Методическое пособие "Мои штрихи к урокам литературы по поэзии «Серебряного века»"

Разделы: Литература

Ключевые слова: поэзия Серебряного века


…Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда»,
то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Г.И.Успенский

Мои штрихи к урокам литературы по поэзии «Серебряного века».

Почему я назвала данную разработку «штрихами»? Материал, изложенный в ней, является лишь вспомогательным средством для подготовки к тому или иному уроку по творчеству поэтов «Серебряного века». Диапазон подготовленного мною материала не столь обширен, как это необходимо учителю для проведения уроков в 11 классе, отведённых в «Рабочей программе» по этой теме. Но думаю, что пригодится, если в него заглянуть.

Анализ стихотворений А.А.Блока из «КНИГИ СТИХОВ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»

Анализ стихотворения А.Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

Выразительное чтение стихотворения.

Дата написания - 4 июня 1901г., время, когда поэт находился под влиянием философии Вл. Соловьёва о Вечной Женственности, о Мировой Душе.
Место в творчестве: это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе СИМВОЛИЗМА.

Тема: "Ожидание встречи с НЕЙ".

Проблема: Сомнение лирического героя в том, что может узнать ЕЁ, так как облик ЕЁ, обретя земное воплощение, может измениться и утратит свою индивидуальность.

Какие слова передают это переживание?

«Года проходят мимо»,

«Молча жду, тоскуя и любя».

«Страшно мне: изменишь облик ТЫ».

«О, как паду и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты…»

Как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения? (от трепетного ожидания встречи с НЕЙ и всё возрастающей тревоги до отчаяния в надежде на встречу, что для лирического героя равносильно смерти).

Какими художественными приёмами создаётся облик ЕЁ? (Наблюдения над лексикой, символикой, стилистикой).

- Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой: «весь небосвод в огне - и ясен нестерпимо», «лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, при этом автор использует приём анафоры: «весь горизонт в огне», «как ясен горизонт» - возникает образ ДЕВЫ - ЗАРИ, КУПИНЫ.

Чувство надежды на появление ЕЁ передано возвышенной лексикой: «предчувствую», «в облике», «как паду горестно и низко» «не одолев смертельныя мечты».

Обращение к НЕЙ: ТЫ, ТЕБЯ - с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.

Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик - от соприкосновения с миром хаоса. На этой тревожной ноте и заканчивается стихотворение.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»

Выразительное чтение стихотворения.

Дата написания 25 октября 1902 г.

Тема: «Ожидание появления Прекрасной Дамы».

Какое чувство положено в основу стихотворения? (Ответы: Напряжённое, страстное чувство ожидания встречи с НЕЙ и преображения окружающего мира с ЕЁ появлением)

Какими словами передано это переживание? (Ответы: «вхожу в храмы», «совершаю обряд», « жду», «дрожу от скрипа дверей»)

С помощью каких средств передан образ Прекрасной Дамы? (Возможные ответы: Он создан силой воображения лирического героя и передан метафорами, такими как: «улыбки, сказки и сны», которые бегут «высоко» по карнизам)

Этот образ может показаться странным, но он передаёт непосредственность переживаний человека. Чувства и восприятие лирического героя так обострены, что для него они обретают видимость и реальность конкретного образа: «Милая», «Величавая», «Святая»… «Вечная Жена» хотя и предстаёт в неясном, туманном облике: «…Образ - лишь сон о НЕЙ», - но этот «озарённый» Образ, ЕЁ «отрадные черты» передают благоговейное поклонение и трепет, которые испытывает лирический герой.)

С помощью какой символики подчёркивается «небесное» в облике Прекрасной Дамы? (Возможные ответы: «Мерцанье красных лампад», «ризы», «озарённый Образ», «ласковы свечи» - всё это соединяет символический образ Прекрасной Дамы с образом религиозным: Богоматери, животворящего начала. Всё, что касается Прекрасной Дамы, написано с заглавной буквы, и за НЕЙ закрепляется определённое пространство - «высота».)

