Литература
-
Методическая разработка урока по литературе «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны». 6-й класс 2022
Цели урока: знакомство с военной поэзией, воссоздание картины эпохи; формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне через жанр интервью; воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции обучающихся; развитие творческих способностей.
-
Методическая разработка урока по литературе для 10-х классов по теме: "Кто он?.. Стало быть, подлец?!" (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2007
Урок раскрывает сущность образа Чичикова, учитывая как положительные, так и отрицательные качества.
-
Методическая разработка урока по литературе для 6-го класса на тему «Национально-патриотический пафос героической баллады "Робин Гуд и золотая стрела"» 2009
Урок помогает закрепить понятие "народная баллада", выявить жанровые особенности баллады, научить ребят проводить самостоятельное исследование текста.
-
Методическая разработка урока по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита" 2010
Наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, из текста вообще, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение – является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы.
-
Методическая разработка урока по теме "Произведения М.М. Пришвина о природе". 6-й класс 2014
Цель урока – способствовать развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания художественного произведения.
-
Методическая разработка урока по теме «Данко – герой, способный на подвиг» 2021
Цели урока: показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
-
Методическая разработка урока по теме: "Пейзаж в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2006
Представляю урок литературы в 7-м классе по программе А.Г. Кутузова по теме "Художественный образ в литературном произведении". Это восьмой урок по плану. На данном уроке учащимся предоставлена возможность исследовать роль выразительных средств в тексте, роль пейзажа в повести Н.В. Гоголя. Учащимся дается возможность как под руководством учителя, так и самостоятельно развивать речь. Урок способствует развитию самостоятельности и коммуникативности.
-
Методическая разработка урока родной (русской) литературы для учащихся 5-го класса по теме «Благородный рыцарь Вася» (по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася») 2020
Цель урока: познакомить с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и понятием «рыцарство»; развивать умения прогнозировать события, устанавливать логические связи в сюжете произведения, анализировать информацию; воспитывать у учащихся понятие истинной красоты, благородства.
-
Методическая разработка урока русской литературы "Вы все будете жить! " по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2009
Повесть В.Закруткина "Матерь человеческая" - гимн простой русской женщине, бессмертию рода человеческого, великому разуму жизни. Чистота и праведность образа Марии, высота и сила ее духа, выкованного в невыносимых страданиях. Жизнь - трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила. Ассоциация образа Марии с образом России, великой в духовной мощи. Христианские мотивы в повести. К уроку прилагаются презентация и буклет.
-
Методическая разработка урока с использованием стратегий РКМЧП "Идеал" и "Уголки" по рассказу Лескова "Человек на часах" 2008
В методической разработке уроков по рассказу Лескова представлен опыт работы по использованию стратегии «Идеал» и «Уголки» в технологии РКМЧП. Учащиеся предлагают возможные пути решения проблемы, вставшей перед героем, оценивают его поступок с разных точек зрения, проводят параллели с современной жизнью.
-
Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям 2020
Данная методическая разработка отражает новое видение урока в системе внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности. Показывает особенность построения урока смыслового чтения по технологии развития критического мышления (ТРКМ) как средство развития умения работать с текстом, понимать его и в результате освоения теоретической и практической частей – создание анимационных фильмов по изученным художественным произведениям 5–9-х классов.
-
Методическая разработка урока-беседы по рассказу М.А. Булгакова "Морфий" 2007
С медицинской точностью автор ведет повествование, избирая форму дневника наркомана-морфиниста, показывая путь от эйфории, сладкого забытья, которое приносит наркотик на первых стадиях привыкания, до полной моральной и физической деградации личности, того, чем неминуемо заканчивается жизнь наркомана.
-
Методическая разработка урока-игры по литературе "Крестики-нолики" по произведению В.Ю. Драгунского "Девочка на шаре" 2008
Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Основная идея конкурсов: от способности каждого зависит успех всей команды.
-
Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино" 2015
Статья посвящена проблеме использования активных методов обучения на уроках литературного чтения для развития читательских компетенций младших школьников. Для решения данной проблемы на практике использовались нетрадиционные формы организации урока. Среди них – урок-игра.
-
Методическая разработка урока-письма 2010
На уроке рассматривается проблема эпистолярного жанра в наше время.
-
Методическая разработка урока, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы 2024
XXI век… Век Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в Интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто, но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Особая роль при этом принадлежит педагогу – задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.
-
Методическая разработка урока: "А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор"" 2022
Цели урока: провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли, вырабатывать навыки анализа текста в единстве формы и содержания, закрепить навыки самостоятельной работы; формировать уважение к таким нравственным ценностям как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть, ответственность за свои поступки.
