Мещерские рассказы К.Г.Паустовского. Автор и его герои. 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (968 кБ)


Класс: 5 класс

Цель (образовательная, развивающая, воспитательная): способствовать формированию представления о К.Г. Паустовском как талантливом русском писателе, авторе произведений о Мещерском крае, развивать интерес к его творчеству.

  • Образовательная: продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского
  • Коррекционно-развивающие: способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); совершенствовать монологическую речь учащихся; формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, навыки выразительного чтения, работы в группах; развивать творческие способности учащихся
  • Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма и любви к родной природе

Планируемые предметные результаты: Знать содержание цикла рассказов К.Г. Паустовского “Жильцы старого дома”, уметь определять тему и идею изучаемых произведений

Формируемые УУД

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста произведения, смысловое чтение;
  • личностные УУД: нравственно-этическая ориентация; осознание, исследование и принятие жизненных ценностей;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; способность к самооценке действий, поступков;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: русский язык, развитие речи, география, история, биология, экология, краеведение.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, толковые словари, карта Рязанской области.

Формы работы: просмотр слайдов, беседа, работа со словарем, разноуровневое и творческое задание, работа с картинками, выдвижение гипотез, предположений, заполнение рефлексивной карты.

Предварительная работа (если была): индивидуальные задания учащимся.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика

Формируемые УУД:
П (познавательные)
Л (личностные)
Р (регулятивные)
К (коммуникативные)

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Учитель приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок.  Предлагаю рассмотреть фотографии на слайде. Какое событие на них изображено? Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Это посещение выставки, организованной Рязанской областной библиотекой имени Горького. На выставке экспонировались фотоработы и книги  К. Г. Паустовского

Р: умение выдвигать версии

П: умение опираться на собственный опыт в целях достижения нового знания

Да, действительно, совсем недавно вы посетили экспозицию “Глазами художника”, открытую в преддверии празднования 125-летнего юбилея писателя.

Чем вам запомнилась экскурсия?

Работники библиотеки напомнили нам биографию Константина Георгиевича Паустовского, содержание его произведений. Мы прослушали отрывок из рассказа “Телеграмма” в исполнении автора, посмотрели диафильм “Заячьи лапы”, а потом приняли активное участие в обсуждении этого доброго произведения.

В конце мероприятия всех угостили чаем.

К: умение слушать и понимать других

Л:  принятие жизненных ценностей Л: осознание жизненных ценностей

Актуализация знаний Большое впечатление на экскурсантов произвел уникальный рукописный документ, датированный 1986 годом. В нем перечислены персонажи и прототипы героев произведений Паустовского. Здесь же представлены уникальные фотографии жителей Рязанщины, образы которых легли в основу рассказов писателя. Научный сотрудник Государственного архива Рязанского области Д.Ю. Филиппов рассказал нам, что, читая мещерский цикл К.Г. Паустовского, он заинтересовался подлинностью ряда событий и, поработав с архивными документами, подтвердил достоверность многих фактов, описанных в произведениях.   К: умение слушать и понимать других

П: осознание себя гражданином России Л: осознание жизненных ценностей

И действительно, истории, рассказанные Паустовским, трогают душу, герои произведений запоминаются навсегда. А сам писатель для многих юных читателей становится другом, образцом для подражания.

Замечать все таинства природы и описывать увиденное так, чтобы не оставить равнодушным ни одного читателя, - главное, чем в совершенстве владел Паустовский.

Ученик читает наизусть (индивидуальное домашнее задание): “И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь”.
Целеполагание Как вы думаете, кому будет посвящен сегодняшний урок литературы?

Исходя из темы, предлагаю сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока: “На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться c личностью и творчеством К.Г. Паустовского, прототипами его произведений”. Р: умение определять цель
Организация восприятия и осмысления новой информации Слово учителя:

Жизнь Паустовского была связана с поселком Солотча, распложенным к северу от Рязани. Живописные окрестности Солотчи пленили писателя. Здесь он нашел для себя все, что необходимо для работы, отдыха, раздумий. Все вы не раз бывали в Солотче. Как вы думаете, что могло привлечь там Паустовского? (Работа с географической картой). 

Паустовский навсегда всей душой полюбил этот маленький скромный уголок земли, который, по собственному его признанию, стал для него “второй родиной”. 

