Собственное развитие ученика как речевой личности зависит, на наш взгляд, и от того, насколько в системе внеурочной работы удаётся учителю создать условия для индивидуально-авторских высказываний.
В последнее время всё настойчивее говорится о “необходимости предоставления ученику серьезного опыта говорить о себе, о своих переживаниях, мыслях, мечтаниях, интересах, прочитанном, увиденном и переживаемом…бесконечно значимом для него как индивидуальности”(1,47).
Как же решается данная проблема в системе внеурочной работы?
Определённый интерес у учащихся вызывает национальная образовательная программа “Интеллектуально-творческий потенциал России”, проект “Познание и творчество”, номинация “Я знаю русский язык”.
Вот некоторые предложенные конкурсные задания:
1. Сочините рассказ под названием “Чёрное и белое”, в котором бы наблюдалось
бы обилие неологизмов. Постарайтесь использовать слова, которые совсем недавно
проникли в наш язык.
2. Сочините верлибры с заглавием “Ветка”
3. Как Вы думаете, похож ли язык на океан? Поделитесь с нами своими мыслями.
Проиллюстрируем положение о необходимости последовательного учёта речевых интересов учащихся, обратившись к выполненному заданию ученицы 9 класса Ксении Ф. “Сочините верлибры с заглавием “Ветка”.
Верлибр был известен очень давно. Он упоминался ещё в эпоху средневековья. Литературоведы считают, что “Слово о полку Игореве” написано в жанре верлибра.
Действительно, данный жанр разрушил традиционную систему стихосложения. Об этом свидетельствует следующее:
1) отсутствие рифмы;
2) отсутствие постоянного стихотворного размера;
3) строки различны по числу слогов;
4) строфы различаются по количеству строк.
Верлибр (от франц.vers libre)– форма разностопного, чаще всего нерифмованного стиха, отличающегося от прозы членением на стиховые отрезки (строки, строфы).
Многие выдающиеся писатели обращались к этому жанру. Классическим образцом верлибра считается произведение А.А.Фета “Я люблю многое…”.Всем известно замечательное стихотворение А.А.Блока “Она пришла с мороза…”.
Я попыталась сочинить собственные верлибры с заглавием “Ветка”.
Окно было
Распахнуто
И лёгкий ветерок
Перелистывал
Страницы книги
Я смотрела, как на небе загораются звёзды
И месяц
Отбрасывает
Свет на землю
Волшебный свет,
Способный перенести нас в неведомый мир.
Мир таинственный и прекрасный,
Исполняющий
Наши желания и мечты.
Сколько их?
Наверное, великое множество.
Каждый
Чего-то желает.
Все они заключены
На дереве желаний,
Каждая веточка
Которого символизирует свою мечту,
Нужно просто очень захотеть,
А потом отыскать
Ту ветку,
Которая по праву считается
Твоей.
Первая часть ответа свидетельствует о знании теории литературы, навыках составления текста. Вторая часть как раз предполагает наличие собственной активности ребёнка, его инициативы, заинтересованности, вдохновения, интересов.
Литература.
- Гагаев А.А., Гагаев П. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. – М.:Флинта:Наука, 2002. – 184 с.
- Гагаев А.А., Гагаев П.А. Речь как индивидуально-авторский феномен. – Пенза, 2005. – 126 с.