Как же в этом стихотворении выразилось мировоззрение А.Блока о Мировой Душе? (Возможные ответы: В стихотворении выражено ожидание гармонии мира. Вера в его преображение подчёркнута в заключительных строчках: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи,/ Но я верю: Милая - Ты.»).

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате…».

Время написания стихотворения:13 мая 1902года.

Тема стихотворения: «О любви к женщине и встречах с ней».

Можем ли мы сказать, что в этом стихотворении гораздо меньше символических «знаков», нежели в двух предыдущих стихотворениях? (Комментарий: Стихотворение не исключает реальных примет и признаков окружающей жизни, здесь мы находим подлинные очертания «зримого мира»: залив, весло, рябь, камыш, белое платье. И всё-таки есть символика, связанная с НЕЙ: «вечерние свечи», «бледная краса», «лазурная тишь».)

Каким предстаёт перед нами в этом стихотворении лирический герой? (Комментарий: Мы улавливаем противоречивость чувств героя: с одной стороны, «всё померкло, прошло, отошло»…, - и его влечёт земная женщина , а с другой - он с грустью говорит о том, что утратил « утончённость мечты».)

Каков основной мотив этого стихотворения? (Комментарий: Это скорее всего мотив пробуждения лирического героя от мистических видений и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни. Победила человеческая влюблённость: «белое платье», «белый стан» - приметы молодой женщины, в которой угадывается Л.Д.Менделеева. Белый цвет - символ чистоты, святости, а «золотое весло» в её руках - знак очень дорогого, ценного.)

Анализ стихотворения «Я и молод, и свеж, и влюблён…»

Время написания стихотворения:31 июля 1902 г.

Тема стихотворения: « Ожидание свидания с любимой женщиной».

Какие слова в стихотворении передают это чувство? (Возможные ответы: «я влюблён, в тревоге, в тоске и в мольбе», «неизменно склонённый к тебе» - передано молитвенно - трепетное ожидание встречи с НЕЙ. «Неизменно» - т.е. навсегда - звучит как клятва).

С помощью каких художественных средств передано это чувство ожидания? (Возможные ответы: Любовь героя к героине и ожидание свидания с ней представлены в метафорической форме: «склонённый клён» - влюблённый «я», «широкий шатёр», «в зелёной тени».)

Каким предстаёт образ ЕЁ? (Комментарий: лицо, обращённое к «звёздам» - символическое художественное пространство, отведённое Прекрасной Даме, «ароматные слёзы хвалы» - чувство радости, счастья, блаженства, ГАРМОНИИ - того, к чему стремится душа лирического героя.)

Анализ стихотворения «Я отрок, зажигаю свечи…»

Время написания стихотворения: 7 июля 1902 г.

Тема стихотворения: «Ожидание встречи с НЕЙ».

В каком облике предстаёт лирический герой? (Герой - отрок, принадлежит к нижнему миру, отдаёт себя ожиданию ЕЁ - своего идеала, ему приданы черты послушника, земного человека, трепещущего в ожидании явления возлюбленной.)

Как изображена ОНА, Прекрасная Дама? (Комментарий: Героиня, как и во многих стихотворениях, навеянных ЕЁ образом, невидима и неслышима, вся принадлежит идеальному, неземному миру: «ОНА без мысли и без речи// На ТОМ смеётся берегу». ЕЁ сфера - «тот берег» - свидетельство неземной сущности бытия, соотнесённость ЕЁ с высшей реальностью. С НЕЮ связано ощущение недосказанности: «сумрак мутно - голубой, «туманная завеса», что подчёркивает ЕЁ бесплотность, «непостижимость»)

Можно ли сказать, что данный лирический сюжет - поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о двоемирии? (Возможные ответы: Да, в данном стихотворении выражена мечта о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине для преодолении мира хаоса и установления гармонии.)

