Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных платформ в обучении русскому языку и литературе. Система работы

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


В современном развивающемся мире учитель должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность, обновлять и дополнять уже имеющиеся знания и умения путем всестороннего развития личности и самообразования. Учитель должен оценить собственные интеллектуальные ресурсы, спроектировать гибкую модель своего образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями школы и общества, спрогнозировать результаты своей деятельности. Главным условием профессионального развития педагога является осознание им необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование имеющихся навыков.

Разнообразие известных методов обучения, несомненно, позволяет учителю чередовать различные формы, приемы и виды работы, и это является эффективным средством активизации образовательной деятельности. Переключение на уроке с одного вида работы на другой, как известно, предохраняет учащихся от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие. Сейчас добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют, в первую очередь, информационные ресурсы и цифровые образовательные платформы. Они помогут заинтересовать детей, повысить мотивацию в обучении и, следовательно, повысить эффективность уроков. Организация учебной деятельности с использованием цифрового контента позволяет в увлекательной форме продуктивно решать практически все задачи урока.

Действительно, использование цифрового контента на уроках русского языка и литературы повысило интерес к этим предметам. Большее количество детей увлеклось поисковой, исследовательской, творческой деятельностью. Учащиеся получили возможность самостоятельно изучать отдельные темы (особенно во время отсутствия на уроках, например, по болезни или из-за соревнований), готовить дополнительно информацию по запросу учителя или по своему желанию. К примеру, для урока русского языка в 6 классе: находят загадки, пословицы, стихи с определенными фразеологизмами или устаревшими словами. Затем выступают перед классом со своей работой, комментируют, отвечают на вопросы, проводят игру и получают не только хорошую оценку, но и удовлетворенность от выполненной работы. Микроклимат на уроках улучшился, повысилась мотивация, дети развивают самостоятельность, наблюдательность, учаться разносторонне видеть мир, приобретают уверенность в своих силах.

В 2020 году все учителя России познакомились с дистанционным обучением и вынуждены были осваивать различные цифровые образовательные платформы. Дистанционное обучение, как известно, представляет собой такой способ реализации процесса обучения, который основан на использовании информационных технологий, образовательных платформ, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без личного контакта между учителем и учащимся. Для учителя это снижение затрат на подготовку к уроку, потому что все необходимое он может найти в цифровом контенте. А еще несколько лет назад педагог, не найдя нужной презентации в интернете или оставшись недоволен найденным, создавал такую презентацию сам, тратя на это массу своего времени и сил. Теперь, имея большой выбор образовательных платформ, можно быстро и легко найти необходимые для урока материалы, продумать интересную домашнюю работу и запланировать тест, проверочную работу на данной платформе.

Сейчас информационные технологии обучения, использование электронных учебников, учебных презентаций, видеолекций, видеофильмов включены в практику преподавания, наверное, всех учебных дисциплин. С 2018 года я включила в образовательную деятельность платформу «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/), которая предлагает полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

Важно, что контент «Российская электронная школа» постоянно развивается: на портале представлены уроки, театральные постановки и концерты, музейные экспозиции, созданы виртуальные лаборатории, образовательные проекты и многое другое. Мои ученики, пройдя регистрацию, получают возможность бесплатно пользоваться расширенным материалом: решают тесты, контрольные, изучают свои возможности, получают независимую их оценку. [2].

Современные педагогические технологии «Российской электронной школы» служат интересам всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Также для любого ребенка появилась возможность построения индивидуальной образовательной траектории как на короткий период, так и на всё время обучения.

Небольшой фрагмент видео на уроке, взятый из «Российской электронной школы», наглядно и доходчиво объясняет материал ученикам. Такие видео я использую в начале урока, если считаю его ярким вступлением в тему. Но чаще всего видео использую в конце изучения темы как обобщение или закрепление. Даю перед просмотром задание, к примеру: найдите тот материал или те аспекты темы, о которых мы не говорили. Тогда ученики внимательно просматривают видео и находят ответы на вопросы, объясняют, комментируют и таком образом повторяют и закрепляют материал.

На уроках литературы использую фрагменты экранизаций контента «Российская электронная школа», они могут предварять изучение произведения или сопровождать его. А могут служить средством контроля. Перед просмотром даю задания, а после просмотра провожу беседу по этим заданиям. Сложность вопросов зависит от возраста учеников и от уровня их развития. Наиболее простые задания такие: какие события предшествовали данному моменту, почему? какие последуют за ним? Это проверка качества чтения.

Считаю, что на уроках лучше просматривать не весь фильм, а видеофрагменты. Они мною используются

  • как иллюстрация к произведению,
  • как основа для творческого задания,
  • для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций,
  • для сопоставления фрагментов художественного текста и видеофрагмента,
  • для различного вида анализов.

