Реализуя новые стандарты, каждый учитель, без сомнения, усвоил главный лозунг: «Учить учиться!». Учащиеся не просто исполнители, а творцы и инициаторы; результат их обучения в школе не определённый багаж знаний, а способность к самообразованию, самообучению, саморазвитию. Это прописные истины ФГОС. На деле же возникает много вопросов. Один из них: как сделать так, чтобы каждый ученик развивался? С идеями системно-деятельностного, развивающего обучения как-то на второй план отошёл личностно-ориентированный подход, некогда так популярный. А ведь для того, чтобы помочь ученикам с разными способностями успешно продвинуться в своем образовании, сохраняя при этом мотивацию к учебной деятельности, учитель должен использовать методики и приемы, которые помогают ученику самому оценить свои учебные достижения, выявить пробелы в знаниях, определить проблемы и найти способы их решения. Поэтому так актуален сегодня вопрос развития оценочной самостоятельности.
Чтобы помочь ученику взять в свои руки контроль над своим обучением, необходимо предоставить ему доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Для этого необходимо чётко уяснить разницу между оценкой и отметкой. Отметка – это количественная характеристика результата, к которой мы привыкли. Оценка же – качественная характеристика, это процесс, когда учитель или учащиеся соотносят реальные результаты образования с поставленными целями. Реализуя ФГОС, важно помнить, что главное – не поставить отметку, а сформировать компетентность. В этом поможет формирующее оценивание.
Цель формирующего оценивания: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны. Учитель не сравнивает результаты учеников, а сравнивает разные временные отрезки на образовательном маршруте одного конкретного ученика. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии. И если данные окажутся неудовлетворительными – учитель на основе полученной информации может внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения) ещё до выставления отметки, что сделает преподавание более активным и эффективным. Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Конечной целью формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране, является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Она даёт следующие характеристики формирующему оцениванию:
- центрированность на ученике и его деятельности;
- направляемость учителем (именно он решает, каким образом организовать формирующее оценивание);
- разносторонняя результативность (у учащихся развиваются навыки самооценивания и рефлексии, а значит, растёт учебная мотивация).
Такие формы работы, как самооценка и взаимооценка – неотъемлемая часть урока, построенного в соответствии с ФГОС. Учитель предлагает ученикам после выполнения задания сверить его правильность с эталоном или обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно сделать, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Да, подобные задания побуждают к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению проявившихся в ходе оценивания результатов. Однако на практике самооценка нередко проводится формально. Поэтому следует помнить, что для того, чтобы сделать оценку одноклассника действенной и эффективной практикой, необходимо, чтобы само- и взаимооценка были критериальными. Иными словами, ученики должны заранее знать критерии, по которым будет оцениваться их работа, поэтому в процессе самопроверки могут оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Лучше, если критерии будут разрабатываться вместе с учениками, а не даваться в готовом виде.
Для того, чтобы атмосфера в классе всегда была дружелюбной, а ученики были мотивированы на успех, очень удачно использовать технологию «Две звезды и одно пожелание». Работая в парах, ученики сначала читают работы одноклассников, потом обсуждают, какие два аспекта удались очень хорошо, и выбирают что-нибудь одно, что можно было сделать лучше. Далее идёт обсуждение, как это можно было сделать. В данной работе также стоит опираться на критерии, уже известные детям.
Как показала практика применения само- и взаимооценки, важно объяснить учащимся, что оскорбительная критика в адрес товарища неприемлема. Ребята должны привыкнуть к тому, что они должны не уличить одноклассника в неправильности, а помочь ему увидеть и исправить свои ошибки. Кроме того, не стоит использовать оценку одноклассника для выставления отметок.
Кроме того, следует учитывать, что самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые надо развивать. Например, формируя умение задавать вопросы, мы развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще – не бояться думать. Беря за основу таксономию Блума и используя различные формы работы по ней: ромашку Блума, кубик Блума, приём «Застегни рубашку», можно успешно развить навыки задавания вопросов.
Опыт применения формирующего оценивания на уроках русского языка показал, что одним из самых эффективных видов критериального самооценивания являются оценочные листы. Оценочный лист - оперативная форма контроля, которая позволяет получить информацию о знаниях и умениях ученика в виде таблицы, к которой заранее заданы критерии. Оценочный лист играет большую роль для развития мотивации учащегося, так как, используя его, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной или проверочной работе, по окончании изучения темы.
Приведем пример работы с оценочными листами на уроке русского языка в 6 классе: обобщение изученного по теме «Правописание слов с чередующимися гласными О, А в корне». После выполнения тестовых заданий с формулировками «В каком слове пропущена буква?», «В каком ряду пропущена одна и та же буква?», «В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?», учащиеся выполняют самопроверку, сравнивая свою работу с эталоном. Видя свои ошибки, ученик заполняет оценочный лист, в котором фиксирует свои умения и пробелы, применяя балльное оценивание. Критерии оценивания в оценочном листе могут быть следующими: «Знаю, в каком слове пропущена буква А», «Умею находить, в каком ряду пропущена одна и та же буква», «Умею определять, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне». Проставляя себе по каждому критерию баллы и суммируя их, ученик определяет уровень выполнения работы: от высокого до пониженного. Через некоторое время, данное на подготовку, работа может быть проведена повторно. Оценочные листы позволяют учителю определить уровень усвоения материала каждым учащимся, что способствует более рациональному планированию процесса повторения учебного материала. Для учащихся оценочный лист является стимулом самообразования, он позволяет видеть самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Эффективным инструментом формирующего оценивания является письменная саморефлексия. Это письменные отчёты учащихся, образовательный эффект которых заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их устранению. Формирование умения – длительный процесс. Поэтому необходимо периодически проводить с ребятами письменную саморефлексию. Скажем, в 5-7 классах получить представление об уровне усвоения нового учебного материала, воспользовавшись инструментом «билет на выход». В конце урока дети прикрепляют к доске стикеры, на которых написано: «Что я понял?», «Что я не понял?», «Какой вопрос мне хотелось бы задать?» Если учитель осмыслит эти тексты, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться. В 8-11 классах в письменных отчётахребята отвечают на вопросы: «Чего я хотел достичь?», «Какие задачи перед собой ставил?», «Что получилось в результате?», «Совпало или не совпало это с моими ожиданиями?», «Что я намерен изменить?». Применение письменной саморефлексии показало, что ребята довольно быстро начали самостоятельно принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой уровень сложности выбрать, чему стоит уделить больше времени.
Это лишь часть методик и инструментов формирующего оценивания. Опыт показал, что при целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций. Чтобы в полной мере реализовать ФГОС, учителю необходимо осознать и принять формирующее оценивание, а затем, выбрав инструменты и методики, включить их в образовательный процесс.
Литература
- Витковский А., Пинская М. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности. // Первое сентября. -15.02.2014. - №03. https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201400313
- Гилданова Д. И., Давлетбаева Р.Г. Самооценивание обучающихся на уроках русского языка// Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки».- 2017.- №12.- Alley-science.ru
- Пинская М.А., Иванов А.В. Критериальное оценивание в школе // Школьные технологии. - 2010. - № 3.
- Пинская М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», - 2013. – 96 с.
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учебное пособие. М.: Логос, - 2010.