Методические рекомендации по разработке и проведению учебных практик в образовательном процессе

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


1. Учитель, будь творческим человеком!

Педагогам, разрабатывающим занятия учебных практик, следует помнить, что учитель становится авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей работой личностью. Кроме того, в современной жизни ребенок нередко обделен вниманием взрослых. Дать ему это внимание, не забыть отметить каждое его достижение, поощрить к дальнейшим шагам в творческой работе – вот задача учителя.

2. Подумай о сроках проведения!

Частота проведения занятий учебных практик зависит от выбора образовательного учреждения или учителя. Это могут быть последние дни учебной четверти, исследовательские субботы, занятия в рамках факультатива и др. Но учитель должен помнить, что частое использование данной формы приведет к формальному отношению учащихся, шаблонному поведению. Оптимальная частота проведения учебной практики - не чаще 1 раза в четверть.

3. Подумай об аудитории!

Участниками учебных практик могут быть все учащиеся с 1-го по 11-й класс. При подборе темы и проблемы необходимо учитывать возрастные особенности аудитории, психологическую совместимость групп. Возможно формирование разновозрастных аудиторий по интересам.

4. Продумай структуру занятия!

Структура любой учебной практики включает четыре основных этапа:

    • Получение информации (через определенные документы словари, другие источники информации, создание проблемной ситуации и пр.);
    • Переработка информации (обобщение, классификация, категоризация, поиск ответа на проблемный вопрос, проведение эксперимента, исследования и др.);
    • Хранение информации (создание образовательного продукта: альманах творческих работ учащихся, газета стенная и электронная, коллекция, модель, пакет рекомендаций, словарь, серия иллюстраций, статья, мультимедийная презентация, дневник путешествий и др.);
    • Презентация образовательного продукта.

5. Подготовься к учебной практике!

Большая роль в разработке учебной практики отводится предварительному этапу, где учитель продумывает и выбирает тему учебной практики. Она должна быть интересна учащимся определенной возрастной категории (а может быть, даже и подсказана ими), связана с жизненными ситуациями, решаема в короткий срок (в течение 45-90 минут) и выходить за рамки минимума содержания образования, может носить интегрированный характер и подчиняться единому девизу, определенному в школе на данный учебный день (смотри приложение 1).

Интересной должна быть и формулировка темы: желательно, чтобы она была образной, называла объект изучения или содержала проблемный вопрос (смотри приложение 2).

На этапе подготовки учебной практики сам учитель должен ясно представлять проблему проекта, цели и задачи работы, формы работы, предлагаемые учащимся, и тот конечный продукт, который должен получиться в результате совместной деятельности.

Учитель:

  • планирует деятельность по решению проблемы, целей и задач учебной практики (отбирает содержание занятия, устанавливает “рабочий график”, разрабатывает технологическую карту для учащихся или алгоритм их действий и пр.). Форма проведения учебной практики должна быть интерактивной и строиться не только на уровне педагог-ученик, но и на уровне ученик-ученик;
  • продумывает состав групп для решения определенных задач проекта, при необходимости распределяет амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и др.);
  • предлагает различные формы представления результата группы или класса.

Ученики тоже могут быть задействованы в процессе подготовки учебной практики:

  • помогают учителю планировать работу,
  • разбиваются на группы и распределяют роли в группе;
  • выбирают форму и способ представления информации.

6. Продумай формы, методы, технологии!

На данном этапе работы необходимо особое внимание уделить формам организации занятия, учесть ведущие особенности, подобрать необходимые технологии.

Ведущие особенности занятия учебной практики:

  • Интерактивная форма проведения;
  • Практическая направленность занятия (проведение исследования, экспериментов, работа с разными источниками информации, организация учебного проекта и др.);
  • Возможность использования “сквозных” (внутрипредметных и межпредметных) тем учебного материала;
  • Соответствие уровня сложности заданий индивидуальным особенностям обучающихся;
  • Наличие образовательного продукта, произведенного обучающимися, и его презентация на заключительном этапе занятия;
  • Возможность разновозрастного состава участников.

Технологии, используемые педагогами для организации учебной практики:

  • Проблемного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Интерактивные технологии (Кейс-методы, “Шляпы мышления”, дискуссии, групповая работа, мозговой штурм и др.), при которых необходимо постоянное активной взаимодействие педагога и обучающегося; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание; учитель и ученик выступают равноправными субъектами образовательного процесса.
  • Приемы и методы развивающего обучения (принципы: высокий уровень сложности, принцип коллизии, высокая доля самостоятельной работы) и др.

На данном этапе проведения практик роль учителя меняется. Он выступает как помощник.

Учитель не передает знания, а

  • направляет деятельность школьника, то есть консультирует, а именно провоцирует вопросы, моделируя различные ситуации,
  • консультирует по необходимости учащихся,
  • ориентирует в поле необходимой информации.
  • мотивирует учащихся на правильное выполнение работы.
  • наблюдает за промежуточными результатами работы учащихся и отслеживает психолого-педагогические результаты данной работы: формирование личностных качеств, общеучебных навыков (умение работать с источниками, делать адекватные выводы, практические навыки учащихся, умение работать в группе и др.), успешность выполнения социальной роли учениками.

Роль учеников тоже принципиально меняется:

Ученики:

  • активно участвуют в работе, а не выступают пассивными слушателями;
  • ищут пути решения проблемы и могут свободно выбирать способы и виды деятельности для достижения поставленной цели (если это предполагается темой учебной практики);
  • действуют по алгоритму учителя или без его подсказки (это зависит и от возрастного контингента учащихся);
  • сравнивают полученные результаты с требуемыми, корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивают процесс и полученный результат.

При подобном построении работы ученик учится самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, выстраивать взаимоотношения с людьми (выполнять свою роль в команде и вступать во взаимоотношения с учителем-консультантом как с коллегой по работе, а также в поисках информации может выйти и за рамки школьного общения (прохожие, знакомые, друзья, другие учителя школы, библиотекарь и пр.), оценивает “чужой” продукт и продукт своей деятельности.

7. Подведи итоги!

Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в практике, каковы слагаемые успеха (здорово, если затем результаты работы собираются и объединяются в единый продукт, ребенок ощущает значимость своего вклада в общее дело!), что не получилось.

Даже не самый удавшийся проект имеет большое педагогическое значение. Анализ объективных и субъективных причин неудач усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку окружающего мира и оценить себя в микро- и макросоциуме.

Учитель:

  • Принимает итоговый отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги учебной практики в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • Оценивает глубину проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы, активность каждого участника учебной практики в соответствии с его индивидуальными возможностями и отведенной ему в группе ролью, характер общения и взаимопомощи в группах, эстетику оформления образовательного продукта, умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов при защите образовательного продукта.

Ученики:

  • демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, поставленных перед ними в начале учебной практики; умение планировать и осуществлять работу; оптимальный способ решения поставленной перед ними проблемы;
  • осуществляют взаимооценку деятельности и ее результативность.

8. Воплоти в жизнь!

В рамках учебной практики можно сделать очень много. Она удивляет своими безграничными возможностями. Учебная практика – это многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика и учеников друг с другом. Когда мы, учителя, стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, тогда начинается процесс сотворчества, открывающий новые творческие перспективы и для детей, и для педагогов.