На уроках мы детально изучаем текст произведения, анализируем эпизоды, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстами, допустим, романов «Война и мир», «Евгений Онегин», «Преступление и наказание» и др. Проводим диспуты, так как мнение у учащихся бывает разным: от полного одобрения и восхищения до категорического отрицания. Диспут развивает логическое мышление, учит аргументированно отстаивать свою точку зрения, помогает научиться прислушиваться к чужому мнению, оценить его и даже принять, помогает задуматься над важними нравственными проблемами.

Просмотр фрагментов экранизаций обогащает учащихся. В нашем городе нет оперного театра, и ученики мало что знают об опере. В таком случае видеофрагменты экранизации романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» дают возможность познакомить ребят с оперой П.И.Чайковского, составить свое представление об особенностях оперы, ее связи со словом, с драматическим действием, с художественным оформлением, декорациями и костюмами.

При возможности использую в 10-11 классах такую работу, как сопоставление экранизаций. Например, привлекаю две экранизации романа «Отцы и дети», снятые в 1983 году (Базаров - Владимир Богин) и 2008 году (Александр Устюгов в роли Базарова). Фильмов снято больше, но я использую эти. Я показываю в обоих фильмах одни и те же фрагменты: знакомство Базарова с Одинцовой на балу и объяснение в любви Базарова Одинцовой. Ученики ищут сходство в характерах героев и героинь, а также различия. Отвечают на вопросы: Почему? Зачем? Что хотел сказать режиссер? Почему такие разные герои и героини? Есть ли отступления от замысла Тургенева? Как время влияет на постановку? Главное на уроке - у учащихся есть основа для дискуссии, есть возможность высказать свое мнение, показать себя, слушать и вступать в диалог. Это важно, так как успешный современный молодой человек - это разносторонне развитая личность, которая ориентируется во многих жизненных вопросах, например, в традициях и шедеврах отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способная составить и грамотно высказать свое мнение в устной или письменной форме.

Перед учителем русского языка 10-11 класса стоит также важная задача - подготовить каждого ученика к успешной сдаче ЕГЭ. Для этого нужно не только добиться от него знания многих правил и законов русского языка, но и помочь ему приобрести уверенность в своих силах и избавиться от страха перед экзаменом, благополучно преодолеть все трудности. Как этого достичь? Особенно серьезно вопрос стоял в тех условиях, когда ученик и учитель находились на отдалении друг от друга из-за ограничительных мероприятий.

Одни учителя сетовали на ситуацию, другие находили пути выхода и продолжали успешно готовить учащихся к экзаменам. Мое мнение: дистанционная форма обучения является перспективным направлением в подготовке к ЕГЭ. Бесспорно, дистанционное обучение - это уже необходимая реальность нашего времени. Оно предоставляет ученикам возможность попробовать себя в различных видах учебной деятельности, в частности, в самостоятельной подготовке к экзаменам. Отметим преимущества использования дистанционной формы при подготовке к экзамену:

  • доступность и открытость обучения (учиться можно удалено от места обучения, не покидая своего места жительства);
  • индивидуальный характер (обучающийся самостоятельно определяет способ, темп своего обучения);
  • без отрыва от учебы (обучающийся сам выбирает для себя наиболее удобное время для занятий);
  • индивидуальный график (возможность задать вопрос и получить консультацию в online-режиме);
  • независимый результат (нет субъективности в оценивании, есть возможность исправлять свои ошибки, возвращаться к наиболее сложным темам столько, сколько сам посчитает нужным).

ФГОС предполагают сформированность у учащегося навыков самостоятельной работы. Дистанционное обучение помогает в этом: ученик сам ставит перед собой цель обучения, продуктивно организовывает свое время и осуществляет решение поставленных задач на любых уровнях сложности. При дистанционном обучении учитель является помощником, консультантом, организующим и направляющим процесс образования.

Для проведения уроков русского языка и внеурочных занятий много лет использую сайт Учи.ру (https://uchi.ru), который предоставляет учителям бесплатный доступ ко всем заданиям и к статистике освоения знаний учениками, отчеты о результатах олимпиад, о прогресс в обучении учеников: они еженедельно приходят на электронный адрес учителя. Недавно на этом сайте появился разде «Подготовка к ЕГЭ». Мои учащиеся им теперь пользуются.

Сейчас в Интернете можно найти много готовых электронных учебных курсов, обучающих, тренировочных и диагностических работ для подготовки к ЕГЭ. Одной из лучших в этом плане для меня стала платформа Якласс. Технология дистанционной подготовки к экзамену здесь заключается в том, что материал мною объясняется на уроке, в том числе при необходимости онлайн, а его отработка осуществляется учащимися дома с использованием платформы Якласс. Как это происходит? На странице «Предметы» находим вкладку «ЕГЭ» (также «ОГЭ», «ВПР»)

Нажав на вкладку, мы видим, что нам предлагается тренировка по всем 27 заданиям экзамена. Это ЕГЭ-тренажер. Каждое задание имеет четкое построение.

