Методы компрессионного сжатия текста

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • в рамках подготовки к ЕГЭ организовать деятельность учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений при подготовке к написанию сжатого изложения;
  • содействовать усвоению определения стиля, типа речи текста для анализа, определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним.

Развивающие:

  • содействовать развитию мышления, внимания, памяти;
  • создавать условия для развития монологической речи, навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом,
  • создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник русского языка, компьютер и проектор с презентацией учебного материала,
  • справочные тетради, рабочие тетради с печатной основой, памятка для учащихся.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: практикум

План урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Целеполагание.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Работа с текстом ( По И.И. Пущину “Записки о Пушкине”).
  5. Самостоятельная творческая работа в группах.
  6. Компрессия всего текста. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

 Ход урока

  1. Организация начала урока
  2. Целеполагание

Я рада приветствовать вас. Нам сегодня предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к ЕГЭ.

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать текст.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, проанализируем его, отработаем навыки написания сжатого изложения, вспомним методы компрессии текста.

3. Проверка домашнего задания. Беседа:

    • Как правильно определить микротему?
    • Вспомните, какие способы компрессии текста вы знаете?

4. Работа с текстом И.И. Пущина “Записки о Пушкине”.

А теперь мы проанализируем текст И.И. Пущина и сделаем его компрессию.

Вспомним, памятку “как писать сжатое изложение”

Чтение текста учителем.

Беседа:

  • Какова тема текста? (Встреча друзей)
  • Какова основная мысль текста? (Настоящая дружба с годами становится сильнее)
  • Определяем речевую ситуацию.
  • Каков стиль текста? (публицистический)
  • Какие проблемы поднимает автор в этом тексте? (В чём проявляется подлинная дружба? Проблема значения дружбы в жизни человека)
  • Проблема сознательного риска; приезд к другу, опальному поэту).
  • Какова позиция автора? (восхищается настоящей дружбой; приезд к другу, опальному поэту, достоин почтения и уважения)

5. Творческое задание

Класс делится на группы и выполняется задание

  • 1-я группа – 1 и 2 абзац
  • 2-я группа – 3, 4, 5 абзацы
  • 3-я группа – 6, 7, 8 абзацы.

Определяем количество абзацев и микротем:

1

Неожиданный приезд.

2

Смотрим друг на друга, целуемся и молчим!

3

Не знаю, что делалось.

4

Комната Александра была с окном на двор.

5

Многое надо было рассказать.

6

Пушкин был рад.

7

Близкие и друзья помнят и любят его.

8

Он с Музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно.

Мы поработаем над компрессией текста самостоятельно.

  • 1-я группа – 1 и 2 абзац
  • 2-я группа – 3, 4, 5 абзацы
  • 3-я группа – 6, 7, 8 абзацы.

Подведение итогов работы в группах:

  • Чтение текстов
  • Какие приемы компрессии текста вы использовали?
  • 1 абзац – упрощение
  • 2 – исключение
  • 3 – упрощение
  • 4 – обобщение
  • 5 – упрощение
  • 6 – исключение
  • 7 – обобщение
  • 8 – упрощение.

6 Компрессия всего текста.

Чтение составленного текста:

  • учениками;
  • учителями – методистами;
  • учителем.

Подведение итогов.

7 Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о дружбе; высказывания знаменитых людей о дружбе. Записать в тетрадь.