В сказке заложен большой воспитательный потенциал, поэтому она занимает важное место во всех программах по литературе в 5-м классе. При изучении сказок очень важен творческий подход, когда ребенок становится не только соучастником сказочных событий, но и их творцом, своего рода творцом Добра. Это помогает ему почувствовать себя сильным, мудрым, великодушным и в конечном итоге способствует воспитанию этих качеств у ребенка.
Научить детей сочинять сказки – это, несомненно, важный шаг в творческом развитии школьников. Можно взять за основу любые известные сказки. Но лучше, если это будут сказочные сюжеты с положительной нравственной позицией. Мы предлагаем следующие отправные моменты для создания сказок детьми под руководством педагога.
1. Загадка - это скрытая сказка.
Загадка как элемент малого фольклора интересна всем: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или явление, и это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, сравнения, гиперболы, сравнения, эпитеты – это значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать загадку в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.
Вначале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки.
Загадка: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Начало: Жил-был на огороде сердитый дед Лук Пореевич. Были у него пышные зеленые усы, золотистый кафтан и серьезный нрав. Никто его не любил: ни морковка, ни капуста, ни тыква. Но однажды темной ноченькой пришла хитрая лиса, и вот…
2. Фразеологизм как источник сказки.
Стойкие слова и словосочетания, порой взятые из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл, а с другой – стимулирует их словесное творчество. Педагог сначала помогает понять настоящий смысл фразеологизма, а затем начинается творческая работа.
Фразеологизм: как с гуся вода.
Начало: Жил-был гусь Гоша, и был он страшно любопытным. Как только в каком-нибудь углу двора начинались интересные события, Гоша непременно летел туда со всех лап. И вот однажды…
3. Сказки из стихотворений.
Существует множество коротких детских стишков, которые так и хочется продолжить. Это продолжение можно написать в виде сказки. Например:
Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу,
Все равно его не брошу, потому что он хороший.
Начало: Жила-была девочка Таня. Она очень любила играть в игрушки, но совсем не любила убирать их в шкафчик. И вот однажды ночью игрушки рассердились на свою хозяйку и решили поискать другую…
4. Сказка из сказок.
Используя фрагменты известных сказок, можно предложить детям придумать сюжет новой сказки, в которой встречаются персонажи разных произведений.
Например: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Был у него помощник Колобок. Мог Колобок все разузнать и сообщить своему другу новости. И как-то раз…
5. Спасите героя.
Педагог предлагает детям экстремальные ситуации, которые требуют обдумать несколько вариантов спасения сказочного героя. Несомненно, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, у ребенка развивается навыки находить выход из трудных непредвиденных обстоятельств.
Например: Любопытный медвежонок, проснувшись в берлоге ранним весенним утром, решил погулять. Его так манил запах весны, дразнили песни птичек. Он кубарем выкатился из берлоги, скатился по косогору и оказался на берегу маленькой лесной речки, по которой неслись льдины. Они были большие и маленькие, круглые и длинные и так манили за собой, что медвежонок не выдержал и запрыгнул на одну из них. Стремительное течение закрутило льдину в водовороте и …
6. Сказки на каждый день.
Учитель предлагает использовать для сказочных сюжетов привычные и знакомые предметы, оказавшиеся в совершенно необычных и удивительных ситуациях. “Сказка о часах, которые ходили, ходили и убежали”, “Путешествие в страну Пеналию”, “Сказка про тетку Лень”, “Сказка про любопытные очки”…
Например: Жила-была тетка Лень. Больше всего она любила ходить в гости. Придет к какой-нибудь девочке и говорит: “Не ходи сегодня в школу, скажи, что ты заболела”. И вот однажды…
7. Фантастические сказки.
Важным отправным моментом для сочинения сказки служат фантастические явления. Учитель начинает предлагать детям различные необычные явления, а дети развивают их в сказочные сюжеты.
Например: С неба льется дождь из яблочного сока. Строители используют в своей работе пряничные кирпичи, шоколадные стены и леденцовые окна. Люди придумали таблетки от вранья. Мальчик проснулся и понял, что он понимает язык животных.
8. Случайные сказки.
Забавные случаи из реальной жизни тоже могут послужить сюжетом для сказки.
Например: Жила-была девочка Маша. Жила она в большом городе, где было много высоких домов. В этих домах жило много разных людей, и девочке очень хотелось познакомиться с ними. Однажды она взяла в руки свою любимую игрушку и отправилась в гости к кому-нибудь…
9. Продолжи сказку.
Очень интересным методом является метод продолжения уже известных и логически завершенных сказок, который предлагал еще Д. Родари. Изменяя конец сказки, учитель развивает воображение ребенка, ломая установившиеся стереотипы.
Например: Кот в сапогах, сделав счастливым своего хозяина, задумался о собственном счастье. Тем более, что в соседнем королевстве жила очень симпатичная кошечка, которой требовалась немедленная помощь.
10. Изменение ситуации.
Иногда знакомая сказка тоже может послужить поводом для творчества. Учитель рассказывает сказку и договаривается с учениками об изменении сюжетной линии.
Например: Колобок не стал убегать от бабушки с дедушкой, а стал главным помощником в доме. И скоро бабка с дедом уже не представляли себе жизни без него.
11. Старые сказки по-новому.
Этот метод помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Учитель предлагает детям переосмыслить характеры знакомых персонажей: Золушка ленивая, лиса добрая, заяц смелый…
Например: Смелый заяц спасает волка от злой Красной Шапочки. Семеро козлят становятся упрямыми и непослушными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.
12. Решение противоречий в сказке.
Педагог учит детей видеть противоречия в сказках и помогает принять оригинальное решение. Например: Все три поросенка построили себе добротные кирпичные дома и даже окружили их высоким забором. А волк стал придумывать другие способы проникновения в жилище: сделал подкоп и т.п. Что стали делать поросята в данном случае?
Поводов для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающий нас мир. Нет предела направлениям и методам при сочинении сказок.