Методы и формы работы над книгой

Разделы: Литература, Иностранные языки, Внеклассная работа

Ключевые слова: чтение книг


Чтение - есть искусство, искусство важное и трудное. Истинными стали слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели»

В области словесного искусства существует два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство читателя.

Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Чтение же рассматривается с двух сторон: что читать и как читать.

Искусный читатель должен: во-первых, если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением; во-вторых, приспособлять способ чтения к цели чтения.

Для того чтобы научиться искусству читать, необходимо знать цели и способы чтения книги.

Цели чтения могут быть самые различные: чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей и т.д., но высшую группу целей составляют: чтение крупных произведений искусства; чтение для изучения какой-нибудь книги или отдельного вопроса и, наконец, для самообразования.

Какую перед собой нужно поставить цель зависит от книги. Например, аналитическую химию или физику читают для образования, а газетный фельетон для развлечений.

Надо только помнить, что от цели чтения зависят его способы.

Способы тоже распадаются на группы. Можно «перелистать книгу», «просмотреть» ее, есть неполное чтение (выборочное) - читают медленно, основательно, но с пропусками; есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом(т.е. для того, чтобы знать только содержание), и, наконец, можно читать книгу «с проработкой» ее содержания. Этот способ вместе с тем есть лучшая школа чтения. Обычно такая работа идет на уроках литературы.

Для того чтобы совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспособляться к любой цели чтения нужно быть идеальным читателем. Чтение такого человека должно быть отчетливым, он будет иметь отчетливое представление о том, что он прочел.

Без правильного и отчетливого умения читать человек не может быть образованным. А без образования нельзя разобраться в современной жизни, понять ее и, значит, нельзя правильно жить и действовать.

Для достижения специальных задач требуются два условия: 1 - приобретение известной суммы сведений из области науки, техники, искусства и т.п. 2 - развитие и углубление душевных сил, способностей, характера.

Но если человек прочтет и запомнит хоть все книги в мире, он не станет от этого образованным, потому что нужны не только сведения, получаемые из книг, нужна еще и особая «культура ума», умение распоряжаться знаниями. Нужно просто уметь работать над книгой.

Прежде всего, нужно понять книгу или какой-то отрывок из нее. Нередко случается, что человек или не понимает прочитанное или понимает, но самым превратным образом. Не понять книги - беда, а превратно понять ее - беда еще горшая. А бывает она, чаще всего, от неумелого чтения, без проработки, вообще по принципу наименьшего труда.

А ведь книгу нужно не просто читать, а прорабатывать. Особенно, если это книга для образования или просто параграф какого-то учебника.

Для этого необходимо выработать много полезных навыков. А именно: 1 - сосредоточиваться на том, что читаешь; 2 - «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи; 3 - «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо; (это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей); 4 - мыслить последовательно и осторожно - целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому пониманию жизни; 5 - наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, - дар, о важности которого многие и не подозревают.

Но существуют и помехи хорошему чтению, например, нетерпеливость ( нет терпения следить за развитием мысли, действия, хочется сразу узнать результат) или лень - лень мышления, лень воображения. Особенно это касается описания чего-либо. Читатель нередко ленится читать описание одежды, природы и просто пропускает эти страницы.

А иногда, читая книгу, человек думает совершенно о другом.

Очень вредна также привычка читать «запоем». Это не только создает дурной навык, но и прямо действует ослабляющим образом на память, внимание, волю. Ведь когда много «глотается» - мало и переваривается.

Для того чтобы правильно работать над книгой действует два пути. Тот, которым чаще всего идут в школе: начинают чтение и проработку с первой страницы, затем двигаются постепенно по частям, «по урокам» далее. Нередко при этом не хватает времени на уроке, чтобы объединить новое со старым, уже прочитанным, и в конце курса выявить общую, единую и цельную схему всей книги.

