Обоснование выбора собственной педагогической концепции
В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения.
Одна из основных задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Развивать устную речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность, образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.
Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова и др.
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. В школе также усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Не случайно, во многих общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный план вводятся такие предметы, как ораторское искусство (или риторика), актерское мастерство, выразительное чтение, психология общения и т. д. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Вместе с тем в обществе и системе образования, зеркально отражающей состояние государства, заметно развитие и других тенденций - бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического оскудения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи. Крайней бедностью отличается язык ораторских выступлений на различного рода съездах, заседаниях, собраниях, в телевизионных передачах (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, выражений откровенно грубых, неверная расстановка ударений и т.д.). К сожалению, эти недостатки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы.
Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
Моя задача состоит в том, чтобы научить школьника говорить, мотивируя его на активное речевое осмысление текста через проблемное обучение. Проблема может ставиться не только на уроке литературы при изучении того или иного произведения, где так важно порой доказать свою точку зрения, отличающуюся от авторской, но и на уроках русского языка путем исследования происхождения слова или его словообразовательной структуры.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих важность, новизну, вызывающих интерес к решению проблемы. Реализуя проблемное обучение на уроке литературы, я часто строю занятие на элементах дискуссии, так как это развивает не только познавательную, практическую, творческую деятельность учащихся, но и позволяет использовать усвоенные знания в реальной жизни для решения практических задач.
Чтобы решение проблемы на уроке шло результативнее, использую поэтапное изучение материала наряду с методами и приемами: постановка проблемы (цели); создание мотива к обучению (слово, наглядность, музыкальное сопровождение); принятие цели и определение учебной задачи (анализ уже имеющихся знаний, выбор технологии, раздаточный материал); усвоение знаний (закрепление); проект (письменный отчет).
Стараюсь использовать на уроках литературы как традиционные, так и нетрадиционные методики.
Предполагаемые результаты в работе с обучающимися:
- уметь свободно воспроизводить содержание произведения или лингвистического текста;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения и теорией языка;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- сопоставлять литературные произведения путем сравнительного анализа;
- выделять авторскую и свою собственную позицию;
- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению или лингвистическому тексту;
- писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.
Педагогические методы и приемы, используемые для развития монологической речи
Эффективность использования образовательных технологий зависит от многих объективных и субъективных факторов. Важнейшими из этих факторов являются состояние здоровья учащихся и их психологические особенности. Поэтому образовательные технологии, применяемые мной на уроках, являются здоровьесберегающими:
- стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- стремлюсь добиваться оптимальных результатов при минимальных затратах времени и сил учащихся;
- обеспечиваю психологический комфорт.
Выбор образовательных технологий я делаю в зависимости от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.
В 5-6 классах одной из наиболее часто используемых мной технологий является игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации учебной деятельности. Игровая технология, использование ее элементов помогают мне сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности. Являясь развлечением, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Еще одной образовательной технологией является в моей работе проблемно-диалоговый метод обучения, в ходе которого учащиеся самостоятельно открывают общую идею. На начальном этапе изучения той или иной темы я знакомлю учащихся с общей идеей. После этого дети выдвигают собственные гипотезы и идеи, проводят исследования, собирают информацию для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы, подводят итоги, планируют дальнейшую работу. Этот метод обучения обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся и требует постоянного творческого подхода.
Важно сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, научить учащихся понимать, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя. Поэтому мои уроки по литературе состоят из нескольких этапов:
- мотивация и актуализация при изучении произведения или новой темы;
- слушание;
- практическое освоение через диалоги, работа с карточками- клише;
- аргументация собственной позиции;
- осознание текста через собственное восприятие.
В начальных классах вся работа учителя направлена сначала на овладение чтением и лишь потом на развитие речи. Но, как правило, в возрасте 7-10 лет учащиеся часто строят свою речь на диалоговом общении (это работа по картине, на основе личных впечатлений; это вопросно - ответная форма разговора). Это, без сомнения, важный этап в развитии речи школьника. Я уже несколько лет работаю по программе В.Я.Коровиной. Данный автор разработала и реализовала в методических пособиях определенный вариант структуры урока, в основе которого лежит следующее положение: "Интерес учащихся, пристальное внимание к собственной речи и речи своих товарищей рождается благодаря постоянно меняющемуся (от занятия к занятию) материалу произведений Пушкина или Лермонтова, Гоголя или Тургенева и систематической отработке монологической и диалогической речи обучающихся". Поэтому моей задачей остается правильно и грамотно научить говорить ребенка, формулировать свои мысли, выражать их как в устной, так и в письменной форме и на материале русской классической литературы, и на дополнительной литературе. Работаю над формированием монологической речи поэтапно. Работа начинается с 5 класса.
