В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?
В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как "ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями" (Л.С. Выготский).
В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.
Учебный проект - это интегративное динамическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- Проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы)
- Целеполаганию и планированию деятельности
- Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта)
- Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов
- Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования
- Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля
- Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях
- Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования
- Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Кроме того, под проектной методикой понимается использование широкого спектра проблемных, исследовательских методов, система учебно-познавательных приемов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика
Главной педагогической целью проектного обучения я считаю формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации человеком.
Проектное обучение позволяет развить следующие способности:
- коммуникативные (происходит обсуждение творческих заданий, консультирование с учителем или защита в общении со сверстниками);
- личностные (самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции);
- социальные (способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других);
- литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты);
- технологические (наглядно-образные, память, абстрактно-логическое мышление и др.) (В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых).
Эти способности напрямую связаны с ключевыми компетенциями, которые выделены А.В. Хуторским. Ключевые компетенции - это умение
- изучать (уметь извлекать пользу из опыта, организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их, организовать свои собственные приемы обучения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением);
- искать (запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами, уметь классифицировать документы);
- думать (организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором происходит обучение и работа, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой, уметь оценивать произведения искусства и литературы);
- сотрудничать (уметь работать в группе, принимать решения, улаживать конфликты и разногласия, разрабатывать и выполнять контракты);
- приниматься за дело (включаться в проект, нести ответственность, войти в группу и коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, уметь организовать свою работу, уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами);
- адаптироваться (уметь использовать новые технологии информации и коммуникации, доказать гибкость перед лицом быстрых изменений, показать стойкость перед трудностями, уметь находить новые решения).
Рассмотрим, как данные способности и компетенции развиваются через проектное обучение.
Реализация любого проекта делится на 4 этапа:
погружение в проект (определение проблемы, постановка целей и задач);
организация деятельности (планирование, распределение ролей в группе, определение предполагаемых результатов);
осуществление деятельности (работа с информацией, анализ, обобщения, выводы);
презентация (умение лаконично и достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения).
На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу и она выливается в план работы над определенной темой. Так, например, к уроку, начинающему изучение деепричастия, группе шестиклассников были даны задания:
Растолкуйте значение слова "деепричастие".
Перефразируйте высказывание В.И. Даля о причастии применительно к деепричастию. (Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного).
Почему деепричастие называют "отглагольным наречием"?
По каким морфемам можно найти деепричастие?
Данные вопросы определили стратегию работы над темой и в то же время стали проблемой мини-исследования учащихся, которое они представляли на уроке.
В роли заказчика могут выступать и сами учащиеся. Например, при обсуждении заданий учебника литературы по сказу Н.С. Лескова "Левша" интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.
Поскольку под проектной методикой понимается целый спектр поисковых и исследовательских методов, то важно, чтобы перед презентацией проектов на уроке перед учащимися были поставлены определенные задачи: во-первых, они могут выступать в роли экспертов по оценке представленных проектных заданий (при наличии определенного опыта), а во-вторых, их погружение в тему проекта одноклассника может быть началом собственного творческого (или исследовательского) задания: например, шестиклассники на уроке по деепричастию получили задание написать краткую статью о том, что такое деепричастие, для лингвистического справочника. Очень важно при применении проектной методики на уроке включить в активный познавательный процесс всех учащихся. Поэтому постановка проблемы учителем или самими учениками на уроках необходима. Задания могут быть самого разного характера: составить каталог пословиц по темам, описать алгоритм применения правила, составить словарик терминов по теме и т.п. Задания могут быть обращены как к целому классу, так и к группам учащихся, а также могут быть индивидуальными. Вообще элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Так, при выполнении упражнений по русскому языку ставим вопросы: с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать? Таким образом учим целеполаганию.
На этапе постановки проблемы развивается умение учащихся переводить проблему в формат задачи. Например, при выполнении внеклассного проекта "Всех скороговорок не перескороговоришь" пятиклассники не только оценили, как появилась идея (в результате уроков по фольклору и звукописи, чтения стихотворения С. Михалкова, личного опыта общения с маленькими детьми), но и сформулировали проблему сами: как написать скороговорку. А это уже предполагает разработку стратегии выполнения задания.
Одиннадцатиклассники при создании учебного проекта "Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма" сформулировали проблему (Чем отличаются два направления (символизм и акмеизм) русской поэзии Серебряного века?) в ходе самостоятельной работы над темой "Поэзия серебряного века" и определили стратегию поиска ответа на данный вопрос - сопоставление и сравнение конкретных поэтических произведений двух представителей поэзии серебряного века, чтение источников, анализ, выводы.