Послесловие

В 1911году Андрей Белый опубликовал книгу «Арабески», в которую включил статьи, полемически заострённые против Блока, некогда «изменившего» былым божествам и идеалам. Блок спокойно и решительно разъяснял Белому, ни в чём его не упрекая и НИ ОТ ЧЕГО в своём творчестве не отрекаясь: «таков мой путь…теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все мои стихи вместе - «ТРИЛОГИЯ ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЯ» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятию, «возмездию» - к рождению человека «общественного» художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный материал, вглядываться в контуры «добра и зла» - ценою утраты части души)… (1911).

Блок считал, что самое высокое и прекрасное, что есть на земле и прекраснее чего быть не может, - это человек, и не случайно именно «вочеловечение» видел он как самое главное и основное в своём жизненном и творческом развитии.

Пресс-конференция по творчеству А.А.Блока в 11 классе

«Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен…»

Цели и задачи:

  • расширить представления учащихся о личности и творчестве А.А.Блока,
  • активизировать познавательную деятельность и интерес к углублённому изучению литературоведческого материала, побуждать к проявлению исследовательской деятельности в изучении предмета.

Звучит одна из прелюдий С.В.Рахманинова.

1. Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы будем говорить о поэте, стремившемся «безумно жить: всё сущее - увековечить, безличное - вочеловечить, несбывшееся - воплотить». Имя этого поэта - Александр Александрович Блок. Значение его творчества невозможно переоценить. Он - слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днём, а свет поэзии льётся мерно, величаво и гордо.

Поэзия - великая держава,
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась…всё - таки сама.
Поэзия, твоя столица - Пушкин,
Заснежен, строг и страстен город Блок.

Первая страница пресс-конференции

1-й Ведущий:

- Мы открываем пресс-конференцию, посвящённую творчеству А.А.Блока словами М.Горького: «Блоку - верьте. Это настоящий - волею божией - поэт и человек бесстрашной искренности»…

1-й чтец:

Шёл всё выше он тропами Данте,
Опалёнными тёмным огнём,
Но великая честность таланта
Свет зари положила на нём.

В путь далёкий его провожали
Через радуги огненный мост
Гамаюн - птица гордой печали
И предвестник грозы - Алконост.

И, как песни слова огневые,
Перед ним в грозовой тишине
Встал сверкающий образ России,
Прискакавшей на алом коне.

Страстной правдой горевшее слово
Он от пламени сердца зажёг.
И народ не забудет простого ,
Благородного имени - Блок.

Звучит песня А.Дольского «Алые паруса»

2-й Ведущий:

Готовясь к пресс- конференции, мы узнали, что Александр Александрович Блок прошёл через грозы конца 19-го и начала 20-го века. При этом остался человеком обострённой честности и бескомпромиссности. Писал стихи всю жизнь. Они были его добровольной, прекрасной кабалой и вольной волей. «Вся моя жизнь - в моих стихах», - писал Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много замечательных страниц в этой книге. Откроем одну из них и побываем в «Стране Прекрасной Дамы». Именно так называется 1-й сборник стихов, написанных в 1901-1902 годах. Эпиграфом к этой странице мы взяли слова поэта:

Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо -
Всё в облике одном -
Предчувствую Тебя…

Это одно из стихотворений, посвящённых Ей - Прекрасной Даме.

1- й Ведущий:

1898 год… Юный поэт только что окончил гимназию. Ему 18-й год.

Он был очень красив: высокий, стройный, с вьющимися пепельными волосами и зеленовато - серыми глазами, со сдержанными, точными движениями. ...Любимое Шахматово… После напряжения гимназических экзаменов какое удовольствие скакать на лошади, часами бродить по своим любимым местам! Во время одной из таких прогулок он вспомнил, что жена учёного Д.И.Менделеева приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово. А дальше произошло вот что:

Фруктовый сад, розовая девушка, лепестки яблони… Так произошла встреча с Любовью Дмитриевной Менделеевой. 27 июля было написано Блоком первое стихотворение, продиктованное чувством к этой розовощёкой, золотоволосой девушке. Всего стихов, ею навеянных, ей посвящённых, будет более восьмисот.

