Цели урока:
Образовательные:
- в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;
- содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.
Развивающие:
- содействовать развитию мышления, внимания, памяти;
- создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,
- создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
Оборудование:
- учебник русского языка, компьютер и проектор с презентацией учебного материала,
- справочные тетради, рабочие тетради с печатной основой, памятка для учащихся.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока: практикум
План урока:
- Организация начала урока.
- Целеполагание.
- Проверка домашнего задания.
- Работа с текстом ( По И.И. Пущину “Записки о Пушкине”).
- Самостоятельная творческая работа в группах.
- Компрессия всего текста. Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Организация начала урока
- Целеполагание
Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ЕГЭ.
Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать текст.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.
3. Проверка домашнего задания. Беседа:
- Как правильно определить микротему?
- Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?
4. Работа с текстом И.И. Пущина “Записки о Пушкине”.
А теперь мы проанализируем текст И.И. Пущина и сделаем его компрессию.
Вспомним, памятку “как писать сжатое изложение”
Чтение текста учителем.
Беседа:
- Какова тема текста? (Встреча друзей)
- Какова основная мысль текста? (Настоящая дружба с годами становится сильнее)
- Определяем речевую ситуацию.
- Каков стиль текста? (публицистический)
- Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (В чём проявляется подлинная дружба? Проблема значения дружбы в жизни человека)
- Проблема сознательного риска; приезд к другу, опальному поэту).
- Какова позиция автора? (восхищается настоящей дружбой; приезд к другу, опальному поэту, достоин почтения и уважения)
5. Творческое задание
Класс делится на группы и выполняется задание
- 1-я группа – 1 и 2 абзац
- 2-я группа – 3, 4, 5 абзацы
- 3-я группа – 6, 7, 8 абзацы.
Определяем количество абзацев и микротем:
1 |
Неожиданный приезд. |
2 |
Смотрим друг на друга, целуемся и молчим! |
3 |
Не знаю, что делалось. |
4 |
Комната Александра была с окном на двор. |
5 |
Многое надо было рассказать. |
6 |
Пушкин был рад. |
7 |
Близкие и друзья помнят и любят его. |
8 |
Он с Музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно. |
Мы поработаем над компрессией текста самостоятельно.
- 1-я группа – 1 и 2 абзац
- 2-я группа – 3, 4, 5 абзацы
- 3-я группа – 6, 7, 8 абзацы.
Подведение итогов работы в группах:
- Чтение текстов
- Какие приемы компрессии текста вы использовали?
- 1 абзац – упрощение
- 2 – исключение
- 3 – упрощение
- 4 – обобщение
- 5 – упрощение
- 6 – исключение
- 7 – обобщение
- 8 – упрощение.
6 Компрессия всего текста.
Чтение составленного текста:
- учениками;
- учителями – методистами;
- учителем.
Подведение итогов.
7 Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о дружбе; высказывания знаменитых людей о дружбе. Записать в тетрадь.