Алгоритм деятельности
- Наличие противоречия в учебном материале.
- Осознание противоречия учеником и формулировка проблемы.
- Познавательная потребность.
- Поиск решения проблемы. Выдвижение гипотезы.
- Отбор материала. Новые знания.
- Итог деятельности.
С появлением компьютера интерес к чтению стал ослабевать. Сейчас появились произведения в кратком изложении. Поэтому большинство учеников старается запомнить сюжет.
Существует много методической литературы, но не каждое пособие может помочь учителю “научить” ученика читать книгу. Как построить урок, чтобы ученик понял идейный замысел писателя, постиг художественные ценности произведения? Проблемный подход – это путь решения проблемы.
Проблемный подход к изучению литературы обусловлен тем, что учебный материал организован на основе диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, участвовать в дискуссии, общаться с людьми.
Ценность проблемного урока заключается в том, что основные компоненты структуры (актуализация прежних знаний, формирование новых понятий и способов действия, формирование навыков и умений) имеют творческий характер. Знания усваиваются путем решения проблем или самим учителем, который показывает образец решения или логику движения мысли исследователя, или ученик и учитель разрешают проблемную ситуацию совместно. В сотрудничестве, или сам ученик “открывает” новые знания путем поиска решений проблемы.
Для создания проблемной ситуации недостаточно лишь предъявить ученикам противоречие как таковое. Лишь тогда противоречие становится проблемой, когда наступает “осознание человеком противоречия и формулирование проблемы”. При этом может сложиться такая ситуация, когда проблема осознана и сформулирована, но не принята к решению, и процесс мышления не начинается. Следовательно, проблема не стала проблемной ситуацией! Что же нужно для этого? Проблемная ситуация возникает только тогда, когда у ученика возникает желание решить проблему, в этом случае зарождается познавательная ситуация и начинается процесс мышления. Тут учитель должен помнить о том, что проблемная ситуация субъективна: у одного ученика проблема вызывает проблемную ситуацию, у другого – нет. Очевидно, что без познавательной потребности принципиально невозможно проблемное обучение.
В основе проблемной ситуации – вопрос, который активизирует познавательную деятельность учащихся. Какие вопросы можно считать проблемными? Прежде всего, это вопросы, которые вызывают интерес у учащихся. Во-вторых, это вопросы, в которых заключено философское противоречие. В-третьих, это вопросы, содержащие двойственность подхода к предмету речи.
Важно, чтобы эта методика развивалась по спирали, происходило усложнение учебного материала, возрастал уровень проблемных ситуаций.
Исследователи выделяют четыре уровня проблемной ситуации. Критерием для их различения является степень самостоятельности учащихся. На первом уровне степень самостоятельности невелика: учитель сам демонстрирует противоречие, формулирует проблему, решает ее, воспроизводя поиск решения, выдвижение гипотез, обоснование и проверку. Можно привести примеры вопросов, которые могут быть поняты как проблемные:
- Что лучше: истина или сострадание?
- Почему не состоялась человеческая жизнь? (По пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад”)
- В чем смысл человеческого достоинства героев драмы А.Н. Островского “Гроза”?
- Как врач Чехов помогал писателю Чехову?
- Почему героиня повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” княгиня Вера лишена счастья материнства?
- Проблема интеллигенции и революции в романах А.А. Фадеева “Разгром” и Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”.
Второй уровень – противоречие и проблема формулируется учителем, но решение проблемы происходит совместно с учениками.
Третий уровень – представление учителем определенной информации, заключающей в себе противоречия; задача учеников – осознать и сформулировать проблему, предложить гипотезы, найти пути решения, создать систему доказательств и аргументации. Если учитель предлагает ученику решить проблемную ситуацию индивидуально, в домашних условиях, то возможно проведение индивидуальных консультаций. Учащиеся могут составить сравнительную характеристику персонажей, подумать над дальнейшей судьбой героев и т.д.
Четвертый уровень предполагает максимальную самостоятельность ученика. Он сам организует свою деятельность по поиску научной (учебной) информации, по книгам или через накопление экспериментальных данных, ставит задачу сформулировать возможную проблему и решает ее. На этом уровне возможна между учителем и учеником совместная деятельность, разработка тактики и методики по поиску и обработке необходимой информации (консультирование). При этом уровень творческой и мыслительной активности ученика высок. Так, например, при изучении творчества поэтов Серебряного века многие учащиеся выбрали тему “Жизнь, творчество, судьба” и сформулировали проблему: Определяет ли жизнь и творчество судьбу поэта? Работа над романом А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и комедией Д.И. Фонвизина “Недоросль” заставила поразмышлять над проблемой воспитания и образования дворян и сравнить с той системой воспитания, которая есть сейчас.