2-й Чтец:

Пусть рассвет глядит нам в очи,
Соловей поёт ночной,
Пусть хоть раз во мраке ночи
Обовью твой стан рукой.
И челнок пойдёт, качаясь
В длинных тёмных камышах,
Ты прильнёшь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах.
Пой, любовь, пусть с дивной песней
Голос льётся всё сильней,
Ты прекрасней, ты прелестней,
Чем полночный соловей!

Звучит музыка Рахманинова.

3-й ведущий:

Ну а Любовь Дмитриевна? Она охотно слушала и читала стихи, навеянные мыслями о ней. Именно стихи сближали её и юного поэта. «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но где всё певуче, всё недосказано, где эти прекрасные стихи всё же идут от меня… Я отдалась странной прелести наших отношений. Как будто и любовь…, но в сущности - одни разговоры…», - вспоминала она.

Однако через 4 года, 17 августа 1903 года, их свадьба состоялась.

Трудная это была и всё же благородная судьба - стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.

3-й чтец:

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит , озарённый,
Только образ, лишь сон о ней .
О, я привык к этим ризам
Величавой, Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: милая - Ты!

1-й Ведущий: Ребята, какие есть вопросы по Первой странице пресс-конференции?

Звучит вопрос аудитории: «Как связана поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван 1-й сборник стихов?»

1-й Ведущий: Поэт начал свой литературный путь в рядах символистов, возглавляемых Вл.Соловьевым, Гиппиус, Мережковским. Идеологом символистов был Брюсов. Символисты пытались творить о жизни «сладостные легенды», открещиваясь от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики. В цикле стихов о Прекрасной Даме нашли отражение любовь к будущей жене и увлечение философскими идеями В.Соловьёва о Душе Мира, Вечной Женственности, которая может примирить Небо и Землю и спасти от Катастрофы мир через духовное обновление. А ощущение катастрофичности бытия - одна из характерных черт эпохи начала 20-го века, связанное с войнами и революциями : надвигалась русско-японская война , первая русская революция. Это были «года глухие», «страшные годы», и юному поэту, романтически настроенному, была близка мысль, что через высшую любовь Человечество станет чище. Кто же она, блоковская Прекрасная Дама? Земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. Юному поэту кажется, что то, что он испытывает, - не любовь, а выше всякой любви. Он обожествлял свою возлюбленную, воспевал в стихах, относился к ней как к существу высшему, неземному.

3-й Ведущий:

- Чтобы понять Блока, нужно проникнуть в его мир. Сквозь мрак времени поэт мучительно рвался к ясному слову:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном - предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне, и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя,
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко,
Но страшно мне: изменишь облик Ты!

Звучит вопрос аудитории: «Как связана юношеская поэзия Блока с темой России?»

2-й Ведущий:

- В юношеской лирике поэта отчётливо видна связь с Россией, с русской природой, с русской стариной. Барышни и царевичи, волшебная птица Гамаюн, вечерняя песня жницы - за всем этим стоит типичный русский пейзаж, то, что окружало поэта: поля, леса Подмосковья, обстановка усадебного быта, в которой завязался его роман с «розовой девушкой». Прекрасная Дама нисходит со сферических высот к нам, земным людям, и оказывается девушкой с тяжёлой золотой косой:

Скрипка стонет над горой,
В сонном парке вечер длинный,
Вечер длинный - Лик невинный,
Образ девушки со мной.
Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: «Живи…»
Образ девушки любимой-
Повесть ласковой любви.

Первый сборник лирики Блока останется навсегда в русской и мировой поэзии страстной исповедью чистой юношеской любви к той, которую поэт возвёл в таинственный сан Девы - Зари, Прекрасной Дамы.

