Большинство методистов уверены, что работа с лирическими произведениями в школе - одна из самых сложных. Язык поэзии часто для учащихся остается чуждым из-за неразвитости культуры чтении лирических текстов. Поэтому задачей учителя становится развивать эту культуру. В.Г.Маранцман и О.Ю.Богданова предлагают такой метод: начинать каждый урок литературы с поэтической пятиминутки, на которой учащиеся рассказывают прочитанное недавно или полюбившееся им стихотворение. Таки образом, каждый ученик хотя бы один раз в месяц будет практиковать навыки чтения лирического текста и расширять свой эстетический и духовный кругозор.
Рабочая программа СПО предлагает довольно богатый лирический материал для изучения. Учащиеся знакомятся с лирикой В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, Н.А.Заболоцкого и некоторых других [3].
Задачей преподавателя литературы становится показать движение поэтической мысли, обнаружить переливы чувств, найти причины изменения настроения, выявить и оправдать сквозные и центральные образы стихотворений, цепочку ассоциаций автора. То есть показать стихотворение как целостную динамическую систему, в которой все взаимосвязано. Причем дать понять, что стихотворение - это не замкнутая система, оно связано и со всем творчеством автора, его мироощущением, развитием литературного процесса.
Большинство методистов (В.Г.Маранцман и О.Ю.Богданова, Л.А.Сомова, А.В.Терлова, Е.В.Карсалова) предлагают примерно схожий алгоритм работы с лирическим текстом на уроке.
1. Вначале урока следует особенно тщательно подготовленное вступительное слово учителя о стихотворении, которое создаст «установку» на дальнейшую работу с ним. Это объясняется тем, что не все студенты, приходя на урок, настроены на восприятие чужих чувств и выражение своих. Поэтому важно построить это вступительное слово так, чтобы оживить личные ассоциации школьников, постараться воссоздать реальный фон, на котором было создано стихотворение. Такое вступление в дальнейшем при анализе поможет школьникам в конкретизации поэтических образов.
Настрой на дальнейшую работу создается с помощью следующих методов и приемов: кратким комментарием учителя о жизни автора, о поводе, который послужил написанию стихотворения; проведение небольшой экскурсии, которая будет особенно полезна при изучении пейзажной лирики; возможно прочтение стихотворений других поэтов на близкую тему или со схожим настроением; хорошим приемом будет соединить вступительное слово с музыкой или другими искусствами.
Эмоциональный тон первого слова должен быть максимально схожим с настроением лирического произведения.
2. Первое выразительное чтение стихотворение должно быть осуществлено преподавателем или профессиональным исполнителем, чтобы сохранить глубину эмоционального воздействия, в крайнем случае это может сделать хорошо подготовленный ученик. От первого прочтения зависит отношение учащихся к стихотворению и, следовательно, весь ход дальнейшей работы.
Лирическое чтение должно создавать впечатление только что родившегося монолога, только так возможно разбудить ответные чувства у слушателей. Учащихся при этом ничто не должно отвлекать от прослушивания монолога, не стоит давать какие-либо задания в этот момент. Хорошо, если учитель прочитает стихотворение под музыку.
3. После прочтения стихотворения нужно дать учащимся несколько секунд, для осмысления и переживания возникших чувств.
4. К анализу стихотворения следует подходить очень деликатно. После непосредственного и живого впечатления, студентов может напугать или оттолкнуть «алгебра» холодного анализа. Поэтому его следует начинать или незаметно или в тон только что прослушанного стихотворения.
При переходе к анализу можно использовать следующие приемы: попросить учащихся описать возникшие чувства, впечатления, настроение, которое вызвало у них стихотворение; если предварительно прослушать несколько вариантов чтения стихотворения, значительно отличающихся между собой (А.А.Остужев, В.Н.Яхонтов, В.И.Качалов читают стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»), то возможен такой вопрос учащимся: какой вариант прочтения стихотворения кажется вам наиболее удачным и почему. Отвечать на вопрос следует с опорой на стихотворение - поиск доказательств своей точки зрения. Подобное задание вызывает спор в группе, и потребность более глубокого анализа стихотворения. Преподаватель же в этот момент должен направить работу так, чтобы показать, что во всех вариантах прочтения есть нечто общее - это общее и является ключевым в стихотворении. В конце обсуждения делается вывод, что в литературе, а особенно в лирике, не может быть одного правильного способа воплощения авторской мысли, но есть во всех вариантах нечто общее и основополагающее, что изменить нельзя.
5. Разбор лирического текста должен идти от общего к частному. Целью работы данного этапа становится нахождение связи между образами и ассоциациями поэта. С осторожностью нужно подбирать методы конкретизации: устное рисование и т.д., так как конкретизация возможна не всегда. Например, в стихотворении «Я вас любил…» А.С.Пушкина она невозможна, а в стихотворении «Забытая деревня» Н.А.Некрасова вполне возможна.
