Литература
-
Методические рекомендации к урокам по творчеству А.Платонова в 11-м классе. Тема: "Пророчество А.П.Платонова в повести «Котлован». Урок по повести А.П.Платонова «Котлован»" 2023
Цель урока: познакомить с биографией писателя и его творчеством; проанализировать повесть А.П.Платонова «Котлован».
-
Методические рекомендации к урокам развития речи в 5-м классе по теме "Сочиняем сказки сами" 2009
При изучении сказок очень важен творческий подход, когда ребенок становится не только соучастником сказочных событий, но и их творцом, своего рода творцом Добра. Это помогает ему почувствовать себя сильным, мудрым, великодушным и в конечном итоге способствует воспитанию этих качеств у ребенка.
-
Методические рекомендации к уроку литературы "Кубань и классики" 2011
Данные методические рекомендации можно использовать на уроках литературы в качестве регионального компонента с целью научить учащихся слышать красоту кубанской речи, воспитывать у ребят чувство любви к малой родине, формировать аналитические, исследовательские и коммуникативные умения, дать представление о самых разных аспектах прошлого и настоящего малой родины.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных платформ в обучении русскому языку и литературе. Система работы 2023
Разнообразный цифровой образовательный контент меняет подготовку к уроку, его проведение, формы и методы учебной работы, способствует индивидуализации обучения, мотивирует учащихся на изучение предметов, а педагогов – на разработку и реализацию инновационных проектов, занятий, инструментов обучения, на профессиональное развитие.
-
Методические рекомендации по организации речевой деятельности учащихся в системе внеурочной гуманитарно-познавательной деятельности 2011
Работа представляет собой методические рекомендации по последовательному учету речевых интересов учащихся и организации речевой деятельности в системе внеурочной работы.
-
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ-2021 по литературе 2020
Даны методические рекомендации для подготовки к ОГЭ по литературе в 2021 г.
-
Методические рекомендации по проведению уроков литературы в 10-м классе на тему «Творчество А.Н. Островского. Изучение пьесы «Бесприданница» 2010
Я предлагаю изучать тему "Творчество А.Н. Островского" на примере нескольких его произведений. В цикл уроков по изучению данной темы я предлагаю включить тему "Богатство и разнообразие мира, рисуемого драматургом. Вопросы нравственности, борьбы со злом и др.". Считаю такое изучение целесообразным, т.к. учащиеся смогут получить не только более общее представление о творчестве писателя, но и постараются провести параллели с нашей современной жизнью.
-
Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплексом "Вокруг тебя мир" 2010
В данном опыте представлена система построения уроков литературы, включая основные компоненты: цель, эпиграф, вступительное слово учителя, мобилизующее начало урока, система учебных заданий, приемы работы с текстом, формы контроля, домашнее задание.
-
Методические рекомендации по разработке и проведению учебных практик в образовательном процессе 2010
В работе показано, как учебная практика дает возможность создать условия для формирования различных компетенций учащихся за счет изменения форм работы с детьми: от суммы знаний, передаваемых учащимся, к приобретению этих знаний самостоятельно, умению пользоваться приобретенными знаниями для решения практических жизненных задач.
-
Методические рекомендации по теме «Сопоставительный анализ как условие совершенствования методики изучения жанровых особенностей рассказов на примере творчества И.А.Бунина и В.М.Шукшина». Модели уроков 2021
Рассказы И.С.Тургенева («Хорь и Калиныч»), Л.Н.Толстого («Севастополь в декабре»), И.А.Бунина («Кукушка»), И.С.Шмелева («Русская песня»), В.М.Шукшина («Микроскоп»), изучаемые по программе Меркина Г.С. в 7-м классе, подчинены одной теме – теме народного характера. Их анализ в школьной программе проводится по отдельности. Однако вне сопоставления этих рассказов друг с другом и другими произведениями, посвященными той же теме, разрушается целостность осмысления категории народного характера в русской литературе. Актуальна эта проблема и до сего дня, и школьники в силу своего возраста пытаются разрешить ее однолинейно и однозначно. Нам представляется возможным провести параллели между предлагаемыми к изучению произведениями, найти то, что их объединяет, увидеть, как идейное содержание организует форму произведения, т.е. жанр. Рассмотрение различных способов решения одной темы в единстве, вырабатывает у учащихся умение обобщать, видеть явления, вещи, события в их взаимообусловленности. Программа под редакцией Г.С.Меркина позволяет организовать предложенную систему уроков, не изменяя содержания программы, так как содержит блок «внутрипредметные связи».
-
Методический материал для проведения уроков литературы по принципу "вертушки" 2009
Автором поднимается извечная проблема: как сделать так, чтобы все читали изучаемые в школе произведения и чтобы это чтение было осознанным. Предлагает несколько форм уроков-зачетов по тексту изучаемого материала. Это кроссворды, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки-путешествия, а также зачеты по принципу "вертушки".
-
Методический сборник ОУ 2003
В работе представлены отдельные главы "Методического сборника МУО", освещающие вопросы модернизации раннего обучения иностранным языкам, изучения поэзии Н. Заболоцкого, русской словесности в 5-м классе, а также темы "Витамины" на уроке валеологии.
-
Методический семинар «Развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы» 2020
Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю. Другими словами - способствовать развитию эмоционального интеллекта.