Но большее сбережение времени и труда и лучшие результаты дает предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой. Для этого нудно получить общее впечатление от книги, познакомиться с нею в общем виде, необходим обзор ее содержания. Для этого нужно узнать тему ее; задачи, которые ставит себе автор; его точку зрения на предмет; план или схему содержания книги; основные мысли ее, основные факты, приведенные в ней и т.п.

Тему обычно указывает уже заглавие книги. А все остальное - в предисловии, введении, оглавлении, заключении книги.

Когда с книгой предварительно ознакомились, можно приступить к самому ее чтению.

А если книга разделена на параграфы, как многие учебники школьников? Первое условие - отчетливо понять параграф. Бывают случаи, что параграф, несмотря на все усилия, понять нельзя. Это следствие недостатка нужных сведений. Значит нужно или вернуться назад и получить недостающие знания из предыдущего параграфа, или же читать дальше, где могут встретиться места, касающиеся этой темы или дающие сведения, нужные для ее понимания. Тогда нужно возвратиться к непонятному параграфу с новым оружием и одолеть его. Отчетливо поняв параграф, читатель должен связать его с другими параграфами главы в одно целое. Прочитав главу, он должен связать ее с другой главой в отдел, отделы - в целую книгу. Окончив книгу, читатель должен «охватить» ее, получить от нее общее, полное и отчетливое в основных подробностях впечатление.

В этой работе самую важную и самую существенную помощь оказывает конспект. Для того чтобы написать конспект прочитанной книги надо: 1 - выделить из нее все существенное, основное; 2 - связно изложить. Как это будет сделано - зависит от самой книги, от целей читателя; от его опята и умения. Конечно, конспект исторической книги имеет другую форму, чем конспект книги по математике.

Работа над конспектом имеет две стороны. 1 - надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного в книге, притом в наиболее удобной, обозримой форме. Цель- получить возможность в несколько минут восстановить в памяти основное содержание книги. 2 - надо для этого проделать работу над читаемым: постоянно выделять существенное их несущественного, основное из менее важного; надо устанавливать отчетливо связь между отдельными частями параграфа или главы.

Помимо конспектов существует еще несколько вспомогательных средств работы над книгой. Это подчеркивание, дословные выписки, карточки.

При подчеркивании - в книге подчеркивается мысль, которая кажется читателю заслуживающей особого внимания, особо интересной или важной.

Дословные выписки из книг или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги очень полезны, особенно если касаются специальности, связаны с выработкой мировоззрения или с интересующим читателя серьезным вопросом.

Это превосходный источник справок, а нередко и «вдохновений», надо только вести это так, чтобы в любой момент легко было найти нужную выписку или подобрать выписки по данному вопросу.

Для этого и нужна карточная система. Каждая выписка делается на отдельной карточке. Над выпиской пишется тема, под выпиской - фамилия автора, название книги, из которой взята цитата, а сбоку место для дополнительных заметок. Можно делать необходимые выписки и в Microsoft Word. Но для того, чтобы легко было ей пользоваться, делают на особой странице алфавитный указатель тем и номер страницы документа.

Все это касается индивидуальной работы над книгой. А ведь на уроках работа происходит в коллективе. И коллективное чтение будет полезно только в том случае, если не нарушает самодеятельности участников, главным образом, когда каждый участник предварительно сам проработал вопрос или книгу так, как было сказано выше.

Несомненно одно: взаимообщение будит мысль, соревнование, знакомит с новыми, часто неожиданными точками зрения, поддерживает интерес к разным вопросам науки, искусства и жизни.

Коллективная работа, конечно, в высшей степени желательна и в высшей степени полезна для учеников. Она имеет огромное значение, но не может заменить отдельной работы, а лишь дополняет и улучшает ее.

Литература

  1. Интернет-ресурсы.( http://www.grandars.ru/).
  2. Макаренко А.С. Собрание сочинения в 8 томах (т.4-5).
  3. Поварин С. Как читать книги. Интернет-ресурс. (В основу издания положен текст, опубликованный в 1962 году Издательством Ленинградского государственного университета.)