Таким образом, мы подошли ко второму этапу выполнения проекта - организация деятельности. Этот этап предполагает планирование своей работы. Интересно сравнить, как планируют свою деятельность в процессе выполнения проектов пятиклассники и одиннадцатиклассники.
Проект учащихся 5 класса "Страна Фразеология" | Проект учащихся 11 класса "Блок и Ахматова. Поэтика символизма и акмеизма" |
Составим рассказ. Попробуем вставить в него фразеологизмы. Проследим, стал ли от этого рассказ выразительнее. Проиллюстрируем некоторые фразеологизмы. Почему рисунки получились комичными? Найдем в литературе сведения о фразеологизмах. Попробуем, объяснить, в чем их особенности. Поищем значение и происхождение некоторых фразеологизмов. Попробуем составить с ними небольшие тексты. Придают ли фразеологизмы точность и выразительность нашей речи? Подберем задания для третьеклассников. Проведем викторину. (При этом узнаем особенности младшего школьного возраста и решим, каким должен быть для них рассказ, который мы подготовим). Сделаем интересное представление на фестивале школьных проектов! |
Сопоставить стихотворения Александра
Блока "Предчувствую тебя:" и Анны Ахматовой
"Сжала руки под темной вуалью:" Прочитать статьи Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм" (1913) и О. Мандельштама "Утро акмеизма" (1912). Сравнить их с ранее прочитанными статьями о символизме Прочитать статьи критиков о поэтической манере поэтов (В. Брюсов, О. Форш, К Чуковский, Ю. Айхенвальд. Б.Эйхенбаум) Сделать выводы об отличии поэтики символистов и акмеистов |
Как видно, пятиклассники поставили целью не только разработать теоретические вопросы, но и включили в свой план задания прикладного характера. Не всегда планы учеников полностью соответствуют поставленным задачам, но это их самостоятельный труд, который, кстати, подвергается анализу в ходе рефлексии. Одиннадцатиклассники подошли к планированию с определенным опытом исследовательской работы, поэтому в их плане отражен поиск информации, работа с источниками, мыслительные операции.
На этапе организации деятельности, особенно если это групповой проект, развивается умение включиться в дело, войти в группу, приняв на себя определенную роль - разработчика идеи, оптимиста, скептика, исполнителя и т.п. Для учеников это очень важный социальный опыт.
Организация деятельности обычно проходит в форме круглых столов, мозговых штурмов, дискуссий, ролевых игр.
Мы живем в информационном обществе. Общепризнано, что невозможно до бесконечности насыщать память человека информацией, знаниями. Гораздо важнее научить наших учеников работе с информацией. На этапе осуществления деятельности (исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний) развиваются самые, пожалуй, важные для современного общества компетенции - это умение искать информацию и умение работать с информацией. Умение искать информацию предполагает навыки использования учебной, научной литературы, сети Интернет (очень важно, чтобы ученики осознавали, что в сети Интернет часто представлены не проверенные никем факты, поэтому знакомимся с образовательными порталами, виртуальной школой Кирилла и Мефодия, сайтами дистанционного обучения и т.п.). На уроках, факультативных курсах учимся рациональному чтению. Разработана памятка "Учимся рациональному чтению" с использованием книги И.В.Галлингер. Культура речи. Нормы современного русского языка. М., 1994. С ее помощью ученики овладевают техникой просмотрового чтения, сканирования (с применением таблиц Шульте), ознакомительного и изучающего чтения.
Важным аспектом развития ключевых компетенций является умение работать с информацией (выделять в информации главное, оценивать логическую структуру материала, систематизировать имеющийся материал, составлять из него в соответствии с поставленной целью различные тексты (письменные и устные); сравнивать, делать выводы, интерпретировать и структурировать полученную информацию). Развитию этого умения служит не только исполнение относительно больших по объему исследований, но и задания соответствующего характера на уроке. Примером работы с информацией может служить комплексный анализ текста, подготовка к работе с текстом части С ЕГЭ. При этом обязательны задания: определи тему текста, его основную мысль, определи смысловые отрывки, выдели ключевые слова и выражения, проследи, как развивается мысль в тексте (микротемы), какие приводятся аргументы в доказательство позиции автора и т.п.
В групповых проектах на этапе исследовательской работы развивается и важное умение обмениваться информацией с другими лицами; высказывать собственное мнение и отношение к фактам, событиям, явлениям, развиваются важнейшие коммуникативные и социальные компетенции (продуктивное общение со сверстниками, техникой, информацией, умение сотрудничать, договариваться, нести ответственность).
