Методические рекомендации по работе с учебно-методическим комплексом "Вокруг тебя мир"

Разделы: Литература


Главной задачей моего урока литературы является такой путь изучения художественного произведения, при котором не только анализируется композиции, жанр, система образов, но и даются определенные ценностные ориентиры, этические и правовые нормы, способствующие формированию жизненно - активной позиции личности и воспитанию правовой культуры. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы – “силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание”. Ценности - весомые, /если не главные/ слагаемые художественного произведения. Этический пафос, взгляд писателя на роль искусства – то, из чего вырастает художественное произведение и без чего оно не существует.

Есть такие нравственные ценности, которые не зависят от национальности, религии, исторического момента, расы и т.п. Они надисторичны, наднациональных: доброта, милосердие, любовь … На них и базируются права человека в современном мире. Они предмет мысли писателей, философов … и урока литературы.

Все это можно воплощать на любом уроке литературы. Ведь о нравственности мы говорим часто. Но соединение этики и права, казалось бы, несовместимых понятий, - явление новое в литературе, хотя и не такое уж парадоксальное. “Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы” - писал Менандр. Эта древняя истина, действительно, - основа прав человека.

Анализируя поступки героев, ученик приобретает определенный опыт, который возможно, поможет ему не совершать ошибки в будущем. На уроке идет серьезный разговор о том, что человек должен строить свои взаимоотношения с другими людьми по определенным правилам …

О том, что между поведением человека в повседневной жизни и тем, как он поведет себя в экстремальной ситуации / в том числе и в ситуации вооруженного конфликта/, существует связь….

О том, что детям нужна защита, инвалидам и старикам - поддержка и опора….

О том, что война не проходит бесследно, но ее последствия можно смягчить….

Главная цель таких уроков: помочь ребенку увидеть МИР, в котором он живет сейчас и будет жить, когда повзрослеет, МИР, которому нужны его внимание, сострадание и защита.

В последнее время много говорят о социализации, что само собой предполагает и изменение в самом процессе обучения. Считаю, что ученик должен не только усвоить определенную систему ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе, но и реализовать себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства. Для этого необходимо дать ему некую свободу на уроке, которая предполагала бы доверительное общение со сверстниками, с учителем, даже с родителями. Особая атмосфера урока должна помочь ученику высказаться самому, внимательно выслушать других, прийти к правильному решению.

Важно вооружить ученика не только способом, но и принципом действия, выяснение которого возможно в результате самостоятельного обобщения связей, на котором основано данное понятие. Поэтому я стараюсь не объяснять, а помочь ученику объяснить самому. Ученик должен ощущать свободу на уроке и ответственность за нее.

Мне близки идеи сотрудничества в учебном процессе и идеи французской мастерской.

Так, тему урока я пытаюсь сформулировать проблемно, ярко, интересно, чтобы сразу же привлечь внимание учеников к изучаемой теме. Например:

“Свободен ли свободный человек?” / по сказке Р. Киплинга “Кошка, гулявшая сама по себе.”, “Что такое человек?”/ по рассказу Е. Носова “Тридцать зерен”/”, Что есть красота?” /по сказке О.Уайльда “Мальчик – Звезда”/, “Побежденный или победитель?” /по рассказу В.Солоухина “Мститель” и. т.д.

Часто даю возможность учащимся сформировать тему самим в конце урока. Самостоятельно выведенная, она запомнится надолго.

То же и с целью. Чаще всего ребята заранее ознакомлены с текстом произведения, изучаемого на уроке. Поэтому они могут самостоятельно наметить круг проблем, задач для обсуждения. Эпиграф, смысловая и эмоциональная доминанта урока, помогает в постановке цели при затруднении. Хорошо, если он не один. В этом случае предлагаю выбрать из ряда высказываний то, которое соответствует сути поднимаемой проблемы.

Например, к уроку по теме “Общее счастье” можно предложить следующие высказывания в качестве эпиграфа:

  • Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д.Дидро.
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.
  • При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. Саллюстий.

Работу с эпиграфом можно организовать по- разному:

  • объяснить, почему эпиграфы даны именно в такой последовательности,
  • подтвердить высказывания собственными примерами из изучаемого текста или из жизни,
  • один эпиграф использовать для придания анализу остроты и проблемности, а в ходе урока опровергнуть и ввести другой и т.п.

Вступительное слово учителя тоже стараюсь сделать ярким и выразительным. Оно может быть разным: чтение фрагмента произведения, интригующий рассказ о судьбе писателя, поэта, собственные философские рассуждения, выразительно прочитанное стихотворение и мн.др. Возможно и сочетание этих элементов. Например, к уроку в 6 классе по произведению В.Закруткина оно может быть таким:

“Я не смогу жить … Я не хочу жить… Разве можно так жить?..”

