Литература
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" 2011
Урок посвящён изучению стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро". Цель урока – показать мастерство Пушкина-поэта в создании образа Родины. На уроке проводится работа по формированию навыка анализа стихотворения, по развитию образного мышления и речи учащихся. Используется презентация.
-
Урок "Поэтический образ Родины в стихотворениях поэта XX века Н.М. Рубцова" 2010
Урок формирует навыки художественного анализа стихотворения. Вырабатывает умение выразительного чтения стихотворения и воспитывает в детях любовь к Родине, к природе.
-
Урок "Путь спасения души в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник". 10-й класс 2013
Тема урока выделяет национальный аспект характера Ивана Флягина, прослеживает его путь многострадального искания истины, принятие идеи героического самопожертвования во имя спасения родины. Иван Флягин, пройдя через многие трудности, встречающиеся на его пути, приобретя умение страдать и любить, становится духовным человеком, способным думать о русском народе, желающим защитить его от захватчиков. Урок поднимает проблему соотношения личной воли и судьбы, случая и предназначения, греха и его искупления.
-
Урок "Роль стихии в повести А.С. Пушкина "Метель" 2010
На уроке рассматривается роль метели в жизни главных героев, проводится параллель между метелью в восприятии учеников и восприятии Пушкина.
-
Урок "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" 2005
Цель урока "Сопоставительный анализ произведений зарубежной литературы ХХ века" - сравнить книги Р. Баха, А. Сент Экзюпери, П. Коэльо с точки зрения их идейно-художественного своеобразия, определить, что сближает такие разные творения. В форме урока-викторины учащиеся определяют их жанровую природу - притчи или философские сказки, отвечающие на "вечные вопросы" о смысле жизни. Сопоставляя "Чайку по имени Джонатан Ливингстон", "Маленького принца", "Алхимика", приходим к выводу, что они пронизаны идеей добра, духовной красоты и обращены к зоркости сердца читателя.
-
Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского" 2003
Задача любого урока словесности в современной школе - языковой анализ художественного текста, т.е. наблюдение за языковыми средствами, приемами, наиболее характерными для лучших образцов художественной литературы, определение важнейшей, на мой взгляд, стороны русского языка - эстетической функции.
-
Урок "Судьба Родины и нравственный выбор поэта (по стихотворению А.С.Пушкина "К Чаадаеву")" 2011
Основными целями урока являются: чтение и анализ стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву»; оценка понимания учащимися гражданских идеалов А.С.Пушкина, его поколения; развитие навыка анализа лирического стихотворения; воспитание гражданской зрелости.
-
Урок "Счастливый случай" по мифам Древней Греции 2008
Игра-зачет «Счастливый случай» по мифам Древней Греции проверяет знание учащимися мифов Древней Греции; расширяет кругозор учащихся, развивает речь, память, логическое мышление.
-
Урок "Тот, кто не имеет сострадания, жесток (по повести В.Железникова "Чучело")" 2010
На уроке рассматриваются вопросы, поставленные автором повести «Чучело». Цель урока – попытаться найти ответ на вопрос: каким должен быть человек?
-
Урок "Триумф и трагедия Владимира Маяковского" 2008
Урок посвящен изучению творчества и биографии одного из крупнейших поэтов XX века. Рассмотрение творчества поэта начинается с изучения его ранней лирики, знакомства с оценками критиков и читателей (триумф). Учитель и ученики рассматривают эволюцию творчества и политических взглядов поэта, сравнивают ее с происходящим в стране в годы зарождения культа личности Сталина.