-
Методическое наследие В.И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы неслышашим учащимся 2013
Вклад В.И. Водовозова в развитие методики преподавания литературы. Анализ его работы "Словесность в образцах и разборах". Применение методики Водовозова В.И. в школе-интернате I вида № 1 для неслышащих учащихся.
-
Методическое пособие "Мои штрихи к урокам литературы по поэзии «Серебряного века»" 2023
Мои штрихи к урокам литературы по поэзии «Серебряного века». Почему я назвала данную разработку «штрихами»? Материал, изложенный в ней, является лишь вспомогательным средством для подготовки к тому или иному уроку по творчеству поэтов «Серебряного века». Диапазон подготовленного мною материала не столь обширен, как это необходимо учителю для проведения уроков в 11-м классе, отведённых в «Рабочей программе» по этой теме. Но думаю, что пригодится, если в него заглянуть.
-
Методическое пособие "Текстовый материал как средство развития речи" 2021
Современная методическая литература предлагает нам самые разнообразные технологии, направленные на всестороннее развитие речи учащихся. Не секрет, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель, наряду с традиционными подходами, должен применять более творческие, креативные виды работ по развитию речи, активно применяя ИКТ.
-
Методы и приемы изучения лирических произведений 2022
Большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе – одна из самых сложных. Язык поэзии часто для учащихся остается чуждым из-за неразвитости культуры чтении лирических текстов. Поэтому задачей учителя становится развивать эту культуру. Задачей преподавателя литературы становится показать движение поэтической мысли, обнаружить переливы чувств, найти причины изменения настроения, выявить и оправдать сквозные и центральные образы стихотворений, цепочку ассоциаций автора. То есть показать стихотворение как целостную динамическую систему, в которой все взаимосвязано. Причем дать понять, что стихотворение – это не замкнутая система, оно связано и со всем творчеством автора, его мироощущением, развитием литературного процесса.
-
«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности» 2020
Для работы по формированию речевой компетенции учителю необходимо развитие всех навыков, что бы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить детей. Выбор технологии зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся. В статье приводится использовании технологии проблемного обучения.
-
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы 2022
Статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности как одного из базовых компонентов образования личности. В статье представлен опыт использования методов и приемов на уроках русского языка и литературы при работе с текстом для развития и совершенствования компонентов читательской грамотности.
-
Методы и формы работы над книгой 2021
Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Чтение же рассматривается с двух сторон: что читать и как читать. Искусный читатель должен: во-первых, если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением; во-вторых, приспособлять способ чтения к цели чтения. Для того чтобы научиться искусству читать, необходимо знать цели и способы чтения книги.
-
Методы и формы работы учителя русского языка и литературы (из опыта педагогической деятельности учителя-словесника) 2022
Внедрение новых подходов к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка диктуют необходимость совершенствовать методы и формы использования педагогических технологий на уроке, творчески подходить к их применению, иными словами, совершенствует профессиональные умения учителя русского языка и литературы. Для формирования профессионального самовоспитания школьников обычно использую технологию проектов или метод проектов. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, способна осознавать жизненные явления и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Метод направлен на выполнение задач формирования и развития интеллектуальных умений, связанных критическим и творческим мышлением.
-
Методы использования социально-психологической природы художественного произведения на уроках литературы в старших классах 2006
Анализируя вместе с учащимися то или иное произведение художественной литературы, можно убедительно доказать на примере развертывания судьбы героя литературного произведения эффективность или неэффективность выбранного конфликтного стиля поведения.
-
Методы компрессионного сжатия текста 2010
Задачи урока: в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения; содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
-
Методы организации литературно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте 2008
В статье дается краткое описание методики развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено поэтапной подготовке ребенка к собственному литературному творчеству.
-
Метонимия как основное средство выражения авторской позиции в "Петербургских повестях" Гоголя 2009
В «Петербургских повестях» Гоголь берет слова с конкретным значением и употребляет их в переносном значении, используя метонимический перенос. Мы по-новому видим мир человека в XIX веке, образы Петербурга, России. В работе подробно рассматривается метонимию в «Петербургских повестях» и делаются попытки найти цель ее применения.
-
"Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель". Загадка фантастического финала 2010
Урок является заключительным в системе уроков по повести Н.Гоголя в 8-м классе и направлен на анализ произведения с целью выявления его основных сюжетно-композиционных и жанровых особенностей, развитие умения проникать в авторский замысел.
-
Мечта, воплощенная в слове и красках (опыт интегрированного урока по повести А.Грина "Алые паруса") 2003
Интегрированные уроки литературы и ИЗО создают условия для формирования у подростков интереса к чтению, для пробуждения дара воображения, развивают ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся.
-
«Мечты сбываются?!.. Что нужно человеку для счастья?» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы») 2016
Цель урока: провести идейно-художественный анализ рассказа американского писателя Рея Брэдбери «Каникулы», используя технологию РКМЧТП. Урок направлен на развитие творческих способностей учащихся, способствует расширению кругозора, обогащению духовного мира учащихся, развивает умение высказывать свое точку зрения.
-
Мещерские рассказы К.Г.Паустовского. Автор и его герои. 5-й класс 2017
Цель урока: способствовать формированию представления о К.Г.Паустовском как талантливом русском писателе, авторе произведений о Мещерском крае, развивать интерес к его творчеству; продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.