-
Методическая разработка учебного занятия по литературе (фольклору) "Бабина каша" (семейно-бытовой родильный обряд) 2008
Данное учебного занятие разработано для учащихся 8-го класса по авторской программе "Русский эпический фольклор и обрядовая поэзия" в рамках работы "Школы русской национальной культуры". Традиции, обряды, обычаи - это ядро культурной памяти народа, где глубоко кроются корни национального своеобразия, проявляющиеся в формах повседневной жизни, семейно-бытовых представлениях.
-
Методическая разработка. Кейс-технология на уроках литературы. Литературоведческий кейс "Парадоксы поэзии" 2023
Цели уроков: знакомство с поэзией А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, её интерпретация, эстетическая оценка.
-
Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9-м классе с элементами метапредметного подхода по теме «Анализ главы «Отрочество» из повести Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность"» 2020
Цели урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, использовать их в новых условиях; на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
-
Методическая разработка. Урок мужества. «Поклонимся великим тем годам!» 2021
Цель урока: развитие патриотических чувств у обучающихся; воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну; активизация творческих способностей и познавательной деятельности; развитие интереса учащихся к творческому наследию военных лет.
-
Методическая рекомендация по разработке и проведению интегрированного квест-урока «Тропою Пушкина» 2023
Предложена методика проведения интегрированного квест-урока по предметам русская литература и английский язык. Мероприятие основано на знаниях пройденного материала по произведениям А.С.Пушкина, а также предполагает знания английского языка. Данный урок проведен в рамках предметных недель по общеобразовательным предметам с целью разнообразить учебный процесс, активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, расширить сферу их интересов.
-
Методические аспекты применения фанфиков на уроках литературы в системе среднего профессионального образования 2020
В статье проводится анализ практик применения на уроках литературы произведений, созданных по мотивам исходного текста, расширены представления о возможностях использования фанфикшн-текстов в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций, определена роль фанфикшн как средства литературного развития и приобщения студентов к чтению классической литературы.
-
Методические и литературоведческие вопросы изучения романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» в школьной практике 2020
Как построить изучение романа «Белая гвардия», какой путь рассмотрения выбрать, чтобы обучающиеся запомнили, о каких событиях идет речь, и могли соотнести их с конкретными жизненными проблемами? Поможет рассмотрение романа М.А.Булгакова в контексте сопоставления с «Капитанской дочкой» А.С.Пушкина. Речь идет, прежде всего, о пушкинских мотивах в данном тексте М.А.Булгакова. Выбирая путь сопоставления двух романов, мы решаем многие задачи обучения и воспитания, прежде всего − патриотические.
-
Методические материалы к теме "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…" (7-й класс. Три урока в системе) 2010
Методическая разработка к урокам литературы в 7-м классе содержит рекомендации по планированию уроков и проект второго урока по теме: «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
-
Методические материалы к уроку по рассказу А.Костюнина «Рукавичка» 2016
Цели урока: организовать процесс восприятия текста по типу деятельности; обеспечить мотивацию, заинтересовать учащихся и провести целенаправленный анализ текста, т.е. частичный понятийно-направленный лингвистический анализ текста; продолжить работу над разграничением повествования и описания; тренировать учащихся в использовании языковых средств для создания образности, субъективности, конкретности речи.
-
Методические предложения по изучению драматургии 70—80-х гг. в школе. Урок по пьесе Н.Садур "Ехай" 2003
Драматургия "новой волны" должна найти свое место среди обзорных тем школьной программы. Авторы пьес 70-80-х гг. затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей. Предлагаем вашему вниманию урок по пьесе Н. Садур "Ехай". Это произведение отличается своеобразным подходом к теме одиночества, душевной чуткости, проблеме человеческих ценностей и смысла жизни.
-
Методические приемы изучения духовных стихов в школе 2012
В статье предлагаются возможные варианты методических приёмов, которые могут быть использованы при проведении уроков литературы по изучению духовных стихов. Внимание уделяется творческим и групповым заданиям, которые будут в большей степени способствовать расширению учебного потенциала обучающихся.
-
Методические разработки к урокам в 10-м классе по теме "Своеобразие лирики Ф.И. Тютчева" 2009
Данный материал представляет собой методические разработки к урокам по творчеству Ф.И. Тютчева: информация для вступительного слова учителя, иллюстративный материал в виде презентации, вопросы для практической работы по анализу художественно-выразительных средств в лирике Тютчева, образцы конкретных методик анализа лирического стихотворения: стиховедческого анализа и целостного анализа с опорой на картограмму.
-
Методические рекомендации «Упражнения для формирования навыков беглости и правильности чтения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» 2022
Данный сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы научить детей бегло и правильно читать. Упражнения способствуют тому, что учащиеся постепенно овладеют читательскими умениями, которые необходимы для успешного обучения в начальной и за её пределами. Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих отработку чёткости и правильности чтения, а также развитие скорости чтения. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров быстро и правильно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся. Уроки чтения должны обеспечивать детям интенсивное развитие мышления, памяти, речи и воображения.