-
Урок "У войны не женское лицо" (литература в 9-м классе, сдвоенный урок) 2009
Урок на примере жизни и творчества участников войны воспитывает любовь к родному краю. Формирует патриотизм, уважение к женщинам и людям старшего поколения. Расширяет представления учащихся о войне и героизме женщин, роли их на войне. Создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Урок "Учимся писать сжатое изложение" 2010
Цели урока: формировать умения школьников отбирать основное содержание текста, определять его тему, проблематику, выделять главную мысль, позицию автора, понимать роль языковых единиц в тексте, писать сжатое изложение. Развивать умения логически мыслить, отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
-
Урок "Читательская конференция по произведениям Л.Е. Улицкой" по теме: "Искусство жить" 2005
Представляем Вашему вниманию опыт проведения читательской конференции по произведениям Л.Улицкой, представляющей литературу 90-х годов, литературу «новой волны». Занятие проводилось для трех десятых классов после изучения романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», очень современного произведения, главная мысль которого – «мысль семейная». Мы считаем , что обращение старшеклассников к творчеству Л.Улицкой прекрасно вписывается в систему роков по литературе второй половины 19 века, так как её проза – это чаще всего семейные истории, вмещающие в себя, как в жизни, все: теплоту воспоминаний, горечь разрывов, преданность, неожиданное предательство, любовь.
-
Урок "Чтение – мое хобби. Британские писатели шотландского происхождения" 2017
Урок предназначен для студентов библиотечного отделения техникумов. Тема занятия тесно связана с их будущей профессией. Мы упоминаем о литературных жанрах, составляем вопросы для интервью “Молодой читатель в библиотеке: его интересы и приоритеты в чтении”. Вторая часть занятия посвящена жизни и творчеству великого шотландского поэта Роберта Бернса.
-
Урок "Чтобы душа была жива…" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2008
Урок литературы в 10-м классе по роману Ф.М.Достоевского по теме «Чтобы душа была жива… "Преступление и наказание" – роман-предупреждение» проводится с использованием информационно - коммуникационных технологий. Заранее подготовленные учителем материалы - презентации, музыкальный видеоряд, тестовый опрос, интерактивные приемы, сопоставление теста произведения с фрагментом художественного фильма – позволяют решать учебно-воспитательные задачи урока с наибольшей эффективностью.
-
Урок "Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина". 9-й класс 2019
Цель урока: формирование способности выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных высказываниях.
-
Урок "Welcome to America!" по теме "Travelling and Transport" 2009
Урок проходил в форме заседания клуба английского языка «Мишки-путешественники». Учитель уделяет большое внимание расширению и углублению у учащихся знаний по другим учебным предметам, на данном уроке – по географии и литературе. При прохождении темы «Путешествие и транспорт» учащиеся обыгрывают сценки «На железнодорожном вокзале», «В аэропорту» и «Прогноз погоды».
-
Урок «И.С. Тургенев. Внутренняя связь рассказа "Муму" и стихотворения в прозе "Щи". Спасское-Лутовиново в творческой деятельности писателя» 2009
На уроке формируются умения работать с эпическими произведениями, развиваются все виды речевой деятельности, формируется личность учащегося (вдумчивого читателя), а также первичные исследовательские навыки, развиваются воображение и творческие способности детей.
-
Урок «Место и композицонная роль прологов в трагедии И.Ф. Гете "Фауст"» 2011
На уроке раскрываются своеобразие и композиционная роль прологов трагедии «Фауст», глубина взглядов автора на сущность человека.
-
Урок «Отечественная война 1812 года в искусстве и литературе: Герои Отечественной войны 1812 г. (Военная галерея Зимнего дворца), А.С.Пушкин стихотворение «Полководец» 2024
Урок рекомендуется проводить с учащимися 9-го класса по программе учебного предмета «Родная (русская) литература». В программу включен раздел «Россия – Родина моя», в рамках этого раздела предложены для изучения произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.И.Цветаевой, посвященные Отечественной войне 1812г., изучая данные произведения и тему Отечественной войны 1812, уместно говорить и о Военной галерее Зимнего дворца, в которой собраны портреты героев этой войны и увековечена их память. Урок «Отечественная война 1812 года в искусстве и литературе: Герои Отечественной войны 1812 г. (Военная галерея Зимнего дворца, мемориалы), А.С.Пушкин стихотворение «Полководец» обеспечивает междисциплинарный подход: знакомит с героями Отечественной войны 1812 года, поддерживает устойчивый интерес обучающихся к произведениям классической литературы и искусства в целом, формирует ценностную ориентацию обучающихся.
