Литература
-
Рабочая программа по учебному курсу "Родная (русская) литература" 2020
Рабочая программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование абстрактного мышления, памяти и воображения, на овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Назначение учебного курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.
-
Рабочая программа спецкурса "Основы смыслового чтения". 5-й класс 2020
Цель программы: создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.
-
Рабочая программа спецкурса «Литература родного края». 6-й класс (углубленный уровень) 2019
Рабочая программа по литературе Восточной Сибири для учащихся 6-го класса разработана на основе примерной программы учебного курса О.Н.Шахеровой «Писатели Восточной Сибири», Иркутск, ВостСибкнига, 2007 год. Особенностью данной программы по сравнению с примерной (авторской) программой является введение темы «Коренные народы Восточной Сибири», включение которой обусловлено необходимостью создания условий для осознанного восприятия материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
-
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФК ГОС для 7-го класса 2020
Представлена рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с ЗПР в соответствии с ФК ГОС для 7-го класса.
-
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» 2022
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО), ФГОС СОО.
-
Рабочая программа факультативного курса по литературе для 5–7-х классов "Мифология" 2013
Предлагаемая рабочая программа факультативного курса по литературе является альтернативным вариантом курсу «Вокруг тебя – мир». Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмысливать окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной и зарубежной литературы.
-
Рабочая программа элективного курса по литературе для учащихся 10–11-х классов "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" 2009
В основу рабочей программы "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" положен принцип смысловой общности и уровня смыслового обобщения действительности, представленного в отобранных художественных текстах. Процесс обучения переориентирован с помощью системы педагогических средств на поддержку "смысловой стороны читательской деятельности" в условиях смыслопоискового диалога субъектов образовательного процесса.
-
Рабочая тетрадь "Великая Отечественная война в лирике поэтов Кузбасса, Прокопьевска и Прокопьевского района" 2017
Работа выполнена в форме рабочей тетради, которая составлена для занятий по литературе с учениками 7-го класса. Рабочая тетрадь содержит краткий курс, знакомящий школьников с литературным процессом Кузбасса, а также знакомит с поэтами Прокопьевска и Прокопьевского района. В процессе работы с тетрадью школьники повторят и закрепят основной литературоведческий материал, пройденный в 5–6-х классах.
-
Рабочая тетрадь для учащихся 8-го класса "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" 2006
Рабочая тетрадь по курсу "Человек и природа в лирике кузбасских поэтов" – это маленькое пособие, в котором имеются стихотворения кузбасских поэтов и разнообразные задания к ним. Задания, представленные в этой тетради, дают возможность получить представление о литературном процессе в Кузбассе, узнать больше о творчестве поэтов родного края, усовершенствовать навыки работы с текстом лирического произведения, отточить умение использовать изобразительно-выразительные средства при анализе двух или нескольких лирических произведений, определять темы и мотивы.
-
Рабочая тетрадь по литературе для 5-го класса по программе В.Я. Коровиной 2009
Рабочая тетрадь по литературе рассчитана на применение в 5-м классе по программе В.Я. Коровиной. Тетрадь содержит различные виды заданий к изучаемым в 5-м классе художественным произведениям: викторины, кроссворды, портретную галерею, задания творческого характера.
-
Рабочая тетрадь по литературе к изучению романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» «Путь не мальчика, но мужа» 2022
Рабочая тетрадь по литературе – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебной дисциплины. Представленные в рабочей тетради задания реализуют системно-деятельностный подход в обучении и могут быть использованы как для выборочного включения в работу на уроках литературы, так и в качестве системы заданий, обеспечивающих последовательную индивидуальную работу обучающихся над подбором и анализом материала по конкретной исследовательской теме. Данная рабочая тетрадь является сборником сопроводительных дидактических материалов и задач, ориентированных на анализ образа одного из главных героев романа – Петра Гринёва, выявление особенностей становления его личности при столкновении с катастрофическими историческими обстоятельствами. Подбор и группировка заданий выполнены с учетом возможности организации обобщающего урока-диспута по проблемным вопросам, связанным с оценкой образа Петра Гринёва критикой и литературоведением. Организуя работу по заданной в рабочей тетради логике, учитель включается в решение своеобразного методического квеста.
-
Рабочие материалы к уроку по теме: «"Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов?» 2005
Урок литературы – это исследование художественных текстов, приемов создания образов, особенностей выразительных средств, которые использует автор для создания образов. Представлены рабочие материалы и конспект первого урока по роману И.А. Гончарова “Обломов”. Особенность этого урока – погружение в текст романа, внимание к художественному слову.
-
"Радетель земли Русской…" Вечер творчества В.П. Астафьева 2011
Вечер, посвященный творчеству известного писателя В.П. Астафьева, помогает в полной мере раскрыть его личность – гражданина и патриота. Учащиеся не только более полно знакомятся с творчеством писателя, но и с его гражданской позицией. Цель проведения – заострить внимание на актуальные проблемы, поднятые в произведениях автора, а также прививать детям любовь к родному краю, развивать умение видеть красоту природы и понимать смысл жизни каждого на этой земле...
-
"Ради жизни на Земле…" (по творчеству А.Т. Твардовского) 2013
В произведениях А.Т. Твардовского отражено то, что определяло содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал поэт. Его работы требуют сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства.