Звучит музыка Рахманинова, под неё звучит стихотворение «О доблестях, о подвигах , о славе…»

4-й Чтец:

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому,
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл твоё прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем.
Я звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась.
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю. Где приют своей гордыне
Ты , милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю. Мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

2-й Ведущий: Наверное, это пронзительное прощание с молодостью и любовью. В сущности, перед нами один из вечных сюжетов: он любит до самозабвения, а она уходит.

Звучит муз. «Женщины, Ваше Величество»

Вторая страница пресс-конференции

1-й Ведущий:

Мы открываем следующую страницу пресс-конференции. Она называется «Навстречу жизни».

Эпиграфом взяли слова:

Барка жизни встала
На большой мели,
Громкий крик рабочих
Слышен издали…

5-й Чтец:

Плачет ребёнок. Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.
В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы,
Руки, как травы, бледны и нежны…
Ветер колышет их влево и вправо.
Шепчет и клонится злак голубой.
Пляшет горбун под луною двурогой.
Кто-то зовёт серебристой трубой.
Кто-то бежит озарённой дорогой.
Бледные девушки встали из трав,
Подняли руки к познанью, к молчанью,
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.
В роще косматый беззвучно дрожит.
Месяц упал в озарённые злаки.
Плачет ребёнок. Ветер молчит.
Близко труба. И не видно во мраке.

Вопрос аудитории: «Почему 2-й сборник Блока называется «Распутья»?

1-й Ведущий:

Для «отрешенья» от жизни Блок был слишком велик, поэтому не мог сохранить поэтическую уединённость среди надвигающихся гроз русской действительности. К юношеской, самой безмятежной книге поэта «Стихи о Прекрасной Даме» примыкает цикл «Распутья». На «инока» храма «Прекрасной Дамы глянула из синей бездны пустота. И он заметался в великом смущении, в поисках чего-то иного, достоверного - заметался - уже на всю жизнь.

Этот цикл открывается стихотворением, тесно связанным с предыдущей книгой , «Я их хранил в приделе Иоанна»:

Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж, - хранил огонь лампад.
И вот - Она, и к Ней моя Осанна -
Венец трудов - превыше всех наград.

Звучит муз. Рахманинова

2-й ведущий:

Творческий гений Блока, его бесконечная тревога , обострённая совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошёл его обличающий голос:

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.

Вопрос аудитории: «Как приобщался Блок к реальной действительности?»

2-й Ведущий:

Жизнь Блока совпала с эпохой заката царизма. Завершилась она эпохой «распутинщины». Сам самодержец российский покорился заклятиям ошалевшего деревенского ведуна. Углубился разрыв между народом и интеллигенцией. Лучших людей томила тоска не от ожидания рассвета, а оттого что рассвет никогда не наступит. Поэт стремился подняться на высоту понимания исторических задач, стоящих перед родиной и народом.

И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

Прежнее равнодушие к общественно - политическим событиям сменилось интересом к борьбе народа за свободу. Революция открыла Блоку «подлинное лицо проснувшейся жизни», пробудила в нём ответственность за писательское дело. В октябре 1905 года он участвует в одной из демонстраций, несёт во главе её красное знамя. Поэзия Блока всё больше проникается патриотическим духом. В ней звучит взволнованный голос поэта . Блок не щадит и самого себя за то, что ему не хватает гражданской отваги, что, искренне скорбя о несчастных, он «хочет и не смеет убить».

3-й Ведущий:

Вскоре Блок создаёт стихотворение, резко отличающееся от всего написанного ранее, - «Фабрика». Поэт с новой вершины глянул на мир и увидел, что кроме Прекрасной Дамы есть ещё и согнутые спины, на которых « тяжело лежит работа». Для него наступает пора открытий. Скорбная музыка стиха нагнетает ощущение мрачного неблагополучия.