-
Урок «Проверка на человечность через испытание огнем» (По роману Ю.В.Бондарева «Горячий снег») 2021
Цель урока: обогащение знаний о Великой Отечественной войны; совершенствование умений анализировать текст, выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы, развитие речи учащихся; воспитание чувства священной памяти, благодарности и гордости за свою Родину, воспитание уважительного отношения к ветеранам войны.
-
Урок «Юбилею Н.В. Гоголя посвящается…» 2011
Представленный урок – литературный час, посвященный юбилею Н.В. Гоголя, проводится в рамках недели русского языка и литературы. Для успешного обучения предлагаются такие формы работы, которые вызывают заинтересованность в изучении предмета: проектная деятельность, театрализованное представление, литературные викторины и др.
-
Урок (литературная композиция) по творчеству В.В. Маяковского в 11-м классе "Я сам расскажу о времени и о себе" 2008
Уроки, посвященные изучению творчества В.В. Маяковского, являются, на мой взгляд, одними из самых сложных уроков литературы в курсе 11-го класса. Сложность представляет и желание отойти от штампов, глубже проникнуть в суть стихотворений, которые одиннадцатиклассникам чаще всего бывают непонятны. Конечно, таких неординарных, самобытных мастеров слова в русской литературе достаточно, однако, почему-то именно имя Владимира Маяковского вызывает в сознании детей в первую очередь протест. Поэтому задача уроков - не просто познакомиться с удивительным поэтом, а попытаться полюбить его, понять его самого, а через понимание личности понять его стихотворения.
-
Урок адыгейской литературы в 6-м классе на тему "Жизнь дана на добрые дела" по произведениям Киримизе Жанэ "Камбулет", "Тайна старого дуба" 2010
Самым ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является художественная литература. Конечно - это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, нарты, где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершая поступки во имя добра. Это колыбельные песни, это детские рассказы.
-
Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова" 2007
Урок исследования поэтического текста стихотворения И.А. Бунина "Без имени" был проведён в 7-м классе. Он представляет собой обобщение знаний учащихся об анализе поэтического текста, попытку проникнуть в тайну поэзии, читать не только глазами, но и сердцем и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
-
Урок английского языка в 5-м классе "Наши любимые книги" 2015
Данная методическая разработка может быть использована на уроке в средней школе при изучении и повторении тем: «Мои любимые книги», «Известные писатели». На уроке применяются технологии развивающего обучения, личностно-ориентированный метод, игровые методики, что способствует вовлечению всех учащихся в учебный процесс. Урок включает дополнительные материалы по литературе и сопровождается компьютерной презентацией.
-
Урок английского языка по теме «Я люблю книги» (I love books) 2014
Уроки иностранного языка развивают навыки смыслового чтения. Цель урока: развитие умений чтения с пониманием основного содержания.
-
Урок астрономии "Эта загадочная гармония" 2012
В статье отражен комплексный подход к изучению понятия "гармония". Представленные материалы могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности. Сведения, собранные в статье, послужат опорой для занятий педагогов по различным дисциплинам, включая литературу, обществознание, изобразительное искусство, музыку, технологию, физику.
-
Урок в 10-м классе. История замысла романа "Преступление и наказание", жанровая композиция 2003
"Вступление" в писателя всегда вызывает затруднения, от того, каким будет первый урок, зависит многое: интерес учащихся к писателю, его творчеству, желание прочесть не только программное произведение и, наконец, любовь к литературе. Очень важно, чтобы первые уроки были необычными, яркими, запоминающимися. Ф.М.Достоевский - писатель загадочный, часто непостижимый для сегодняшних школьников, роман "Преступление и наказание" - сложнейший и самый запутанный в русской и мировой литературе, поэтому первый урок должен наметить перспективы его изучения, пробудить интерес и желание понять автора.
-
Урок в 10-м физико-математическом классе по теме: «"Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" ("французская мастерская")» 2005
Заключительный урок–“французская мастерская”, где учитель – координатор действий и помощник в самостоятельной работе учащихся. Урок проходит с большим откликом ребят, углубленно изучающих физику и математику, способствует воспитанию коллективизма, ответственности за общую деятельность, развивает умение быть как лидером, так и ведомым членом коллектива, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, а также содержит элементы интеграции с физикой (явления света и цвета), что на уроках литературы бывает редко.