1 этап. Слушание. 5 класс.
Во время адаптационного периода пятиклассников работа ведется в следующем направлении: в первом полугодии отрабатывается техника речи, что способствует грамотному и осмысленному восприятию. Для этого использую разные виды чтения на уроке: чтение по цепочке, чтение шепотом, чтение про себя, чтение вслух вполголоса, чтение на время. Это позволяет повысить уровень скорости чтения слов в минуту и интерес к занятиям подобного рода.
Также большое значение имеет пересказ на уроке. После изучения произведения учащиеся дома работают с текстом еще раз. Урок начинается с пересказа текста, что позволяет повысить уровень развития устной речи, в том числе и монологической. Вопросы, заданные после пересказа, развивают мыслительную деятельность школьника и его творческую фантазию.
Во втором полугодии продолжается работа над техникой речи и работа с пересказом. Но на этом этапе идет усложнение. После изучения произведения учащимся предлагается работа с фрагментами. Выбирается любимый эпизод и пересказывается близко к тексту. После чего уже не учитель, а сверстники начинают задавать вопросы по тексту, что позволяет выяснить, насколько ребенок овладел знанием текста, насколько он понял содержание.
Чтобы повысить интерес к чтению, предлагаю рассмотреть иллюстрации к сказкам и фрагменты из текста, поясняющие рисунок. (Приложение 1. Иллюстрации к сказкам). Затем предлагаю детям самим нарисовать рисунок к другому произведению. Как правило, в рисунке ребенок проявляет себя с другой стороны. Он может увидеть то, что другие не заметили. Рисунок обязательно оцениваю, особенно после того, как он представит его классу и "защитит" во время пересказа. Это может быть и групповой мини-проект по любимому произведению. Это первая работа школьника - пятиклассника по защите проектов и дальнейшая подготовка к исследовательской деятельности, которая активно ведется в нашей школе.
Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи. Это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы (важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка). Это могут быть и записи выступлений артистов или речь героев из фрагмента сказок.(Использование ИКТ).Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.
2 этап. Мотивация и актуализация. 6 класс.
На этом этапе в первом полугодии большая работа уделяется письменной речи одновременно с пересказом произведений. Учащиеся начинают писать сочинения по произведению. В 5 классе это была ознакомительная работа. Она имела, как правило, вид пересказа по тексту. Ребенок не обучен анализу произведения. Весь анализ осуществлялся лишь в виде вопроса - ответа. В шестом классе первая ступень к начальному анализу произведения осуществляется путем работы с текстом: с его героями, определением авторской позиции, высказыванием своего личного впечатления о герое.
Все события, происходящие с героем, его поступки, речь, портрет героя определяют поведение персонажа в целом. Например, после изучения произведения "Метель" А.С. Пушкина детям предлагаются сначала вопросы аналитического характера (Приложение 2. Карточки с вопросами), а во втором полугодии они пишут уже первые сочинения аналитического характера. Учащиеся также знакомятся со схемой написания сочинения. Обучая написанию сочинения, предлагаю использовать Памятку (Русская речь. Е.Н. Никитина). (Приложение 3. Как работать над сочинением). На этом этапе рано давать сравнительную характеристику и говорить одновременно о двух героях. Ребенок может уйти от темы и не раскрыть ее.
3 этап. Практическое освоение материала через диалоги, работа с карточками- клише. 7 класс.
На этом этапе работа над монологической речью может быть разных видов. Это и письменная работа (сочинения), и устная аналитическая работа (анализ короткого эпизода, сравнительная характеристика героев), и работа по карточкам-клише. Такие карточки есть составляющая часть моей работы над развитием речи.
