Литература
-
Работа в группах на уроках литературы в 5-м классе 2014
В последнее время мы, учителя, часто задаёмся вопросом: как научить детей работать в группах. Мы понимаем, что такой вид работы, с одной стороны, сложен, с другой – нужен и полезен. Зачем же всё-таки следует проводить подобные уроки? Групповые формы работы помогают развить творческие способности учащихся, привить любовь к литературе как к предмету.
-
Работа в группах при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ "Три в одном" 2012
На уроке использована групповая форма работы. Повышается эффективность подготовки учащихся.
-
Работа над коллективным проектом «Мифологический словарь» как средство развития кругозора и повышения мотивации к чтению школьников 2023
В статье представлен опыт работы над коллективным проектом, который способствует развитию кругозора школьников и повышает их мотивацию к самостоятельному чтению.
-
Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе 2018
В статье обобщены основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в начальной школе. Определены основные приемы работы с текстом сказки, направленные на глубокое осмысление нравственных идей, заложенных к ее сюжете.
-
Работа над стихотворением К.Бальмонта "Снежинка" 2008
На уроке дети закрепляют литературоведческие понятия, учатся работать над художественным образом слова, составляя кластер методом двойного дневника.
-
Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди". 11-й класс 2013
Работа над эпизодом литературного произведения является одним из самых сложных видов работы. В статье предлагаются фрагменты уроков по этой теме при изучении повести В.Тендрякова «Люди и нелюди». Такие уроки позволяют учащимся погрузиться в текст произведения, а также стать соавторами литературоведческого анализа.
-
Работа над эпистолярными материалами. С.Т. Аксаков и его переписка с Гоголем 2008
Аксаков в книге «История моего знакомства с Гоголем» поставил перед собой задачу – рассказать о духовной трагедии Гоголя, он хотел «бросить истинный свет не на великого писателя, а на человека». Работа по этой книге может быть проведена на элективных курсах, факультативных занятиях и специальных курсах.
-
Работа с одарёнными детьми на платформе Zoom по произведению М.М.Пришвина «Чёрный Араб» 2021
Через произведения М.М.Пришвина у учащегося пробуждается чувство любви к Родине, сострадание к ближнему, к меньшим братьям и любовь к окружающему миру. Обучение читателя к пониманию важности слова даёт значимый вес в жизни человека, оно правдиво и живо. Писатель-путешественник, краевед, фенолог, как справедливо называют Пришвина, прежде всего, является поэтом человеческой души, великолепным мастером художественного слова.
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать?
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Автор делится опытом работы с одаренными детьми. Задача учителя – выявить одаренных детей и помочь им реализовать свои способности. Работа с одаренными детьми предполагает индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Используются следующие типы заданий: олимпиадные, проектные, конкурсные работы; творческие диктанты; комплексный, лингвистический, литературоведческий анализ текста; работа по карточкам, с перфокартами.
-
Работа с одаренными детьми через реализацию внеурочного творческого проекта «Создание школьного литературного альманаха «Вдохновение» 2020
Формирование духовного мира учащихся – одна из основных задач учителей гуманитарного цикла. Решению данной задачи способствует использование в учебной и внеурочной деятельности учащихся метода проектов, который дает возможность построить учебный процесс так, чтобы он был наиболее эффективным в плане познания, так как только через деятельность ребенка осуществляется развитие творческого потенциала и формирование его духовно-эстетического мира. Поэтому, для реализации внеурочной деятельности необходимо учитывать мотивацию учащихся к проектной деятельности, опираться на природные задатки и дарования учащихся.
-
Работа с различными источниками информации как основной источник развития грамотности чтения учащихся 2019
Падение интереса к чтению привело к острому дефициту знаний, информации, что препятствует национальному развитию страны и интеграции ее в глобальную мировую экономику и политику. Современная действительность отражает кризис читательской культуры и читательской грамотности общества. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий наблюдается заметное сокращение доли регулярно читающей части современного общества.
-
Работа с текстом как способ обучения осмысленному чтению 2020
В процессе работы с учащимися на уроках мы требуем от них, чтобы они правильно и хорошо говорили. К сожалению, высказывать грамотно свои мысли умеют далеко не все учащиеся. А любому виду познавательной деятельности учащегося на уроке предшествует чтение учебного материала. Но, как показывает практика, многие современные школьники не любят и не умеют читать. Следовательно, сложности, прежде всего, возникают из-за слабого восприятия учащимися содержания написанного, а отсюда и нежелание читать. Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
-
Работа с текстом на уроках литературы (Технология развития критического мышления через чтение и письмо) 2010
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы поможет учителю ответить на вопросы: "Как заинтересовать ребенка книгой? Как привлечь его к осмысленному чтению?"