Работа этого этапа строится следующим образом:
- Сначала преподаватель восстанавливает реальную картину возникновения произведения: историю создания, связь с жизнью автора, дает краткую характеристику эпохи. Возможно, этот рассказ осуществят сами учащиеся, выступая с докладом.
- Внимание обращается на жанр произведения: учащиеся работают с термином и текстом.
- Переход к разбору образно-тематической основы стихотворения: выделение ключевых образов, мотивов, темы. Здесь возможны следующие приемы работы: устное рисование, «выписки на тему», выделение в тексте ключевых слов.
- При работе с образами следует избегать крайностей: недостаточной работы над поэтическим словом (разбор только идеи образов без сопереживания), сверхкомментирования (когда объясняется каждая строка и теряется все обаяние поэтических образов). Нужно придерживаться принципа экономии: отбирать только те образы и художественные средства для анализа, которые наиболее ярки. И сочетать их с работой над композицией: выделять основные части стихотворения, их значения, эмоциональный настрой и опорные образы.
- Работа с композицией может также проходить с использованием следующих методов и приемов: составление кадроплана, составление партитуры выразительного чтения, сопоставление образов, тем и т.д.
- Разбор изобразительно-выразительных средств: тропы и фигуры речи, цветопись и звукопись, ритмико-интонационный строй. Методы и приемы этапа: работа по предложенным словесным опорам, составление схем и таблиц, графическая разметка текста, решение лингвистических задач, медленное чтение и др.
- Определение пространственно-временных отношений через обобщение на основе сопоставлений, выделения времени глагольных форм, анализа «пространственного взгляда» автора.
- Определение идеи стихотворения. Методы и приемы: высказывание различных точек зрения на основе проведенного анализа, обращение к мнению литературоведов, сравнение с близкими по идейному наполнению другими стихотворениями, обращение к черновикам автора.
- В конце детального анализа обязательно должно следовать повторное выразительное смысловое прочтение стихотворения, чтобы объединить все выше сказанное в единую систему. Возможно опять применить прием прослушивания разных вариантов прочтения текста, но теперь уже с целью определить более верное из них, основываясь на полученных в результате анализа знаниях.
Выявление личностного смысла и степени освоения художественного текста через написание эссе, мини-сочинения, творческой работы.
Подведение итогов в форме устного проговаривания: что изменилось в восприятии текста после его анализа [4].
Более компактно процесс анализа можно представить следующим образом (О.С.Арапова): от восприятия к форме (важно: заметить эмоции, обратить внимание на использование средств художественной выразительности), от формы к содержанию (важно: установить цель использования средств выразительности, проанализировать композицию), от формы и содержания к идее (важно: заметить, как форма диктует содержание произведения, определить идею произведения) [1].
В.А.Коханова предлагает следующие виды анализа лирических произведений основываясь на их специфике [2].
- Произведения сложные и особо значимые в творчестве поэта анализировать целостно и монографически. Например, стихотворение «Пророк» А.С.Пушкина.
- Объединять стихотворения на основе схожей темы, мотива, идеи, переживаний. Например, стихотворения с темами Родина, поэта и поэзии.
- Оставлять произведения для самостоятельного изучения: программированного или полностью свободного.
Особое место в работе над лирическими произведениями занимает заучивание наизусть. Оно как бы подводит итог всей работе над анализом лирического текста. Студенты принимают роль лирического героя и глубже проникают в текст произведения. Выучить стихотворение осмысленно можно, только разобрав его суть и прочувствовав настроение.
Таким образом, работа над лирическим произведением сложна и объемна, и требует от преподавателя внимательного подхода к подбору методов и приемов организации работы на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
- Арапова, О.С. Проблемы изучения лирики в старших классах школы [Электронный ресурс] / О.С.Арапова, М.А.Селиверстова, М.Г.Алиева - 2017. - Доступ с сайта Rusnauka.com - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/pdf/241928.pdf. - 8.04.2019.
- Коханова, В.А. Теория и методика обучения литературе: Учеб. пособие для бакалавров [Электронный ресурс] / В.А.Коханова, М.П.Жигалова - 2016. - Доступ с сайта Biblioclub.ru - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=482644&sr=1. - 10.04.2019.
- Литература 9 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений. Ч. 1. [Электронный ресурс] / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский - 2013. - Доступ с сайта Alleng.org - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B9-7OAG5liPRUWRLSVppVlQ1MVk/view. - 10.04.2019.
- Сомова, Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации [Электронный ресурс] / Л.А.Сомова - 2014. - Доступ с сайта Dspace.tltsu.ru - Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/16/1/Somova1-03-13%20-%20EUP.pdf. - 9.04.2019.