Примером урока в 7 классе по развитию устной речи может служить урок, основанный на сопоставлении произведений Тургенева и Гоголя, который планируется после изучения "Бежина луга" и "Тараса Бульбы". К уроку подготовлены цитаты, ставшие его лейтмотивом: "...нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово" (Н.В. Гоголь) и "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса" (И.С.Тургенев).
Словарная работа включает в себя лексические пласты из произведений обоих писателей, помогает ввести в свой активный словарь новые слова и выражения. К примеру, такие фрагменты текстов могут дать источник для обогащения речи школьников:
- "Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Из травы подымалась мелкими взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха" (Н.В. Гоголь).
- "...Утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем"; "Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков: золотисто-серых с нежными краями" (И.С. Тургенев).
Затем следует конкурс на лучший художественный пересказ фрагментов из прочитанных произведений Гоголя и Тургенева по критериям: последовательность, связность, выразительность, умение использовать слова и выражения из текста произведения, описания, портретные характеристики героев и др.
Следующий этап работы на уроке развития устной речи - узнавание автора текста по характерным признакам. Я выбираю чаще всего пейзажные и портретные описания.
В завершение урока учащимся предлагается чтение отрывков и короткие художественные пересказы текстов того и другого писателя. Или это могут быть рассказы о жизни и деятельности Гоголя и Тургенева на основе знаний семиклассников.
Почти всегда технология развития монологической речи идет через проблемное обучение. В 7 классе это лишь первый шаг к успешному решению проблемы. Примерные проблемные ситуации на уроках литературы в 7 классе:
- Тарас Бульба - герой или преступник? (По произведению Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".)
- Победа жизни или смерти? (По рассказу И.А.Бунина "Лапти".)
- Бессердечие или сострадание у лирического героя? (По стихотворению В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" и по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"- сравнительный анализ.)
Во втором полугодии идет работа над сочинением описательного и повествовательного характера.
4 этап. 8 класс.
В восьмом классе широко практикую заслушивание и обсуждение развернутых ответов на вопросы, а также и собственно сообщений, требующих освещения нескольких вопросов, подчиненных одной теме и тесно связанных между собой. Впоследствии я усложняю задания по самостоятельной работе, требующей не только усвоения прочитанного текста, но и его осмысления, знакомства с дополнительными источниками. Затем предлагаю и более сложные темы развернутых устных выступлений ("Как Гринев выполнил наставление отца "беречь честь смолоду"?", "Полковник на балу и после бала" и др.).
5 этап. Старшие классы (9 - 11). Аргументация собственной позиции.
В старших классах на уроках литературы практически редко обращаюсь к пересказу художественного текста, его заменяю другими разновидностями речевой деятельности, высказываниями продуктивного характера, содержащими анализ, оценку произведения, раскрытие собственных позиций выступающего.
Особой формой пересказа на данном этапе может быть научный пересказ художественного текста, прекрасные образцы которого даны, к примеру, в трудах Н.К. Гудзия по древнерусской литературе ("Слово о Законе и Благодати").
Также использую в старших классах на уроках литературы проблемный анализ произведения по способу соподчинения и последовательного подчинения частных вопросов общему. Данную методику (автор Маранцман В.Г.) использую, например, для анализа романа М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени". Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: действительно ли Печорин - герой нашего времени? Вопрос этот носит социально - психологический характер, поэтому автор подключает к нему проблемные ситуации, посвященные каждой части романа. Эти уроки следует организовать как отдельные проблемные ситуации, каждая из которых создана своим проблемным вопросом. (Приложение 4. Проблемные ситуации)
Каждая из этих проблемных ситуаций подчинена решению общего вопроса: действительно ли Печорин - герой нашего времени?
В старших классах использую следующую классификацию монологических высказываний на литературные темы:
I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, "слово о писателе" и др.
3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.
5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные - стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.
Использованная литература.
1. Коровина В.Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе: Диссертация... д-ра педагогических наук. - М., 1994.
2. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М., 1998).
3. Федеральный государственный стандарт общего образования. Приказ №2357 от 22 сентября 2011 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2012 №22540.
4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей / В.Г.Маранцман, Т.В.Чирковская. - М.: Просвещение, 1990.
5. Никитина Е.Н. Русская речь. Учебное пособие для 5-7 классов. - М.: Просвещение.1993