Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
Создание ситуации успеха также позволяет настроить ребят на активную работу во время урока. Стараюсь приучать во время фронтального опроса отвечать, начиная словами «Я знаю, что…» Наблюдаю, как растет уверенность учеников.
Игра «Да-нет-ка» способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. Такую игру можно проводить в младших классах. Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только «да» и «нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
Упражнение «Оратор» лучше применять в старших классах. Например, за 3 минуты убедите собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо.
Вместо обобщающего урока устраиваем целые суды над темой. Это и возможность еще раз рассказать вкратце об этапах ее изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материала по теме. Свидетели предоставят неопровержимые улики данного процесса обучения, судья подведет итоги. А все вместе сделают урок интересным и запоминающимся.
Подробнее хочется остановиться на уроках литературы, так как урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека. Процесс восприятия художественного произведения – сложное и индивидуально-неповторимое явление. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.
Для урока литературы очень важен первый этап, когда особенно необходимо овладеть вниманием детей, настроить их на определенный эмоциональный тон. Именно на этом этапе ребенок должен почувствовать, что проблемы, которые будут обсуждаться на уроке, для него личностно значимы.
Литература – один из тех учебных предметов, который помогает ученику разобраться в сложных взаимоотношениях людей, понять мотивы их поступков. Обсуждая на уроках прочитанное, школьники имеют возможность соотнести мысли и чувства героев со своими собственными, что способствует самопониманию и самопознанию.
При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» работу можно направить на понимание того, что есть личностная позиция человека. Это должно заинтересовать ребят. А последний этап работы над произведением может быть назван «Уроки Грибоедова». На данном этапе учитель, отталкиваясь от логики конфликта комедии и поведения героев, может спросить:
- Какие пути разрешения конфликта вы видите?
- Как чувствует себя человек, вступающий в конфликт, противопоставляющий себя другим?
И задание:
- Найдите Чацких и Молчалиных в своей среде.
Как итог работы над «уроками Грибоедова» ребята получают домашнее сочинение по комедии. Наряду с литературными темами можно предложить следующую: «Конфронтация или конформизм? Я выбираю…» Такая тема позволяет посмотреть на себя под другим углом зрения, а может быть, извлечь нравственный урок из книги, написанной около 200 лет назад.
Пьеса «Гроза» А.Н.Островского – одно из тех редких произведений в школьной программе, где главная героиня сама сводит счеты с жизнью. Как показывает практика, проблема суицида волнует современного подростка очень остро. Причины, толкнувшие Катерину броситься с обрыва, кажутся ребятам неубедительными. Они предлагают несколько вариантов развязки конфликта. Вопрос «Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость?» не оставляет учащихся равнодушными: рассуждают, спорят, доказывают. А для сочинения учитель литературы может предложить ученикам неординарную тему: «Гроза в моей жизни».
Конечно, такая работа требует много времени, но в результате учитель получает возможность пробудить в учениках интерес к художественному произведению, к героям, помочь ребятам заглянуть в себя. Такая работа является попыткой поиска собственной позиции в жизни. Наша задача – пробудить чувства и эмоции ученика.