На этапе осуществления деятельности ученики овладевают важным умением организовать свою деятельность, воспитывают в себе самодисциплину, однако здесь не обходится без корректного вмешательства учителя, который выполняет функции и консультанта, и эксперта, и контролера. Немаловажным фактом является и воспитание толерантности в рамках работы над проектом. В процессе групповых проектов ученики сами выработали правила участия в проекте:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получают удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый получает удовлетворение, самообучаясь, саморазвиваясь, самореализуясь,
- Все члены команды вносят свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
На этапе презентации проекта развиваются продуктивная компетентность - способность к созданию собственного продукта, коммуникативная компетентность - умение представить материал таким образом, чтобы быть понятым. Довольно популярным у учеников стало создание мультимедийных презентаций в качестве продукта проектной деятельности. Часто достаточно включить в электронную версию урока один или несколько слайдов, которые являются продуктами исследовательской деятельности. Для учеников второй ступени обучения интересными кажутся такие продукты проектной деятельности, как материалы для викторин, игр, сценарии праздников, инсценировки, книжки-малышки, стенгазеты и т.п. Такие продукты позволяют реализовать свои творческие способности, свободно воплотить свои идеи. В творческой деятельности находится место всем: и поэтам, и художникам, и ведущим мероприятий, и актерам, и даже певцам. Следует отметить, что у пяти- шестиклассников наиболее востребованными оказываются творческие проекты, которые обычно не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата, но результаты этих проектов оформляются в продуманной завершенной форме. Например, с удовольствием шестиклассники работают над проектом "Сборник диктантов на засыпку". Традиционно они получают задание составить такой текст по завершении большой орфографической темы. А стратегия написания таких текстов была определена творческой группой "разработчиков":
Собрать орфографический материал для диктанта (примеры на все пункты правила, исключения, самые трудные случаи).
- Классифицировать слова по тематике.
- Придумать словосочетания разных видов.
- Придумать отдельные предложения по темам.
- Определить тему своего текста (лучше, если это будет текст забавного содержания).
- Написать текст. Проверить его на соответствие речевым нормам.
Выполнить творческое задание в проекте "Всех скороговорок не перескороговоришь" помогли выводы, которые и стали руководством к действию при создании собственных скороговорок:
Скороговорка - это несложный, наивный по содержанию текст
Скороговорка - это своеобразная словесная шутка, построенная на приеме звукописи (повторения обычно согласных звуков) и помогающая отработать дикцию
- В скороговорках может присутствовать рифма
- Скороговорка отличается лаконичностью, динамикой
- Особенно удачной в этом проекте стала скороговорка на местном материале:
Под горой на речке Воря
Жил бобёр по кличке Боря.
Раздвигает Борька тину,
Строит бобр Борис плотину.
Во время презентации проекта (выступление на уроке, на факультативном занятии, на конференции, на фестивале учебных проектов) развиваются презентативные умения и навыки:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Школьный реферат, если он выполнен в соответствии с требованиями к научному исследованию, т. е. определены цели и задачи исследования, описаны методы, представлена работа над конкретным материалом, сделаны выводы, - это тоже проектная работа. Кстати сказать, индивидуальный проект! А, например, система "Международный бакалавриат" допускает только индивидуальные проекты. К преимуществам индивидуальных проектов можно отнести следующие:
- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
- у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
- учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта - от зарождения замысла до итоговой рефлексии;
- формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом;
- у учащихся формируется навык самостоятельной деятельности.
Таким образом, проектное обучение - это целая философия. Философия целеполагания и организации деятельности. Философия результатов деятельности и способов их достижения. Философия, соединяющая основы культуры и процесс социализации. Процесс работы над проектом позволяет как учителю, так и учащемуся осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, что умения принимать решения, адаптироваться в обществе и самореализоваться - одно из условий жизнедеятельности.
Отмечая положительные характеристики проектного метода обучения, важно учитывать, что он не становится панацеей и не отменяет классно-урочную систему. На современном этапе этот метод выступает дополняющим звеном в организации творческой самостоятельной работы учащихся и является средством развития ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность перспективна и эффективна, так как опирается на возможности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.
Использованная литература:
- Джонс Дж. Методы проектирования. - М., 1986
- Калькей В.А., Матвеева Т.М. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 3
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалиф.пед.кадров /Под ред.Е.С.Полат .- М.: Академия, 1999.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
- Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, № 2, 2003.