 

Сосновый бор подступает прямо к поселку. Рядом речка Солотча, старица Оки, озера, манящая даль заливных лугов. Тишина. Простота и неторопливая размеренность сельского быта.

Л: осознание жизненных ценностей

П: осознание себя гражданином России

Беседа по вопросам:

Чем занимался Паустовский в Солотче?

В Солотче писатель не только отдыхал, но и напряженно работал. Паустовский создал много произведений в Солотче, в том числе цикл рассказов “Жильцы старого дома”. О каком доме идет речь? Где жил Паустовский?

Он отдыхал, ходил на рыбалку, любовался природой.

В Солотче Константин Георгиевич жил в доме известного русского гравера И.П. Пожалостина. Деревянный дом с мезонином окружал старинный заброшенный сад, в глубине которого среди деревьев стояла бревенчатая банька.

Л: умение ориентироваться в фактах прошлого
Здесь и поселился Константин Георгиевич со своим другом - писателем Р.И. Фраерманом. На дачу к ним приезжали и другие писатели: А. Гайдар, К Симонов. Главной темой творчества становится уникальная природа Рязанского края и люди.

Цикл рассказов “Жильцы старого дома” включает четыре рассказа, в том числе “Подарок”, “Прощанье с летом”, “Сивый мерин”. Сегодня на уроке проанализируем их подробнее.

Кто герои рассказов? Где происходит действие?

О чем рассказы?

Место действия – Солотча и ее окрестности. Герои – сам Паустовский, его друг Рувим, местные жители, мальчишки, животные.

 

 

 

Паустовский рассказывает о том, что с ними происходило.

Истории то забавные и трогательные, то грустные и трагикомичные.

Л: умение ориентироваться в фактах прошлого
В одном из писем из Солотчи он писал: “Стоят чудесные дни. Все желтеет – пожалостинский сад, ветлы, травы, водоросли, и даже глаза котов-ворюг источают особую осеннюю желтизну. Осень вошла в Солотчу и, кажется, прочно. Все в паутине и солнце. Безветрие, какого не было даже летом, - поплавки стоят, как зачарованные, и виден самый тонкий клев”.

О какой осени пишет Паустовский? Почему вы так думаете? Докажите примерами из текста. А какую осень описывает Паустовский в рассказах “Подарок” и “Прощанье с летом”? Докажите.

Чем занимались Паустовский и его друг Рувим в долгие ненастные вечера?

Что придумал Ваня, чтобы друзья не грустили? Прочитайте по ролям диалог Вани и Рувима. Словарная работа гарь - выжженное или выгоревшее место в лесу. О прототипе Вани Малявина расскажет подготовленный ученик.

 

 

 

 

 

 

О ранней, золотой осени. Паутина в воздухе, тепло, хорошая погода.

Позднюю осень. Уже холодно, грязно, не хочется выходить на улицу.

К ним приходил Ваня Малявин.

Ваня Малявин на самом деле реальный человек, а не просто литературный персонаж, не выдумка писателя. Настоящее его имя – Василий Козьмич Зотов (1923-1968). Родился и вырос он в маленькой лесной деревушке на берегу озера Сегден. Паустовский со своими друзьями часто рыбачил на озере, ночевал в доме его родителей, а именно Кузьмы Леонтьевича Зотова, лесника. В свою очередь Василий Зотов гостил у писателя в Солотче в их пожалостинском доме. Вася был проводником Паустовского и Рувима в их странствиях по мещерским озерам. Эта дружба длилась много лет, после войны Василий Кузьмич работал председателем Солотчинского поссовета. В последние годы он жил с семьей в селе Ласково.

Л: осознание жизненных ценностей

Л: умение ориентироваться в фактах прошлого

П: навык поиска необходимой информации П: свободная ориентация в тексте произведения, смысловое чтение

Какие изменения произошли в природе с наступлением осени? Как изменился цвет листвы? Как Паустовский говорит об этом? Какой вывод можно сделать?

Что произошло с березкой? Как объяснил лесничий это явление? У деда Митрия нашлось другое объяснение. Какое?

Клен горел темным пурпуром, бересклет порозовел, на березах желтые пряди как первая седина, лимонные листья березы.

Писатель был зорким и наблюдательным человеком, имел обостренное чувство восприятие красоты окружающего мира. Он обладал даром видеть прекрасное и удивительное в самом замысловатом и обыденном. О природе Паустовский писал не равнодушно, а вдохновенно, с большой любовью.

“Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь”.