Проблемное обучение тяготеет к системе малых групп. Работа с малыми группами позволяет активизировать процесс подготовки каждого ученика, увеличить ответственность за собственные знания и навыки перед своими сверстниками и учителем, значительно повысить словесную деятельность перед аудиторией. Конечно, проведение такого занятия возможно только в сочетании с другими типами уроков, когда учитель заранее знает, что предстоит делать ребятам, которые окажутся в определенный момент в составе малой группы. Учитель может создать малой группе проблемные ситуации различной сложности: рядовые участники группы решают проблему коллективно, опираясь на помощь своих товарищей, а ученик-эксперт решает проблему более самостоятельно, поскольку от него ждут больших знаний и находчивости, уверенности в постановке проблемы. Изучая произведения классики, подросток должен стать вровень с гениями мировой культуры и сделать попытку понять “вечные” вопросы человечества. И одним из самых эффективных методов работы на уроке представляется именно взаимодействие малых групп учеников в решении поставленных проблемных ситуаций.
В общих чертах можно назвать несколько этапов работы учителя и учеников.
Во-первых, необходимо заранее, в форме общего обсуждения в классе и в иных формах работы, “кристаллизовать” те литературные проблемы, которые еще только предстоит решить. Ребята должны чувствовать сложные хитросплетения авторского замысла, видеть проблематику произведения в его сложном взаимодействии. Уже на этом этапе можно позволить учащимся самим выбрать ту частную проблему произведения, которую им хотелось бы разработать достаточно глубоко. В этом случае личный опыт и убеждения ученика могут реализоваться в полной мере, приближая суть художественного творения к сознанию юного человека. Также ребята могут сами определить круг тех, с кем они хотели бы вместе участвовать в малой группе, и выбрать среди своих единомышленников эксперта, координирующего подготовку и ответы группы. Объединившись, эксперты подводят итоги занятия в конце, подсчитывают баллы и выбирают самых достойных, ставят оценки.
Во-вторых, часть подготовки нужно выполнить ребятам в качестве домашнего задания. После этого, уже непосредственно на занятии (два спаренных урока), где должна реализоваться система малых групп, учитель еще раз формулирует частную, локальную проблему произведения перед каждой группой, а потом дает ученикам время, чтобы обсудить ее внутри группы, для систематизации известной информации, распределения ее между собой при компоновке коллективного ответа. Лучше всего, если учитель приготовит для каждой группы в соответствии с поставленной проблемой своеобразный лист-опросник, содержащий общие и частные, иногда очень детальные вопросы к юным исследователям, ключевыми словами которых будут “почему”, “зачем”, “отчего”. Интересным приемом может стать и такое задание для малой группы: перед началом работы самостоятельно составить лист с вопросами по своей учебной проблеме, а после этого предложить группе тот лист-опросник, который составлен учителем.
Наконец, необходимо запланировать достаточно времени для того, чтобы группа могла высказать все имеющиеся соображения, аргументацию, смогла показать свое знание текста и т.д., демонстрируя, каким образом проблема понимания текста решена ими. Несомненно, элементы игры, интеллектуального соревнования придают занятию особую атмосферу и усиливают активность ребят. По итогам всей проделанной работы ученики могут написать литературное сочинение, где попытаются творчески обобщить отдельные проблемы произведения, формулируя целостную авторскую концепцию.
Все выше сказанное относится прежде всего к большим, романным формам художественной литературы, к тем многоплановым произведениям, которыми богата русская классика. Но не менее интересна работа с малыми группами и при выработке навыков литературно-стилистического анализа поэтических произведений. Здесь перед школьниками ставится задача совместно разобраться и прокомментировать идейное содержание, стилистические особенности и эмоциональную суть стихотворения. Итогом работы каждой малой группы может стать реферат, доклад или групповой ответ, и в этом случае интересным для ребят становится объявление конкурса между группами на лучшую реализацию задания, включая красивое, выразительное чтение анализируемого поэтического произведения.
Интересно, что в азарте соревнования ребята предлагают, как эмоциональное дополнение, произведения музыки, живописи, соответствующие духу поэзии и эпохи. Есть и такие примеры, как создание собственных иллюстраций к стихотворению. В таких случаях группа учеников, одержавшая победу, получает заслуженную награду.
Проблемное обучение в системе малых групп хорошо реализуется и при решении такой учебной темы, как значение эпизода в художественной структуре произведения. Ключевые эпизоды желательно подобрать таким образом, чтобы они находились в осознаваемом идейном соприкосновении друг с другом, работали на раскрытие идейно-художественного замысла писателя. И на самом занятии в системе малых групп последовательность выступлений должна соответствовать сверхзадаче: цельность и неповторимость авторского взгляда на мир. Скорее всего, такое занятие может быть уже на этапе обобщения знаний по пройденной теме, когда школьники достаточно четко понимают общую проблематику произведения. Для успеха такого занятия предварительная работа должна быть направлена на отработку алгоритма анализа эпизода, от его композиции, системы образов, принципа организации художественного материала до значения эпизода как части цельного художественного текста. И опять итогом проделанной работы может стать школьное сочинение.