В журнале “Русская словесность”, № 4 за 2000 год меня заинтересовала статья З.А.Павловой “Урок проверки знания текста художественного произведения”. Автором поднимается извечная проблема школьных учителей-филологов: как сделать так, чтобы все читали изучаемые в школе произведения, мало того, чтобы это чтение было осознанным. Педагог предлагает несколько форм уроков-зачетов по тексту изучаемого материала. Это и кроссворды, и письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки-путешествия, а также зачеты по принципу “вертушки”. Более подробно З.А.Павлова остановилась на последней форме урока – “вертушке”. На примере урока в 6-м классе по тексту романа А.С.Пушкина “Дубровский” автор статьи объясняет методику проведения “вертушки”: класс делится на 5 групп, выбирается 5 консультантов, которые располагаются за отдельными столами. Каждая группа должна следовать своему маршрутному листу и побывать в свою очередь у каждого из консультантов. У членов группы индивидуальные карточки (см. Приложение 1), на которых записаны номера тех вопросов, на которые они будут отвечать у консультантов. Учитель помогает осуществлять переходы групп от “стола” к “столу”. <Приложение>
Данная форма проверки знания художественного текста показалась мне довольно необычной, однако материала для проведения таких уроков в статье предложено не было, поэтому было принято решение подготовить материал для подобных уроков. Мы предлагаем дидактический материал для уроков контроля в форме “вертушки” для 5-9 классов.
Цель данного материала – обеспечение практической части в проведении уроков по типу “вертушки”.
Задачи данного вида уроков:
- Показать учащимся необходимость вдумчивого, осознанного чтения;
- Сделать проведение контроля за чтением литературных программных произведений увлекательным, но и объективным;
- Осуществить контроль за чтением произведений у всех учащихся данного класса, а не у отдельной его части.
Первый опыт проведения таких уроков показал, что ученикам “вертушки” пришлись по душе, ведь вместо традиционного учительского “Ты не прочитал?! Садись! “2”!” им предлагается в увлекательной форме не только проверить знание текста произведения, но и заинтересоваться им, прочитать этого автора, а может быть и перечитать. “Двойки” не ставятся, у ребенка нет страха перед неудовлетворительной оценкой. Если “вертушка” не пройдена, то на следующем уроке школьник может всему классу или своему консультанту пересдать, ему выдается другой маршрутный лист.
К каждой последующей “вертушке” дети готовились все тщательнее, а значит, чтение стало более внимательным и осознанным. Конечно, были и такие, кто так и не прочитал текст, однако, слушая ответы одноклассников, смог в итоге сдать зачет, а ведь для проверки предлагаются ключевые моменты, значит, основа для понимания материала на последующих уроках есть.
Предполагаемый результат таких уроков – внимательное, своевременное прочтение произведений школьной программы большинством учащихся.
Может быть, кто-то возразит против таких уроков, не желая “отрывать” время от основного изучения произведения. На наш взгляд, ничего дороже чтения произведения нет.
В дальнейшем материал будет дорабатываться, пополняться новым материалом, а в перспективе – пытаться научить самих школьников составлять подобный материал для таких уроков.
Для 5-го класса: "Вертушка" по проверке знания повести И.С. Тургенева "Муму".
Стол “А”: Вопросы по сюжету произведения.
- В какой город привезли Герасима из деревни? (В Москву. )
- Какой от рождения у Герасима был недостаток? (Он был глухонемым.)
- За кого вышла замуж Татьяна? (За башмачника Капитона Климова.)
- Почему собаку назвали Муму? (Герасим мог только мычать.)
- Что подарил Герасим Татьяне на прощание? (Красный бумажный платок.)
Стол “Б”: Чьи это портреты?
- “мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.
- “…маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке…когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила… ”.
- “…он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, а остальное время все вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями…”.
- “…человек, которому, судя по его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…”.
- “…окруженная многочисленной дворней…, она выезжала редко и уединенно доживала последние годы скупой и скучающей старости…”.
Ответы: 1) Герасим; 2) Татьяна; 3) Лекарь Харитон;4) Дворецкий Гаврила; 5) Барыня.
Стол “В”: Какие слова должны стоять на месте пропусков?
- “…неоднократно было замечено, что Герасим терпеть не мог (…)”.
- “…И живет до сих пор Герасим (…) в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему”.
- “…Видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой…, видел в небе несчетные звезды…, и, как (…), выступал сильно и бодро…”.
- “…за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного (…), с сусальным золотом на хвосте и крыльях…”.
- “…соорудил в ней (…) из дубовых досок на четырех чурбаках, - истинно богатырскую …”.
Ответы: 1) Пьяных; 2) Бобылем; 3) Лев; 4) Петушка; 5) Кровать.
Стол “Г”: О ком идет речь?