  1. Сначала дается «Теория». Обращается внимание на опасные моменты, которые может встретить ученик при решении, и подсказываются пути выхода из них. Предоставляются различные справочники, таблицы, словари. Дается информация из ФИПИ, анализируется качество выполнения данного задания выпускниками в прошлом году и объясняются наиболее частые ошибки.
  2. После изучения теории предлагаются «Задания» по данной теме различной степени сложности (легкое, среднее, сложное). Выполненные задания подробно комментируются, в этом помогут «Шаги решения». Система выдаст подробное объяснение алгоритма решения, а после предложит сделать новое упражнение для отработки и закрепления материала. Каждое задание имеет более 50 вариантов, поэтому ученик может тщательно отработать тему, он сам выбирает, сколько ему нужно решать.
  3. Далее ученику предлагается решить «Экзаменационные задания. (Я+)» и «Тесты». Каждое задание имеет указание, как записывать ответ, ведь ошибки у учащихся бывают связаны с неправильным оформлением ответа [3].

Почему и чем именно платформа Якласс удобна учителю? Возможностью контролировать процесс подготовки к ЕГЭ. Когда ученики занимались на других сайтах, я не видела степень их продвижения по теме, уровень активности, качество выполнения работ и многое другое. Нужно было полагаться на ответственность и слова ученика. В Яклассе каждый учитель может видеть успешность ученика в любом задании, его ошибки, недочеты, а также время, которое тратит ученик на решение заданий и на подготовку. Даже если ученик по каким-либо причинам не обращается за помощью к учителю, но из просмотра работ педагог видит затруднения ученика, то он может вовремя оказать помощь. Учитель может контролировать освоение тем, увидеть, кто и как решает через вкладку «Результаты учащихся». Нужно выбрать предмет, класс, даты и можно увидеть, какие темы решались и насколько хорошо. Можно увидеть даже, сколько времени было потрачено и сколько попыток сделано.

После изучения и отработки темы учитель может дать проверочную работу. Для этого в Яклассе есть вкладка «Проверочные работы». Выбирает тему, срок выполнения, количество попыток и другие параметры. Все настройки можно редактировать. В работе можно написать для учащихся подробную инструкцию.

Каждое задание в зависимости от уровня сложности имеет баллы, но учитель может назначить за задание свои баллы, если хочет их повысить или понизить.

Учитель может посмотреть, как ученик решил каждое задание работы, где и в чем он ошибся. Красным выделен ответ, набравший меньше баллов, чем было можно. При нажатии на красную цифру открывается задание, и становится виден ответ ученика с пояснением, где он ошибся. Иногда ошибка - это поставленная или не поставленная запятая, точка и т.д. Ученик спорит, что в целом он прав, но для экзамена даже малейший недочет - это ноль баллов. И решение таких работ помогает ученику это осознать, стать более сосредоточенным, внимательным, тщательно проверять написанное. Все работы системой проверяются автоматически, выставляется оценка, учитель экономит свое время.

Также удобно использовать Якласс для создания автоматизированных отчётов, например, нажать отчет «Освоение темы» или «Освоение предмета». Не нужно тратить время на составление таблиц, анализ и подсчеты. Но самое главное: учитель всегда контролирует уровень и степень готовности каждого ученика к экзамену, подскажет, подбодрит, поправит.

Использование мотивирующего фактора, формирование у учащихся психологической уверенности в собственных силах, повышение ИКТ- компетентности (умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла и др.) - все это дает возможность обучающимся получить более качественное образование [1, с. 54].

Несомненно, существует еще немало образовательных платформ, на которых учитель и ученик найдут необходимые для подготовки к ЕГЭ задания, тесты, разъяснения, подсказки. Все они предлагают подготовку к экзаменам, являются эффективной, доступной поддержкой ученика, дают максимум результатов и позволяют прослеживать динамику развития учащегося.

Важно, что разнообразный цифровой образовательный контент меняет подготовку к уроку, его проведение, формы и методы учебной работы, способствует индивидуализации обучения, мотивирует учащихся на изучение предметов, а педагогов - на разработку и реализацию инновационных проектов, занятий, инструментов обучения, на профессиональное развитие.

Литература

  1. Бондаренко Т.Г., Колмаков В.В. Дистанционное обучение как активная образовательная технология: оценка целесообразности внедрения / Азимут научных исследований. - 2018 г. - №3, стр. 53-56.
  2. https://resh.edu.ru/subject/
  3. https://www.yaklass.ru/p/ege