Развитие коммуникативной компетентности – умения правильно учитывать ситуацию общения, прогнозировать речевое поведение собеседника, произносить (оформлять письменно) речь любого жанра и стиля в нужной форме и т.д. – важная задача современной школы. Уроки литературы и русского языка призваны создать условия, при которых процесс развития коммуникативной компетентности будет происходить наиболее успешно. Этому способствуют интегрированные уроки, уроки словесности, которые получают все большее распространение в школе.
В практике Забайкальского многопрофильного лицея-интерната такая форма работы сложилась не на пустом месте, ей предшествовала скрупулезная работа по интерпретации художественного текста и разработки технологий “интерпретация поэтического текста” и “интерпретация художественного текста”.
Эта работа и подтолкнула нас к поиску такой формы урока, которая позволила бы более глубоко работать с текстами разных стилей, познавать глубину этих текстов через слово-образ.
Поскольку "в речи выражается весь человек", работа с текстом способствует формированию его мировоззрения, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою точку зрения через слово, противостоять негативным воздействиям окружающей речевой среды, среды "антикультуры". Исходя из того, что "язык является органической частью индивидуальной культуры человека", обращение к тексту в процессе обучения позволяет в комплексе решать образовательные и воспитательные задачи, помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, сформировать творческую личность с индивидуальным языком и стилем.
Кроме того, для художественного текста характерен эмоционально-чувственный метод освоения действительности, воздействующий не только на разум, но и на чувства. Вызывая у учащихся определенные эмоции, заставляя их сопереживать прочитанному, текст способствует проявлению индивидуальности каждого ученика как языковой личности. Поэтому личностно ориентированный подход может осуществляться в процессе такой работы с текстом, когда каждый ученик имеет право сказать (написать) о своем личностном (индивидуальном) его понимании (восприятии), выразить через слово свои мысли и чувства.
Уроки словесности на наш взгляд, следует вводить с пятого класса. Именно в этом возрасте развивается новый уровень теоретического мышления. Это позволяет познакомить учащихся с базовыми литературоведческими понятиями, которые в дальнейшем становятся основой литературного образования.
Необходимо учитывать и то, что развитие теоретического мышления, т. е. мышления в понятиях, способствует возникновению к началу среднего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношений к окружающим людям и самим себе. Это время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся, период творческого осмысления им сообщаемых знаний.
Все эти психические новообразования реализуются в работе с текстом. Ведь главное в ней – понимание, оценка произведения. А это заставляет вырабатывать собственный взгляд, собственное мнение, т.е. открывает перед ребенком неограниченные возможности постижения себя и мира, обогащает духовно, способствует формированию личности, делая ее восприимчивой к сопереживанию.
Особую значимость работа с текстом приобретает в старших классах, когда психическим новообразованием становится самоопределение школьника. В это время учащиеся пытаются осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. И глубокая работа с текстом на уроках словесности пробуждает и поддерживает интерес к жизни, людям. Помогает в поиске смысла жизни и своего существования.
Это период активного развития ассоциативного мышления, которое позволяет подготовить грамотного читателя.
Психологическая наука знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности и др. Для глубокого восприятия произведения искусства очень важен еще один вид ассоциаций – это ассоциации по “эмоции” (объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают). Способность к ассоциациям подобного типа может быть соотнесена с работой воображения и непосредственно связана с восприятием художественного текста. Выстраивание ассоциативных связей позволяет не только максимально приблизиться к авторскому замыслу. Но расширяет систему ценностей, способствует формированию мировоззрения, другими словами, становлению личности.
Связь уроков русского языка и литературы необходима, в первую очередь, потому, что рождает мотив изучения родного языка и, как следствие, – желание читать. А ведь именно это – умение читать и создавать собственный текст на основе прочитанного – помогает ученикам развивать свою речь и мышление.
При этом необходимо понимать, что современные условия жизни ребенка требуют специально организованной ситуации, порождающей мотивацию к чтению и письму, без которых развитие речи и мышления невозможно; к изучению языковых средств, без которых не формируется языковая, коммуникативная и общекультурная компетенция.
В основу методической системы, которая интегрирует обучение русскому языку и литературе, положен принцип изучения языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов программных художественных произведений. Реализация данного принципа требует новых подходов к обучающей ситуации, поэтому появляется и новая организационная форма – урок-диалог и урок-коммуникация, включаемый в процесс школьного обучения не вместо традиционных уроков русского и литературы, а вместе с ними.