-
Работа с текстом на уроках литературы. Урок по рассказу В. Астафьева «Царь-рыба» «Способна ли природа воспитывать человека?» 9-й класс 2015
Цель урока: с помощью художественного произведения воспитывать негативную позицию к хищническому, потребительскому отношению к природе и умение связывать экологические проблемы с нравственными. Показываются нравственные идеалы В.П. Астафьева; раскрываются взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба».
-
Работа с текстом на уроке литературы в 5-м классе. И.Бунин. Стихотворение "Листопад" (отрывок) 2009
Работа со стихотворным текстом на уроках литературы является одним из важных моментов в формировании грамотного читателя. Увидеть красоту слова, уметь выразить свои чувства, логически сформулировать высказывание, сопоставить и обобщить материал - это лишь малая часть умений и навыков, получаемых при таком виде работ. Поэзия И.Бунина даёт большие возможности для введения элементов анализа. Загадка поэзии Бунина в её красочности, звучности, аромате.
-
Работа с текстом. Отбор нужной информации с помощью схем 2013
Любые учебные тексты на любом предмете требуют знания "инструментов" для понимания и освоения первичных текстов и создания своих вторичных. Главная причина урока - уверенность в том, что предметные знания приходят через информационную грамотность. Главная тема урока по литературе 7-го класса "Разнообразие жанров лирики А.С. Пушкина" - рассматривается через освоение свёртывания информации путём создания схем. Главные задачи урока формируют читательскую компетенцию школьников.
-
Работа с терминами и понятиями на уроке 2022
В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология. Одной из проблем, общей, в преподавании любого предмета является проблема усвоения обучающимися специальных терминов, затруднения в их определении, понимании их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно-исследовательской деятельности. Если вести целенаправленную работу над терминами, то не возникнет проблем в их усвоении учащимися, понимании и использовании в учебной деятельности. И эти же приемы способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся, точной, логичной, конкретной.
-
Работа с учебниками на уроках литературы в 11-м классе 2005
Сравнение статей об одной и той же личности или литературном направлении из разных школьных учебников по литературе, издававшихся на протяжении 20 века, дает прекрасный материал для анализа и характеристики официальной идеологии в момент написания учебного пособия. На уроках литературы (и, вероятно, истории) возможен новый вид работы - сравнение учебников.
-
Работа с художественным текстом на уроках интеграции русского языка и литературы 2018
Одна из главных целей школы - воспитание высокодуховного человека, а один из механизмов её достижения – преподавание словесности. Урок словесности призван органически соединить изучение русского языка и литературы, сделать привычные уроки уроками открытия «в слове и через слово существенного и необходимого» для духовной жизни человека. Ведь каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения.
-
Работа с художественным текстом. Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек" 2016
Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, продолжить работу по воспитанию нравственных ценностей человека.
-
Работа-исследование "Словарная работа на уроках литературы" 2022
Словарная работа занимает важнейшее место при анализе художественного произведения на уроках литературного чтения. Если наиболее важные слова из прочитанных текстов не поступают в активный словарь ученика и не служат ему в повседневной речи, уроки литературы оказываются по существу бесполезными для формирования живой разговорной речи.
-
Рабочая образовательная программа по литературе для 5-го класса 2014
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности "РИТМ" (театр, литературное творчество) 5–9-е классы по ФГОС ООО 2023
Данная программа направлена на создание условий для развития творческой личности и создание условий для её самореализации. Занятия театральной деятельностью не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Театр своей многогранностью, многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проигрывая этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации, проанализировать поведения героев, сделать выводы.
-
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб любителей русского языка и литературы» 2024
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности. Программа способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры. Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
-
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Родная (русская) литература". 9-й класс 2019
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 2023
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО «Видза олан, мойд» («Здравствуй, сказка») 2019
Цель программы: создание условий для интеллектуального, социокультурного развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством коми языка.
-
Рабочая программа по литературе для 5-го класса национальной школы 2010
Разработана с учётом программы средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова (Изд. «Магариф», 2005), которая полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и учебному плану на 2009–2010 учебный год.
-
Рабочая программа по литературе по программе под редакцией Г.С.Меркина. 7-й класс 2016
Рабочая программа по литературе для 7-х классов по программе под ред. Г.С. Меркина построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения.