Литература
-
Методы компрессионного сжатия текста 2010
Задачи урока: в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения; содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
-
Методы организации литературно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте 2008
В статье дается краткое описание методики развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено поэтапной подготовке ребенка к собственному литературному творчеству.
-
Метонимия как основное средство выражения авторской позиции в "Петербургских повестях" Гоголя 2009
В «Петербургских повестях» Гоголь берет слова с конкретным значением и употребляет их в переносном значении, используя метонимический перенос. Мы по-новому видим мир человека в XIX веке, образы Петербурга, России. В работе подробно рассматривается метонимию в «Петербургских повестях» и делаются попытки найти цель ее применения.
-
"Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Загадка фантастического финала 2010
Урок является заключительным в системе уроков по повести Н.Гоголя в 8-м классе и направлен на анализ произведения с целью выявления его основных сюжетно-композиционных и жанровых особенностей, развитие умения проникать в авторский замысел.
-
Мечта, воплощенная в слове и красках (опыт интегрированного урока по повести А.Грина "Алые паруса") 2003
Интегрированные уроки литературы и ИЗО создают условия для формирования у подростков интереса к чтению, для пробуждения дара воображения, развивают ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся.
-
«Мечты сбываются?!.. Что нужно человеку для счастья?» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы») 2016
Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы», используя технологию РКМЧТП. Урок направлен на развитие творческих способностей учащихся, способствует расширению кругозора, обогащению духовного мира учащихся, развивает умение высказывать свое точку зрения.
-
Мещерские рассказы К.Г.Паустовского. Автор и его герои. 5-й класс 2017
Цель урока: способствовать формированию представления о К.Г.Паустовском как талантливом русском писателе, авторе произведений о Мещерском крае, развивать интерес к его творчеству; продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.
-
Милосердие. Что значит это слово для нас 2014
Наши дети должны вспомнить о духовно-нравственных качествах и научиться жить по ним, чтобы остановить деградацию в обществе. Милосердие должно стать внутренней потребностью каждого высокообразованного человека, необходимо вспомнить о большом книжном наследии, о классической литературе, которая поможет нам правильно воспитать наших детей и сохранить страну.
-
Мини-проекты на уроках литературы в процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-м классе 2021
В последнее время всё чаще стал использоваться метод проектов. Ценность метода состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно-урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
-
«Минувших дней немеркнущая слава». Война 1812 года на примере краеведческого материала 2012
Учащиеся получают информацию о народном, освободительном характере войны с Наполеоном.
-
Мир "дворянских гнезд" в творчестве И.С. Тургенева 2010
Основная идея: приблизиться к истокам русской дворянской культуры, познакомиться с феноменом русской усадьбы XIX века на примере произведений русских классиков; прикоснуться к поэтической атмосфере изображения «дворянских гнёзд» И.С. Тургеневым; формировать у учащихся умение систематизировать, анализировать и обобщать изученное.
-
Мир «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 9-й классе 2015
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», – сказал Ф.М. Достоевский. Что же в этом произведении такого, что оно определило пути дальнейшего развития русской литературы? О чем скорбит Гоголь? Что утверждает? Размышляя над страницами произведения, приходим к выводу: нет ничего ценней человека! Писатель и мы вместе с ним скорбим не только о Башмачкине, его личной смерти, трагедии несостоявшейся личности, но и погибели самого звания человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких».
-
Мир будущего в произведениях отечественных писателей-фантастов. Сценарий литературно-музыкального вечера по произведениям отечественных писателей-фантастов 2016
В этом году отмечается юбилейная дата - 55 лет со дня полёта в космос первого человека – Ю.А.Гагарина. Этому событию посвящен литературно-музыкальный вечер. Фантастика – это один из самых интересных жанров литературы. Он уводит в глубины космоса, переносит в далёкоё будущее, развивает воображение, заставляет сопереживать смелым и отважным героям. А что мы знаем, помним из книг наших фантастов? Какими были их представления о будущем – далёком и близком?
-
"Мир вокруг нас" (Сравнительный анализ антиутопий О.Хаксли "О дивный новый мир" и Дж. Оруэлла "1984" в сопоставлении с романом Е.Замятина "Мы") 2014
Ученикам предлагается логическая последовательность вопросов-размышлений, явственно доказывающая связь современной подростковой культуры с наследием писателей, создававших романы-антиутопии. Новизна подхода заключается в отсутствии традиционных схем преподавания в школе О. Хаксли и Дж. Оруэлла в сопоставлении с романом Е. Замятина «Мы». Внутренняя структура урока базируется на интерактивных технологиях (презентация с воспроизведением аудио- и видеофайлов, раздаточный материал).
-
Мир города в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче». 5-й класс 2019
Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: проанализировать мир города в рассказе Л.Н.Андреева «Петька на даче». В ходе урока учащиеся формируют умение анализировать текст, обобщают информацию с помощью таблицы, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, развивают коммуникативные навыки.
-
Мир детства в лирике И.А. Бунина на уроках литературы в средних классах 2008
Урок знакомит учащихся с личностью И.А.Бунина, с его прозой ("Жизнь Арсеньева") и поэзией. Он строится на эмоциональном сопереживании читателей, позволяющем понять чувства поэта, проследить их развитие, только затем выявить художественные особенности, передающие "пейзаж души"; вырабатывает умение составлять суждения о поэте, опираясь на его произведения; даёт представление о стихотворениях или прозаических отрывках как произведениях искусства. Урок формирует умение работать с учебником, находить в научной статье ответ на вопрос.
-
Мир детства в романе В. Крапивина «Пироскаф "Дед Мазай"» 2015
Урок формирует умение анализировать художественное произведение, выделяя в нем особенности детской литературы, погружая читателя в мир детства, раскрывая психологию ребенка. Соотнося себя с литературными персонажами, ученики учатся позитивному мышлению, способности решать подростковые проблемы.
-
Мир детства в стихотворении И.А. Бунина "Чем жарче день, тем радостней в бору" 2009
Данный урок является уроком совершенствования литературных знаний и развития читательских аналитических умений школьников. С точки зрения типологии уроков литературы можно сказать, что он является уроком изучения художественного произведения и уроком обучения художественному восприятию произведения.
-
Мир звезд в поэзии 2013
В статье собраны стихи тех поэтов, в творчестве которых нашла отражение "звездная" тема.
-
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора" (материал к интегрированному уроку) 2008
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора". Лучше понять далекий от современного ученика мир купечества в произведениях А.Н. Островского помогает интегрированный урок - сопоставление того, как этот мир изображает драматург в своих пьесах и художник П.Федотов в картине "Сватовство майора". Язык литературы и язык живописи взаимно дополняют и обогащают друг друга.
-
Мир парадоксов и абсурда (по книге "Алиса в стране чудес") 2012
Книга «Алиса в стране чудес» завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, наоборот, возрастает. Так почему же «Алиса в стране чудес» завоевала такую любовь среди читателей?
-
Мир прекрасный и яростный 2011
Интеграция литературы и физики дают представление о единстве духовного и материального в нашей жизни. В статье рассматривается проблема добра и зла в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
-
Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева (Анализ стихотворения "Осенний вечер") 2012
Анализ стихотворения должен открыть богатый, сложный мир поэзии Тютчева, его философскую глубину, неразрывную связь человека и природы, изображение осени не только как времени года, но и как периода человеческой жизни. Урок должен научить учащихся более внимательному отношению к слову, научить интерпретировать лирическое произведение.
-
Мир природы и людей в стихотворении Н.А. Некрасова "На Волге". 5-й класс 2012
В ходе урока учащиеся под руководством учителя выявляют смысловые закономерности стихотворения, связанные с противопоставленными образами бурлаков и Волги, определяют значимость встречи с бурлаками для лирического героя, устанавливают возможность диалога между художественным миром стихотворения и своей жизнью.
-
Мир природы и мир человека в «Полесских рассказах» А.И.Куприна и цикле «Записки охотника» И.С.Тургенева 2023
Тема статьи является актуальной, так как в рамках школьной программы произведения этих писателей изучаются, как правило, обособлено, а тот факт, что оба автора, безусловно, являются великолепными мастерами изображения природы, неоспорим. Таким образом, достаточно интересно проанализировать, как каждый из писателей изображает природу родного края, какую красоту подмечает в ней, какие средства художественной выразительности при этом использует.В этом состоит новизна исследования. Материал данной исследовательской работы может быть востребован на уроках литературы для работы в творческих группах.
-
Мир природы и мир человека в японских хокку 2010
В работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.
-
Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нее 2011
Автор знакомит учащихся с ролью семьи в понимании Толстого и на современном уровне. Учит рассуждать, делать выводы, пересказывать близко к тексту.
-
Мир театра (посещение театров г. Казани) 2010
Главное в воспитании культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит – ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.
-
Мир человеческой души в лирике Рубцова. 8-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Николая Рубцова и основными особенностями его поэзии. Также учатся выразительному чтению и отрабатывают навыки анализа лирических стихотворений.
-
Мир яств на страницах поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2010
Традиционным в нашей гимназии стал праздник "Мы - россияне". В 2009 году, который был юбилейным годом Н.В. Гоголя, в рамках этого праздника мы провели интегрированное мероприятие-конкурс "Мир яств на страницах поэмы "Мертвые души".