6-й Чтец:

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам- по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он трубным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

3- й Ведущий (подводит итог):

Творчество А.Блока «стремительно мужало» , но никогда не теряло изначального запева юношеской книги «Стихов о Прекрасной Даме».

Звучит вопрос из зала: «Какое место в поэзии Блока занимает поэма «Возмездие»?

3-й Ведущий:

Это одна из лучших поэм. От личных переживаний, связанных , в первую очередь, со смертью отца, а также с уходом из жизни таких людей, как Комиссаржевская, Врубель, Л.Н.Толстой, поэт приходит к широким обобщениям. И ещё - 1910 год - кризис символизма, наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции. Мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека, от личности не остаётся следа, и если даже личность остаётся существовать, то становится неузнаваемой, искалеченной. Так появляется поэма «Возмездие», которая по своему характеру примыкает к ряду «семейных хроник». Эпиграфом к ней Блок взял слова Генриха Ибсена: «Юность - это возмездие».

События 1 главы развиваются на фоне русско - турецкой войны и народовольческого движения в 70-е годы 19 века, в просвещённой семье появляется некий «демон» (во многом прообраз отца Блока), заражённый всеми ядами индивидуализма. 2-я глава - конец 19-го века - начало 20-го века должна быть посвящена «сыну» «демона - отца», наследнику его мятежных порывов (написано только вступление).

3- я глава повествует о том, как кончил жизнь отец, что сталось с блестящим дипломатом, в какую бездну упал когда-то яркий человек. И хотя образу «отца» во многом противопоставлен образ «сына» (он рвётся навстречу грозе и буре революции), мятеж его незрел и бесплоден. Попав в литературно-артистическую среду, которая ничем не могла ответить его устремлениям, он оказывается замкнутым и ограниченным рамками внутрисемейных отношений. Не умея найти русло собственному мятежу, он задохнулся в нём. «Сын» гибнет, так и не увидев перед собой ясной дороги. В этом и заключается «возмездие» - за ошибки, совершённые в юности, рано или поздно приходится отвечать. Умирая в объятиях любимой, он с горечью произносит:

Мария, нежная Мария,
Мне пусто, мне постыло жить!
Я не свершил того…
Того, что должен был свершить…

7-й Чтец:

Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твёрдо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет твёрд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

8-й Чтец:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна,
Под умный говор сказки чудной
Уснуть красавице не трудно, -
И затуманилась она,
Застав надежды, думы, страсти…
Но и под игом тёмных чар
Ланиты красил ей загар:
И у волшебника во власти
Она казалась полной сил,
Которые рукой железной
Зажаты в узел бесполезный…
Колдун одной рукой кадил,
И струйкой синей и кудрявой
Курился росный ладан… Но-
Он клал другой рукой костлявой
Живые души под стекло…

9-й Чтец:

Когда ты загнан и забит
Людьми, заботой, иль тоскою;
Когда под гробовой доскою
Всё, что тебя пленяло, спит;
Когда по городской пустыне,
Отчаявшийся и больной,
Ты возвращаешься домой,
И тяжелит ресницы иней,
Тогда остановись на миг
Послушать тишину ночную:
Постигнешь слухом жизнь иную,
Которой днём ты не постиг;
По-новому окинешь взглядом
Даль снежных улиц, дым костра,
Ночь, тихо ждущую утра
Над белым запушённым садом,
И небо - книгу между книг;
Найдёшь в душе опустошённой
Вновь образ матери склонённый,
И в этот несравненный миг -
Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь -
Всё вспыхнет в сердце благодарном,
Ты всё благословишь тогда,
Поняв, что жизнь - безмерно боле,
Чем guantum satis Бранда воли,
А мир - прекрасен, как всегда.

Звучит мелодия «Ямщик, не гони лошадей…»

3-я страница пресс-конференции

1-й Ведущий:

- Третья страница нашей конференции «Это всё - о России».