- “…работала за двоих, а ласки никогда не видела, родни у ней все равно что не было… нрава она была весьма смиренного…”.
- “…она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей…”.
- “…он никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом…”.
- “…тогда…улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор, сел на первого попавшегося извозчика и поскакал в Охотный ряд…”.
- “…пьяница горький…почитал себя существом общительным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить…”
Ответы: 1) О Татьяне; 2) О барыне; 3) О щенке; 4) О Степане; 5) О Капитоне.
Стол “Д”: Чьи это слова?
- “Безответная ты душа! Ну, хорошо, мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница…”.
- “Ох, ох, умираю! Опять, опять эта собака! … Ох, пошлите за доктором. Они меня убить хотят… Ох!...”.
- “…женитьба дело хорошее для человека…, и я, со своей стороны, с очень моим приятным удовольствием…”.
- “Слушаю-с … А кого они мне в женихи назначают?”
- “Впрочем, его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака – на что ему собака? К нему на двор вора оселом не затащишь…”
Ответы: 1) Гаврилы; 2) Барыни; 3) Капитона; 4) Татьяны; 5) Деревенских мужиков.
8-й класс: Вопросы для “Вертушки” по поэме Лермонтова “Мцыри”.
Стол “А”: Вопросы по биографии М.Ю. Лермонтова.
- Какое произведение и какого автора больше всего любил Лермонтов?
- Кто воспитывал Михаила Юрьевича?
- В каких войсках служил Лермонтов?
- Как погиб Лермонтов? Где? Когда?
- Какие увлечения были у Михаила Юрьевича кроме поэзии?
Ответы:
- “Руслан и Людмила” А.С. Пушкина.
- Бабушка Е.А.Арсентьева.
- Кавалерия, затем пехота.
- Во время дуэли с Мартыновым на Кавказе 15 июля 1841 года.
- Живопись, музыка.
Стол “Б”: Работа со словарем поэмы “Мцыри”.
- Что обозначает слово “мцыри”?
- Объясните слово “обет”.
- Объясните слово “чадра”
- Что значат слова “келья”, “терновник”?
- Откуда Лермонтов берет эпиграф к поэме?
Ответы:
- Мцыри – на грузинском языке значит “неслужащий монах”.
- Обещание, клятва монаха.
- Легкое покрывало, закрывающее голову и лицо женщины у мусульман.
- Отдельная комната монаха – келья; колючий кустарник – терновник.
- Это слова из Библии (1-я книга Царств, гл. 14)
Стол “В”: Вопросы по содержанию поэмы “Мцыри”.
- Где разворачиваются события поэмы?
- Как Мцыри оказался в монастыре?
- Кого встречает Мцыри, когда убегает из монастыря?
- Почему Мцыри вновь оказался в монастыре после побега?
- Чем заканчивается поэма?
Ответы:
- На Кавказе.
- Его взял в плен русский генерал, но оставил в монастыре, так как Мцыри заболел и не смог бы продолжать путь.
- Грузинку, барса.
- После боя с барсом Мцыри был ранен, а затем подобран монахом.
Стол “Г”: Какие слова должны стоять на месте пропусков?
1) “Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещен святым отцом
И, с шумным светом незнаком
Уже готов во цвете лет
Изречь монашеский (…) ”.2) “Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – (…)”.3) “Когда я стану умирать,
И, верь тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш ( …) , в то место, где цвели
Акаций белых два куста”.4) “О, я как брат
Обняться с (… ) был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил”.
“Ты хочешь знать, что делал я
На воле? – (…)”.
Ответы:
- Обет.
- Могил.
- Сад.
- Бурей.
- Жил.
Стол “Д”: О ком идет речь?
1) “Держа кувшин над головой,
( … ) узкою тропой
Сходила к берегу. Порой
Она скользила меж камней…”.2) “Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость
Могучий (…) ”.3) “Однажды русский (…)
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез”.4) “…ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, (…)!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!”5) “И помню я одну из них:
Она приветливей других
Ко мне ласкалась….
… Она вилась
Над головой моей не раз,
И взор ее зеленых глаз
Был грустно нежен и глубок”.
Ответы:
- Грузинка.
- Барс.
- Генерал.
- Старик.
- Рыбка.
8-й класс: Вопросы для проверки знания повести А.С. Пушкина “Капитанска дочка”.
Стол “А”: Кто и кому писал эти письма?
- “Любезный …, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах”.
- “Милостивый государь, …, надеюсь на ваше превосходительство…. К вам моего повесу… держать его в ежовых рукавицах и не давать ему воли”.
- “… ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей…. Что из тебя будет?”
- “Я тебя, … пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды… С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне”.
- “Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что всякому человеку готовы помочь… Я живу в нашем доме под караулом…. Он обходится со мною очень жестоко”.
