«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности»

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: речевые компетенции


Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи.
Песталоцци

В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Речевая компетенция учащихся – тема довольно актуальная на сегодняшний день. И это обусловлено несколькими факторами:

Во-первых, на процесс социализации современных школьников оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. И многие дети теряют интерес к чтению книги. А ведь социализация личности ребенка – процесс сложный и многогранный. Одно из основных направлений этого процесса – выработка ценностно-нормативной ориентации личности. В этом случае общественные нормы воспринимаются ребенком как собственные жизненные установки. Такого рода ценностно-нормативная ориентация формируется путем политического, нравственного, правового и трудового воспитания молодого поколения.

Для работы по формированию речевой компетенции учителю необходимо развитие всех навыков, что бы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить детей. Потому что трудности с социализацией в обществе есть и у «обычных» детей и прежде всего, отсутствие коммуникативных навыков. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде.

Во-вторых, современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Их речь часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

В-третьих, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения, формирование языковой культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому учителю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.

Так что же такое речевая компетенция? Какова ее суть? Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения. В своей статье я попытаюсь определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства гимназии.

Итак, основные задачи, требующие решения в работе с обучающимися над формированием речевой компетенции:

  1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
  2. Формировать умения
    • вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
    • грамотно разрешать конфликты в общении;
    • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;
  3. Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
    • повысить результативность обучения;
    • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

В работе над формированием речевой компетенции я использую различные современные педагогические технологии:

  1. Проблемное обучение.
  2. Разноуровневое обучение.
  3. Игровая технология.
  4. Проектная технология.
  5. Здоровьесберегающая технология.
  6. Развивающее обучение.

Выбор технологии зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся.

Остановимся подробнее на использовании технологии проблемного обучения при формировании речевой компетенции обучающихся. В чем суть данной технологии?

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
  • способствует развитию познавательной активности и осознанности знаний;
  • предупреждает появление формализма, бездумности;
  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Основные методические приемы создания проблемных ситуаций:

  1. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  2. сталкивает противоречия в практической деятельности;
  3. излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  4. предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
  5. побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  6. ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  7. определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
  8. ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для наглядности приведу несколько примеров из личного опыта по созданию проблемной ситуации на уроке.

I. Проблемная ситуация с «затруднением».

Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Необходимо погрузить ребят в мыслительную деятельность, чтобы они, мысля и рассуждая, начали излагать свои мысли, высказывать предположения по тому или иному вопросу. Так, при изучении творчества А.С. Пушкина на уроках литературы в 9 классе ребятам в начале занятия предлагается выявить общие особенности иллюстраций, представленных на слайде. Под иллюстрациями нет подписи, кто или что это. Основная задача состоит в том, что ребята сами догадались и сделали выводы. Например, перед ними портреты А.С. Пушкина, Александра II, Александра Македонского, Александра Малинина, Александра Невского и две иллюстрации с изображением торта и озера. Безусловно, все эти портреты и иллюстрации объединены общим словом – Александр. Название торта и озера в Таджикистане специально включены в данную группу с целью «запутать», заставить мыслить, подключив метапредметные связи понятий и образов. Выявив общее сходство, переходим к понятийным связям. Как связано имя Александра II и А.С. Пушкина? Ребята должны ответить, что одной из тем лирики поэта была свобода («Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву»), и Пушкин относился крайне негативно к рабству на протяжении всей его творческой жизни. А император Александр II как раз отменил это крепостное право в России, именно за его отмену так рьяно выступали поэты, общественные деятели, декабристы и их соратник А.С. Пушкин.

Также по усмотрению учителя можно провести беседу с ребятами по оставшимся иллюстрациям и портретам, задав вопросы: чем знамениты Александр Невский и Александр Македонский? Знают ли они об интереснейшем месте на земле, озере Александр, в Таджикистане?

II. Подводящий диалог.

Это проблемно-диалогическая технология, цель которой научить самостоятельно решать проблемы. Средством данной технологии является открытие знаний вместе с детьми.

Для наилучшей наглядности приведу сравнительно-сопоставительную таблицу:

Традиционный урок Проблемно-диалогический урок
1. Тема: «Сегодня мы будем изучать…». 1. Постановка проблемы: «С одной стороны,…, но с другой стороны,…» «Что удивляет? В чем затруднения?..» «Какой возникает вопрос? Что надо знать?...».
2. Объяснения учителя: «Итак, слушайте внимательно…». 2. Поиск и нахождение решения: «Определите сами…», «Сделайте вывод…», «Как мы можем ответить на наш вопрос?».
3. Заучивание материала: «Выучи…», «Перескажи, повтори…». 3. Создание продукта: «Придумай схему…», «Зарифмуй правило…».

Например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Проверяемые безударные гласные» учащимся предлагается работа со словом «ученик».

На первом этапе работы ребята должны дать определение данному слову (ученик – это тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении. Тот, кто обучается какой-либо профессии у кого-либо.). Затем записать слово, разделив на слоги, поставить ударение, выделить орфограмму: у-че-нѝк.

На втором этапе ребята подбирают однокоренные слова: учить, учиться, учение, учёба, учитель, училище, учёный, учить, ученица,

ученический, обучение.

Третий этап работы – это сочетаемость слов и подбор синонимов: хороший, лучший, сильный, слабый, отстающий, новый, серьёзный, дисциплинированный, трудолюбивый, прилежный, ленивый, способный ученик. Синонимы: школьник, учащийся.

Пятый этап предполагает творческую направленность. Ребятам предлагается вспомнить или самостоятельно придумать пословицы и поговорки с данным словом. Например: каков ученик, таков и его дневник.

На шестом этапе учащиеся составляют предложения с данным словом. Например: Я ученик пятого класса. Ученик получил отличную оценку.

Седьмой этап – это рассказ-предположение на основе
ключевых слов. Он заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадёт ли их мнение с авторским. Например:

Задание: По опорным (ключевым) словам составить рассказ.

Спасение бельчат: Зима – обвалы – тяжелый ком снега – жилище белочки – выскочила – дети – ловушка – раскапывать – осталось целым – счастлива.

Рекомендации по работе с приемом «Рассказ – предположение на основе ключевых слов»:

  1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
  2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
  3. Следить за использованием каждого ключевого слова. При правильно подобранном материале получаются интересные работы учащихся:

Спасение бельчат

Наступила холодная зима. Обвалы тяжёлых комков снега рухнули на домик белки. Белочка выскочила, а её дети оказались в ловушке. Они не могли выйти из-под тяжёлого снега. Белка начала раскапывать большой сугроб. Все остались целы. Мать-белка была счастлива!

А вот авторский текст:

Контроль

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. Некуда бежать. Не к кому обратиться за помощью. Никто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. Ничто больше не омрачит ее радости.
(По В. Бианки)

Таким образом, формирование речевой компетенции на уроках русского языка и литературы - непрерывный процесс, он подразумевает применение различных методов и приёмов, которые способствуют развитию умения говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога; хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, то есть использовать накопленный языковой материал с целью общения.

Формируется также культура сотрудничества, культура работы с информацией (текстом), что способствует воспитанию «человека думающего», развитию мыслительных умений школьников, которые необходимы для жизни в современном мире: свободное практическое владение речью, умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.