Целью уроков, соединяющих русский язык и литературу, является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Цель реализуется, если ученик освоил конкретные лингвистические понятия, которые изучаются в школьном курсе русского языка:
– фонетико-синтаксические (если ученик
правильно понимает значение знаков препинания в
тексте, он читает его с правильной интонацией,
при письме – наоборот: ориентируясь на
интонацию, правильно ставит знаки препинания);
– лексико-семантические (при анализе и создании
собственного текста особое внимание обращает на
синонимию, антонимию, омонимию слов,
словосочетаний и синтаксических конструкций);
– парадигматические (понимает роль частей речи в тексте);
– синтагматические (знает возможные варианты оформления законченной мысли, понимает значение порядка слов в предложении);
– стилистические (понимает особенности построения текста: жанровые характеристики, композицию, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и создании текста).
Содержанием уроков становится анализ языка текста. Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его создателя, с другой – это явление, объективно представляющее систему языка, на котором оно создано.
Методика работы на уроках связана с применением всех видов языкового разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Но это не привычный формальный подход, когда избирается слово (или другая единица языка) и потом оно разбирается в соответствии с памяткой из школьного учебника в отрыве от речевой ситуации. Это функционально-семантический и системно-стилистический подходы, каждый из которых характеризуется необходимостью понять, какова роль конкретной (избранной для конкретного урока) языковой единицы для понимания смысла текста и что дают ее составные части (части этой единицы: морфемы – для слова; слова и словосочетания – для предложения; предложения и их строение – для текста и т.п.) или что делают категории этих языковых единиц для создания общего содержания произведения.
Можно выделить несколько этапов в системе таких уроков
Аналитическая работа - это коллективная коммуникация с автором текста, где школьники учатся быть читателями, т.е. понимать текст, замысел автора. С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.
Главный результат аналитической работы заключается в том, что школьники овладевают способами действия с текстом, т.е. самостоятельно могут:
– понять главную мысль, максимально близкую авторской идее;
– объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла;
– объяснить влияние грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание.
Создание собственных текстов — следующий этап на пути к развитию коммуникативной культуры. Для формирования коммуникативных умений и навыков, развития речевых навыков и творческих способностей используются работы разных жанров: сочинения-миниатюры, зарисовки, сочинения-рассуждения, эссе. Создавая работы, учащиеся постигают окружающий мир, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, его культуру, познают себя как личность.
Умение оценить и, если нужно, совершенствовать написанное, — это тоже одно из направлений речевого развития учащихся. Нужно отметить, что такая работа необходима для ребят, которым трудно справиться с написанием текста. Допуская речевые ошибки, они нуждаются в корректировке работ, а главное, им нужно научиться видеть эти погрешности.
Умения и навыки, формируемые на таких уроках, дают возможность применить свои знания в определённых жизненных ситуациях, и, как следствие, нет состояния непонимания: зачем нам это всё? Такие уроки дают учащимся возможность думать свободно, говорить и писать свободно, непринуждённо, эмоционально, анализировать образцовые тексты, создавать собственные, формируя при этом свой стиль.
Уроки словесности стали основой для организации научно-исследовательской работы и внеклассной работы, т.к. у учащихся возникает естественная необходимость в реализации того потенциала, который формируется на уроках. Сложившуюся систему работы можно представить на схеме:
Научно-исследовательская работа предлагается ученикам, глубоко интересующимся литературой и русским языком. Ведется она, начиная с пятого класса. Результатом такого труда становится участие в научно-практических конференциях разного уровня.
Журналистская деятельность в лицейской газете “Отражение” позволяет углублять знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках словесности, помогает ребенку работать над точностью, простотой, образностью слова, подчинять высказывание определенной мысли и тем самым формировать свой, индивидуальный стиль, учит собирать, систематизировать материал, редактировать написанное, приобщает к работе со справочной литературой, со словарями.
Литературная гостиная позволяет учащимся поделиться своим восприятием художественного произведения, по-настоящему пережить его. Кроме того, формирует навыки сценической речи, публичного чтения, актерского мастерства.
Таким образом, внеклассная работа является закономерным продолжением урока и способствует развитию коммуникативной компетенции.
В перспективе нашей целью мы ставим дальнейшее совершенствование и научное обоснование авторской технологии работы с текстом на уроках словесности, обеспечивающей единство процесса изучения языковых единиц и формирование речевых умений учащихся, способствующей формированию коммуникативной компетентности, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом – языковой личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Е.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. М.: Сигнал, 1999. 92 с.