Ответы:
- Зурин – Гриневу.
- А.П.Гринев (отец Петра) – генералу в Оренбург.
- А.П.Гринев (отец Петра) – своему сыну Петру.
- А.П.Гринев (отец Петра) - Савельичу.
- Маша Миронова – Петру.
Стол “Б”: Чьи это портреты?
- “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые и большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок…”.
- “Молодой офицер невысокого роста. С лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”.
- “Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате”.
- “… в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”.
- “… в ночном чепце и в душегрейке… казалась лет сорока. Лицо…, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.
Ответы:
- Емельян Пугачев.
- Швабрин.
- Капитан Миронов.
- М-е Бопре.
- Императрица.
Стол “В”: Какие слова должны стоять вместо точек?
- “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу …”.
- “Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой …”.
- “Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною …”.
- “Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, …. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”.
- “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей …”.
Ответы:
- Береги платье снову, а честь – смолоду.
- Заячий тулуп.
- Дурочкой.
- Миловать так миловать.
- Пару серег.
Стол “Г”: Вопросы по сюжету произведения.
- Что снилось Гриневу по пути в Оренбург?
- Почему Швабрин был отправлен служить в Белогорскую крепость?
- Как погибли отец и мать Маши Мироновой?
- Какую калмыкскую сказку рассказал Пугачев Гриневу?
- Зачем Маша Миронова поехала к императрице?
Ответы:
- Сон. Во время бурана Петр находит свой родной дом. Мать говорит Петру о том, что отец при смерти. Но вместо отца Петр видит мужика с черной бородой. “Это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, пусть он тебя благословит”, - просит мать. Петр не соглашается. Мужик с топором встает и начинает всех убивать, но не трогает Петра.
- За поединок (дуэли были запрещены).
- Отца повесили, а мать зарубили саблей.
- Орел спросил у ворона: “Отчего я живу 33 года, а ты 300 лет?” Ворон ответил: “Ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной”. Орел решил тоже питаться падалью. Орел клюнул раз, другой палую лошадь и сказал: “Чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”
- Она едет к императрице, чтобы просить за Петра (его приговорили к ссылке в Сибирь на вечное поселение), которого оклеветал Швабрин.
Стол “Д”: Чьи слова?
- “Пускай он послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.
- “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!”
- “Спасибо, государь, спасибо, отец родной! Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня призрил и успокоил… Век за тебя буду Бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану”.
- “… жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести… А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…”.
- “… знаю, что вы не богаты, … но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние”.
Ответы:
- А.П.Гринев (отец Петра).
- Капитан Миронов.
- Савельич.
- Петр Гринев.
- Императрица.
9-й класс : Вопросы для проверки знания комедии А.С. Грибоедова “Ревизор”.
Стол “А”: Вопросы по биографии А.С. Грибоедова.
- Был ли Грибоедов полиглотом? (Да.)
- Верно ли, что Грибоедов родился в купеческой семье? (Нет.)
- Верно ли, что Грибоедов никогда не поддерживал декабристов? (Нет.)
- Верно ли, что Грибоедов был близко знаком с Пушкиным? (Да.)
- С какой целью царь отправляет Грибоедова в Персию? (Для дипломатической миссии.)
Стол “Б”: Вставь пропущенное слово.
- “А впрочем, он дойдет до степеней известных,
- Ведь нынче любят ….”. (Бессловесных.)
- “Чужие языки страшнее ….”. (Пистолета.)
- “Дома новы, да предрассудки ….”. (Стары.)
- “И дым …. нам сладок и приятен”. (Отечества.)
- “Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству ….”. (Уголок.)
Стол “В”: Вопросы по содержанию комедии А.С. Грибоедова “Ревизор”
- Где разворачиваются события поэмы? (В Москве.)
- Сколько времени отсутствовал Чацкий? (Три года.)
- Сколько лет Софье? (Семнадцать.)
- Кем служит Молчалин у Фамусова? (Секретарь.)
- Чем заканчивается комедия? (Чацкий уезжает из Москвы.)
Стол “Г”: О ком идет речь?
1) “Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем;
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!” (О Фамусове.)2) “Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него…”. (О Чацком.)3) “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он на цыпочках, и не богат словами…”. (О Молчалине.)4) “И золотой мешок, и метит в генералы…”. (О Скалозубе.)
5) “Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!”(О Софье.)
Стол “Д”: Чьи слова?
1) “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. (Молчалин.)
2) “…этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!...
Он не в своем уме…”. (Софья.)3) “Служить бы рад, прислуживаться тошно…”. (Чацкий.)
4) “А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой таков:
Подписано, так с плеч долой…”. (Фамусов.)
5) “Из шумного я заседанья.
Пожалосто молчи, я слово дал молчать. (Репетилов.)