Методические рекомендации по теме «Сопоставительный анализ как условие совершенствования методики изучения жанровых особенностей рассказов на примере творчества И.А.Бунина и В.М.Шукшина». Модели уроков

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: И.А.Бунин, В.М.Шукшин


Пояснительная записка

Представленные экспериментальные уроки обращены к межтекстовым литературным связям, расширяющим представление о межавторском диалоге. Содержание уроков наполнено не столь очевидными, опосредованными формами творческого взаимодействия, характеризующего внутреннее единство литературного процесса. Данные уроки (уроки межтекстового анализа) требуют от учащихся большой исследовательской инициативы, прививая навыки внимательного, бережного прочтения художественной литературы. Сфера межавторских взаимоотношений в межтекстовом пространстве представлена опосредованно, « спрятана» в тексте и требует детального сопоставления в необходимыми обобщениями на различных этапах познания.

Серия экспериментальных уроков, модели которых представлены ниже, опирается на различные виды художественных взаимодействий, выделяемые в литературоведении и эстетике и входящие в круг теоретико-литературных понятий школьного курса литературы.

Данный этап (7 класс) с учетом последовательности усвоения теоретико-литературных понятий, разработанной Снежневской М.А.,1 можно определить как «формирование начальных понятий, когда сообщаются термины и даются простейшие определения описательного характера». Жанр есть то общее понятие, в котором показана взаимосвязь всех сторон художественного произведения и установлено взаимодействие его компонентов. Поэтому, работая над жанром рассказа, мы обращаемся к сюжету, композиции, литературному герою. Язык произведения, изобразительно - выразительные средства, обстоятельства жизни героя выявляют жанровые особенности рассказов, изучаемых в курсе 7 класса. На первом этапе формирования понятия жанр рассказа(5-6 классы) внимание детей обращается на некоторые признаки и происходит постепенное обогащение знаний новыми наблюдениями. На втором этапе (7-8 классы) нами предполагается возможность ожидания от детей умения самостоятельно дать определение каждому виду рассказа с перечислением его жанровых особенностей.

______________

1 Снежневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1978. С. 37

Формируя начальное понятие о рассказе, мы опираемся на исследования методистов (Стоюнин В.Я., Рыбникова М.А., Старовойтова Г.Р., Балыбердин А.Г., Зинин С.А. и др.), которые определили сопоставление - таким методическим приемом, который наиболее целесообразно использовать при выявлении жанровых признаков художественного текста. Использование сопоставительного анализа на конкретном литературном материале позволяет учащимся устанавливать то, часто так и недостижимое единство формы и содержания: противопоставление образов в произведении связано с особенностями его построения, а построение произведения, в свою очередь, связано с его идейной направленностью, т.е. постепенно дети осознают, что художественная форма произведения так или иначе обусловлена его идейным содержанием.

Рассказы И.С.Тургенева («Хорь и Калиныч»), Л.Н.Толстого («Севастополь в декабре»), И.А.Бунина («Кукушка»), И.С.Шмелева («Русская песня»), В.М.Шукшина («Микроскоп»), изучаемые по программе Меркина Г.С. в 7 классе, подчинены одной теме - теме народного характера. Их анализ в школьной программе проводится по отдельности. Однако вне сопоставления этих рассказов друг с другом и другими произведениями, посвященными той же теме, разрушается целостность осмысления категории народного характера в русской литературе. Актуальна эта проблема и до сего дня, и школьники в силу своего возраста пытаются разрешить ее однолинейно и однозначно. Нам представляется возможным провести параллели между предлагаемыми к изучению произведениями, найти то, что их объединяет, увидеть, как идейное содержание организует форму произведения, т.е. жанр. Рассмотрение различных способов решения одной темы в единстве, вырабатывает у учащихся умение обобщать, видеть явления, вещи, события в их взаимообусловленности. Программа под редакцией Г.С.Меркина позволяет организовать предложенную систему уроков, не изменяя содержания программы, так как содержит блок «внутрипредметные связи».

Система уроков по изучению рассказов как жанра на примере творчества И.А. Бунина и В.М. Шукшина

№ урока

ТЕМА

Содержание уроков

Кол-во часов

Теория литературы

Примечание

1-2

Тема 1.
Запечатление души народа в очерке И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» и рассказе И.А.Бунина «Кукушка».

Повторение из теории литературы: эпический род литературы, жанры эпической литературы; чтение рассказа из цикла «Хорь и Калиныч»; разграничение вопросов о жанрах очерка и рассказа.

2

Понятия очерк и рассказ:

Что объединяет рассказ и очерк?

1 час переносится из темы «И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка»

3

Тема 2. Обучающее сочинение-рассуждение. Сравнение двух литературных героев.

Обучение составлению сравнительной характеристики героев разных произведений разных авторов

1

Ознакомление с правилами составления письменного высказывания. Работа над вступительной частью высказывания, представляющей собой сравнительное вступление.

Вместо рекомендованного 1 часа для проверки техники чтения провести урок обучению письменному высказыванию

3-4

Тема 3. Русская песня как выражение красоты души русского народа в рассказе И.С.Шмелева «Русская песня» и И.А.Бунина «Косцы»

Представлена методика изучения жанровых особенностей рассказов И.С.Шмелева и И.А.Бунина

2

Рассказ-очерк, развитие представлений

1 час переносится из тем, посвященных изучению литературы XX века, 1 час из рекомендованного 1 часа для внеклассного чтения по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.

5

Тема 4. Обучение составлению сравнительных таблиц

Обобщение теоретического материала в сводной таблице

1

Обучение составлению письменного высказывания на основе сопоставления с обобщением теоретико-литературных понятий

Корректировка планирования по русскому языку и литературе (возможно 1 час «Деепричастие» - «Рассказ по картине»)

6

Тема 5. Чеховская традиция в рассказах писателей XXвека. Рассказ А.П.Чехова «Не в духе» как прототип рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал»

Анализ рассказов А.П.Чехова и В.М.Шукшина с целью обнаружения межтекстовых совпадений

1

Рассказ как жанровая сценка - особенности построения, синтаксис, язык. Мотив.

Урок внеклассного чтения после изучения рассказов А.П.Чехова

7

Тема 6. Человек и природа в стихах и рассказах И.Бунина. Размышления о поэзии.

Сопоставление стихов и рассказов с целью обнаружения разницы в изображении человека

1

Особенности бунинского рассказа

Урок по программе

8

Тема 7. Сказовая традиция письма в рассказе «Письмо» В.М.Шукшина. Сказы Н.С.Лескова и В.М.Шукшина: сходство и отличие.

Сопоставление понятий «сказ» и «рассказ», чтение и анализ сказов Н.С.Лескова и В.М.Шукшина

1

Сказ и рассказа (сходство и различие)

9

Тема 8. И.А.Бунин рассказ «Волки», В.М.Шукшин рассказ «Волки». Способы создания образа.

Воспитание ценностного отношения к родному слову при сопоставительном анализе одноименных рассказов «Волки» И.А.Бунина и В.М.Шукшина

1

Жанровые особенности рассказа

10

Тема 9. Контрольная работа по теме «Особенности развития жанра рассказа в XIX-XX веке».

Оцениваются знания учащихся по теории литературы, развитие навыков сопоставительного анализа

1

Cм. продолжение статьи