-
"Радищев создал специфический русский симбиоз политики и литературы" (П.Вайль, А.Генис) (на материале главы "Пешки" из повести "Путешествие из Петербурга в Москву") 2009
На уроке продолжается работа над темой "Черты сентиментализма в повести А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Занятие предполагает систематизацию и практическое применение знаний о сентиментализме как литературном направлении XVIII века, сведений из биографии автора и приемов анализа художественного текста.
-
Разбор местоимения как части речи (3-й класс) 2010
Урок построен на расширении знаний учащихся о местоимении, решаются задачи по развитию и обогащению речи детей. Задания урока ориентированы на уровень развития учащихся 3-го класса.
-
Развернутый план урока по повести Антуана де Сент–Экзюпери "Маленький принц" 2009
Антуан де Сент-Экзепюри – один из наиболее непосредственных писателей XX века. Он должен быть интересен и понятен ученикам средней школы. «Откуда я? Я из моего детства» - это пояснение должно стать лейтмотивом изучения сказки-притчи.
-
Развивайте дар слова 2004
Развивайте дар слова. Это принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с людьми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Бесспорно, что сочинения содействуют развитию творческих способностей. Истинная любовь к Родине немыслима без любви к ее языку. Детское творчество следует всячески стимулировать. Необходимы творческие конкурсы.
-
Развивающее обучение на уроках литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся 2006
Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы, это несомненно. С этой целью нами была разработана серия уроков под общим названием "В любых обстоятельствах оставаться человеком". В центре внимания оказался рассказ В.Г. Короленко "Фёдор Бесприютный" (отрывки). Перед тем, как дать задание прочитать данное произведение к следующему уроку, учителем был поставлен вопрос: подумать, какие мысли "спрятаны между строк"?
-
Развитие духовного мира школьника в учебно-воспитательном процессе 2011
C каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Школе в большей степени решать проблемы духовного развития школьника. Выполнению этой цели способствуют и уроки, и личностные качества педагога, и внеклассная работа.
-
Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина "Мы" 2010
Автор знакомит учащихся с творчеством Е.Замятина. Углубляет устоявшееся представление о жанре антиутопии, учит учеников разбираться в проблематике романа.
-
Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности 2005
Интеллектуальный клуб "ВУНДЭР" создан шесть лет назад. Основной формой игры является интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", кроме того создана богатая методическая копилка с разработками других форм (сюжетных викторин, ролевых игр, литературных балов, брейн-рингов). Деятельность клуба позволяет расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам и повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
-
Развитие интереса к чтению в проблемном обучении" 2012
Любая деятельность – это результат, который включает мотивацию и анализ. Технология проблемного обучения ведет к более высокому уровню мотивации и развитию нравственно-волевых качеств. Материал помогает понять методику проблемного урока и отработать навыки по этой технологии. Работа в группах оживляет процесс осмысления поставленной проблемы и позволяет проявлять учащимся коммуникативные навыки.
-
Развитие информационной компетентности учащихся на уроках информационной культуры 2007
Настало время, когда преподавание "информационной грамотности", обучение навыкам информационного поиска становится самостоятельным полноправным модулем курса "Основы проектной деятельности". И преподавать его должны именно библиотекари, как специалисты в области информационных ресурсов и средств массовой информации. Форма кружка по развитию информационной компетентности учащихся позволяет решить проблему недостатка времени на обучение и создать механизм комплексного развития информационной компетентности.
-
Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературы. (К урокам литературы по УМК А.Г. Кутузова, 5-й класс) 2003
Предлагаемый материал связан с изучением темы "Детский фольклор" по программе А.Г. Кутузова для 5-го класса общеобразовательных школ. На конкретном примере объясняется, как можно вместе с учениками заняться исследовательской работой, используя региональный материал, сделать открытия в области литературоведения на доступном для школьников уровне.
-
Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы 2007
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать своё слово, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.
-
Развитие ключевых компетенций в проектном обучении 2009
Не секрет, что выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми социальными и иными компетентностями в не меньшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами. Развить компетентности помогает, в частности, проектный метод обучения. Автор статьи попыталась обобщить свой опыт применения проектного обучения, проанализировать, какие компетентности развиваются у учеников на разных этапах осуществления учебного проекта.
-
Развитие коммуникативной компетентности учащихся через урок словесности 2010
Уроки литературы и русского языка призваны создать условия, при которых процесс развития коммуникативной компетентности будет происходить наиболее успешно. Этому способствуют интегрированные уроки, уроки словесности, которые получают все большее распространение в школе.
-
Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2012
Обобщается педагогический опыт работы по формированию и развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
-
Развитие коммуникативных способностей учащихся как фактор социализации личности школьника на уроках литературы 2007
Наиболее эффективный способ развития коммуникативных способностей учащихся - поиск путей активизации практической деятельности школьников, путей активизации учебного процесса, совершенствование работы над устными и письменными монологическими высказываниями учащихся, развитие самостоятельной работы. Позитивную роль в этот процесс вносят музейно-педагогические программы. Интеграция их классно-урочной, музейно- педагогической, самостоятельной, творческой, исследовательской работы - основа коммуникативного развития учащихся как фактор социализации личности школьника в условиях современного образования.