ВВЕДЕНИЕ
Формирование речевой культуры младших школьников является одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Это определяется задачами образования на современном этапе развития общества и государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, которые заявлены в программах для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС НОО. В данных документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала младшего школьника, повышения культуры речевого общения. В соответствии с обозначенными требованиями важным направлением является развитие культуры речевого общения. Культура речевого общения – это понятие многозначное, включающее владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики, стилистики) в процессе общения и речевое поведение в соответствии с нормами этикета.
Культура речи включает в себя три аспекта: нормативный, коммуникативный, этикетный.
Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; созвонимся, а не созвонимся; согласно приказу, а не приказа).
Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет выбор речевого жанра; объём высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог); приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).
Какую задачу ставит перед собой педагог, говоря о «формировании речевой культуры»? И здесь на первое место выходит развитие умения слушать, определять коммуникативную задачу (чего я хочу добиться), осознавать свою речь, делать ее произвольной и уметь адекватно подбирать языковые или речевые средства для достижения поставленных целей – это есть этикетный аспект.
Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации фгос НОО
Современная методическая литература предлагает нам самые разнообразные технологии, направленные на всестороннее развитие речи учащихся. Не секрет, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель, наряду с традиционными подходами, должен применять более творческие, креативные виды работ по развитию речи, активно применяя ИКТ.
Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с удовольствием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для обозначения темы.
2. Как сопровождение объяснения учителя.
3. Как информационно-обучающее пособие.
4. Для контроля знаний.
5. Для организации проектной деятельности младших школьников.
Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяет развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствует активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяет словарный запас и кругозор детей, увеличивает речевую активность, формирует навыки правильной речи. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить учебный процесс, делает его выразительным. В использовании ИКТ учителем можно выделить такие преимущества, как: информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.
С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью на уровне текстов. Выглядит логичным начинать работу по развитию речи младших школьников с лексического уровня.
Виды словарной работы:
- показ самого предмета или его изображения;
- подбор антонимов, синонимов или описательных оборотов к слову;
- составление словосочетаний и предложений с трудными, новыми словами;
- объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения;
- поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет;
- этимологический анализ или этимологическая справка;
- нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем – их коллективный разбор;
- использование ребусов, кроссвордов, чайнвордов;
- составление логической цепочки слов.
Систематическая, кропотливая работа над словом способствует обогащению, уточнению, активизации словаря, устранению нелитературных слов, позволяет плавно перейти к работе над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень):
- построение предложений по образцу;
- построение предложений на основе усвоенных закономерностей, определённых правил;
- творческое построение упражнений без опоры на образец либо определённую конструкцию;
- выделение словосочетаний из предложения;
- установление связей между словами с помощью вопросов;
- составление самостоятельных словосочетаний.
При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.
Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Скороговорки развивают артикуляцию, формируют навык чёткого произношения звуков, умение пользоваться силой голоса, интонационными средствами, а также приобщают детей к устному народному творчеству.
Формы работы со скороговоркой могут быть различными:
- проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно);
- проговаривание, сопровождаемое определенными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями …);
- импровизационная исценировка скороговорок;
- создание скороговорных приветствий;
- конкурс на звание чемпионов по скороговоркам;
- письмо скороговорок по памяти.
Другим эффективным средством развития речи учащихся, а также формирования личностных качеств, привития интереса к культуре и обычаям страны, является использование пословиц и поговорок. Скучную и малопродуктивную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык».
Пословицы, которые дети сумеют «перевести» на русский язык:
- Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.) Примерные варианты ответов:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Шило в мешке не утаишь.
Интересны и другие виды заданий:
- доскажи пословицу;
- вместо точек вставь названия животных;
- соотнеси пословицу и картинку;
- составь пословицу;
- «Кто больше?» (вспомнить пословицу на определённую тему).
Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.
Приёмы работы с загадками очень разнообразны:
- звуковой анализ отгадок;
- подбор педагогом загадок так, чтобы слова - отгадки объединяла одна орфограмма;
- отгадывание кроссвордов из загадок;
- сочинение загадок;
- словарная работа (тематические загадки о временах года, животных и т.д.);
- определение темы урока с помощью загадок.
Переходя к третьему уровню развития речи, собственно к технологиям развития связной речи, необходимо помнить о непременном условии работы над любым видом текста – осмысленное восприятие и чтение материала.
Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогают различные виды пересказов:
- полный и сжатый пересказы;
- пересказ по плану;
- творческий пересказ от лица литературного персо пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения;
- выборочный пересказ;
- пересказ по ролям с инсценированием;
- заучивание текстов наизусть.
Развитию способности аналитического мышления, навыка осмысленного восприятия произведений способствуют такие виды упражнений, как:
- самостоятельное озаглавливание текста;
- составление плана текста;
- создание текста по предложенному заголовку;
- анализ и корректировка текста с нарушенным порядком предложений;
- нахождение в тексте смысловых пропусков;
- корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи.
Развитию же творческого, образного мышления, умению рассуждать логически, чётко, ёмко, кратко и выразительно оформлять речевое высказывание, помогут такие виды работ, как:
- создание книжек-малышек с собственными загадками, небылицами, сказками;
- придумывание похожих историй;
- составление историй по картинкам;
- придумывание продолжения истории;
- придумывание иной концовки произведения;
- придумывание рекламы к произведению;
- придумывание монолога-оправдания какого-либо поступка от лица героя, его совершившего;
- придумывание монолога-порицания литературного героя, совершившего отрицательный поступок;
- сочинение писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения;
- составление устного рассказа на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повество- вание, рассуждение;
- составление кратких аннотаций (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное про- изведение по заданному образцу;
- высказывание своего отношения к герою и его поступкам;
- составление письменного описания характеристик героя;
- составление письменных ответов на вопрос;
- создание текстов по аналогии;
- написание отзывов о прочитанной книге.
Всё это помогает обучающимся вырабатывать навык самостоятельного обучения: пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой, а также осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от поставленной цели.
Было бы в корне неверным при освещении современных технологий развития речи обойти стороной работу с таким явлением народной культуры, как сказки. Именно они помогают ребёнку через речь реализовывать своё воображение, развивать творческую фантазию, воспитывать нравственные ценности.