К: умение владеть монологической и диалогической формами речи

Л: осознание жизненных ценностей

Какие просторечные и устаревшие слова вы услышали? Для чего Паустовский, грамотный человек, владеющий русским литературным языком, употребляет их? В рассказах Паустовского часто встречаются слова, которые употребляют жители Рязанской земли в своей разговорной речи, а также много старых слов и выражений. Значение некоторых из них мы сейчас уточним. Работа со словарем. “Дадена”, “товарки”, “милок”. Чтобы мы лучше представили деда.

Ходики – часы упрощённого устройства с гирями “Жильцы старого дома”)

Мерин – жеребец (“Сивый мерин”)

Сивый – серовато-сизый (о масти лошади) (“Сивый мерин”)

Ночное – пастьба лошадей ночью в летнее время (“Сивый мерин”)

Первопуток – первый зимний путь по свежему снегу (“Прощание с летом”)

Надоумить – научить, посоветовать (“Подарок”)

Умом пораскинуть – подумать (“Подарок”)

Л: умение ориентироваться в фактах прошлого

П: навык поиска необходимой информации в словарях

Обратимся к другому рассказу. Индивидуализированные задания (толстые и тонкие вопросы)

Прочитайте отрывок (от слов “В лесах было торжественно, светло и тихо” до слов “...порошил серым дымом леса”).

Тонкие вопросы

Что привлекло внимание героев в лесу?

Было ли им интересно наблюдать природу? Какие приметы осени еще остались?

Толстые вопросы

Почему Паустовскому и Рувиму было трудно оставаться дома в первый зимний день?

Объясните, что значат слова: зима хозяйничает над землей?

Предположите, что чувствовали герои?

Учащиеся отвечают П: свободная ориентация в тексте произведения, смысловое чтение

К: умение слушать и понимать других

Учитель предлагает учащимся поделиться на группы и раздает картинки с изображением растений и животных.

Отберите картинки с изображением растений и животных, названия которых упомянуты в рассказах Паустовского.

Можем ли мы сказать, что Паустовский всматривается и вслушивается в окружающий мир? Почему Паустовский так точно описывает природу?

“Нельзя писать книги и не знать, что такое предрассветный ветер или глухая ночь под открытым небом в октябре. Писательство несовместимо с изнеженностью, с комнатной скукой, с пренебрежением к природе. У писателя должны быть руки не только покрытые мозолями от пера, но и потрескавшиеся от речной воды”, - говорил Паустовский.

Писатель стремился показать нам светлый мир прекрасного, который окружает его в повседневности, передать духовное богатство, которое заключено в скромной русской природе, еще раз напомнить о простом человеческом счастье.

Рассказ “Прощанье с летом имеет не только прямое, но и символическое значение: писатель с легкой грустью прощается с веселой и шумной жизнью летней поры, полной труда, радости и приключений. Но, по существу, сам не зная того, прощается с мирной жизнью. Это было последнее мирное лето 1940 года, следующее лето не было таким счастливым и беззаботным, потому что началась война.

Что объединяет всех героев рассказов?

 

 

Рябина, брусника, ряска, крапива, снегири, синицы, плотва...

 

 

Он сам ее наблюдал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любовь к природе, любознательность, умение видеть прекрасное в обычном...

Л: формирование чувства сопричастности, гордости за свой край

Л: осознание жизненных ценностей

К: умение владеть монологической и диалогической формами речи

К: работа в группах, ведение диалога, умение договариваться, сотрудничать

 

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений Из каких источников складывается характеристика личности писателя?

Учитель предлагает учащимся составить кластер

Р: сравнение, умение анализировать, делать выводы

П: поиск и выделение необходимой информации

К: речевая деятельность, умение оформлять свои мысли в устной форме

Подведение итогов учебного занятия На слайде слова:

“Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной природе невозможна без любви к ее природе”. “...я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Россию на самые прославленные красоты земного шара”. Как вы понимаете их?

Паустовский любил и знал родную природу, язык народа, был настоящим гражданином  Л: осознание и принятие жизненных ценностей П: обобщение, умение делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы
Этап рефлексии Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заполнив рефлексивную карту:

- Сегодня на уроке у меня получилось... мне понравилось... возникли следующие трудности...

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняя рефлексивную карту Р: навыки рефлексии, самооценки; учащиеся осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Инструктаж о выполнении домашнего задания Учитель предлагает записать домашнее задание