Эпиграф к ней: «Твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви…»

Звучит вопрос аудитории: «Можно ли считать, что стихи о России создавались отдельно от других циклов стихов Блока?»

1-й Ведущий:

Однажды во время встречи с читателями поэта попросили прочитать стихи о России. Он ответил: «Это всё - о России». В теме России сливается весь поток лирических тем и мотивов его поэзии. Цикл «Родина», как известно, замыкается гениальным стихотворением «Коршун». А отпочковалось оно от 1- й главы поэмы «Возмездие»:

Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе ястреб кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах…

-Ястребу демонических сил истории Блок противопоставляет незыблемое начало всех начал - Родину. Так возникает самостоятельное стихотворение «Коршун», замыкающее тематическую группу 3-го тома.

2-й Ведущий:

- Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Открещиваться от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики Блок не мог. Житейским правилом и творческим лозунгом поэта стали слова:

Пускай зовут: «Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!»
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта - нет! Покоя - нет!

И он любил этот неуютный мир, родной простор, где история вплеталась в настоящее. Он чувствовал себя неотделимым от неё и стремился неторопливым взглядом окинуть неяркую красоту России:

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога…

Звучит мелодия Рахманинова…

2-й Ведущий:

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя -Россия. Ведь здесь жизнь или смерть. Счастье или погибель», - писал Блок:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь -
В тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь,
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь…

10-й Чтец: «Россия»

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадёшь. Не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.

Вопрос аудитории: «В стихах Блока о России много трагических нот. Значит ли это, что поэт был пессимистом?»

2-й Ведущий:

- Трагическое мировоззрение не имеет ничего общего с пессимизмом, «отрицанием жизни». Он не только не отрицал жизнь, но, напротив, утверждал её в идеальной форме. Обращаясь к традициям русской классической литературы, Блок говорил: «Великие художники России - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой - погружались во мрак, но они же имели силы пребывать и таиться в этом мраке, ибо они верили в свет. Они знали, что рано или поздно всё будет по-новому, потому что жизнь прекрасна». В каждой строчке поэта А.Блока звучит чувство спасительной веры в «новый век». Он любил «весь трепет этой бедной жизни; его вдохновенье приказывало ему: «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен…» Он писал:

И я люблю сей мир ужасный:
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный
И человечески простой…

Звучит песнь о России

3-й Ведущий:

Стихи Блока о России патриотичны. Для него она - надежда и утешение. Это страна огромной, ещё не выявленной мощи. Она никогда не пропадёт, не сгинет - она ведёт на «вечный бой» и указывает путь вперёд, в будущее:

О ,весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта !
Узнаю тебя, жизнь, принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю-
Всё равно: принимаю тебя!

11-й Чтец:

О, судьбы Родины! Печальны и прекрасны.
Россия шла сквозь ярмарки и казни.
Вся в зное войн, вся в заревах, как в зорях,
В кольчугах шла, в кафтанах и камзолах.
Весёлая, насмешливая, злая,
От широты небес до маленького злака,
Пропахшая копытами и боем,
О! Родиною каждый болен.
Её купавами и куполами.
Её свободами и кабалами.
Мой взор чего-то упустить боится.
История, смотрю в твои бойницы…

Учитель: - Притягательная сила стихов А.А.Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесённой в мир великим и благородным поэтом. До нас дошёл его пророческий голос:

Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
«Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!»

Учитель: Наша конференция подошла к концу. Но работа по творчеству А.Блока не закончилась. Дома вам предстоит выполнить задание на выбор:

  1. Сделать письменный анализ одного из стихотворений А.А.Блока, посвящённого России.
  2. Сочинение-эссе или рассуждение об услышанном сегодня на уроке:
  3. «Каким открылся для меня А.Блок - поэт?»

Звучит «Гори, гори, моя звезда» в исп. Штоколова.

См. продолжение статьи