До какой степени отчаяния должен дойти человек, произнесший эти слова?

А если это человек еще и женщина, мать, жена? …

“Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием – все это было мне известно …”

Так начинается повесть В.Закруткина “Матерь человеческая”, изучать которую в полном объеме мы будем в старших классах. А сегодня мы лишь приоткроем отдельные ее страницы. Подумайте, о чем рассказывается в повести с таким торжественным названием?

Писатель создает исключительную ситуацию: во время ВОВ каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других – угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесели.

И все же героиня находит в себе силы жить.

Мобилизующее начало урока – самое главное. Как настроишь класс, такой и будет и дальнейшая работа. От начала зависит продуктивность, результат и успех урока. Захожу в класс, пишу на доске фразу: “Самое страшное слово на свете”. И вот потекли размышления, предположения, аргументы. Вот и загорелись глаза моих учеников. Теперь можно ставить проблемный вопрос, работать с текстом, делиться впечатлениями и делать выводы.

Итак, цель поставлена, выбран эпиграф, прозвучало вступительное слово, дающее стимул эстетическому чувству, активизирующему мысль. Затем следует система учебных ситуаций, заданий, обращение к ярким и наиболее значительным фрагментам текста.

На этом этапе урока я предлагаю учащимся разные задания /традиционные и нетрадиционные:

  • подбор ассоциативного ряда к центральному понятию,
  • чтение и комментирование текста, анализ структуры и содержания,
  • сопоставление произведений разных жанров,
  • выполнение заданий творческого характера /письмо президентам воюющих стран, составление комикса, диафильма, рассуждение над проблемными вопросами и т.д./.

Учащиеся могут работать в группах, а парах, индивидуально или всем классом, обмениваясь опытом, информацией.

Бесспорно, что эта часть урока является самой обширной и значимой. В процессе выполнения разных заданий анализируется художественное произведение. Использую разные приемы работы с текстом:

  • словарная работа,
  • аналитическая работа по тексту,
  • сопоставление текстов различных жанров и стилей,
  • исследовательская работа с текстом,
  • разные виды чтения,
  • пересказ,
  • самостоятельная работа по анализу, тексту,
  • постановка и решение исследовательских задач,
  • сравнительный анализ текста с информацией по МГП,
  • создание различного рода творческих работ, и др.

Приведу пример работы ролевых групп на уроке в 6 классе по статье Г.Бочарова “Что человек может”.

После построения ассоциативного ряда и прочтения текста делю ребят на ролевые группы:

  1. Главный герой Шаварш Карапетян
  2. Брат Камо
  3. Отец
  4. Окружающие, посторонние
  5. Спасенные.

Предлагаю ребятам “войти в роль” и выполнить задания:

  • Войдите в образ главного героя, приготовьтесь ответить на заданные вам вопросы.
  • Выскажите, что вы думаете об этом человеке от лица героев.
  • Задайте вопросы главному герою.
  • Задайте вопросы сыну, брату.
  • Скажите несколько слов главному герою от имени его брата, отца.

Такая работа позволяет ребятам глубже проникнуть в текст, проблему, поставить себя на место героев и оценить их поступки.

Обо всем этом ученики узнают, когда после анализа произведения знакомятся с правовым комментарием, помещенным в рубрике “А знаешь ли ты…?”

На заключительном этапе урока предлагаю вновь обратиться к эпиграфу, предлагаю сформулировать тему, если она не была названа в начале урока. Это концентрирует внимание в конце урока, помогает сделать обобщающие выводы.

При этом важное место уделяю ученику как участнику учебного процесса, анализирующему текст и выделяющему ценностные ориентиры. Много внимания уделяю воспитанию гуманизма, т.е. такой системе взглядов, которая выражала бы признание человека как личности, ее прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми. Идеи гуманного воспитания не новы, они обнаруживаются еще в глубокой древности: в устном народном творчестве, в религиозных и нравственных воззрениях разных народов. В наше время традиции, идеи и принципы гуманизма приобрели особую актуальность, стали жизненной необходимостью для человека. Они лежат в основе Международного права человека, в основе МГП. Поэтому я уделяю внимание этико – правовому воспитанию учащихся на уроке. На первом этапе правовые нормы воспринимаются на эмоциональном уровне /5,6 класс/. Далее предполагается развитие правового просвещения и формирование нормативно-правовой базы, способствующей реализации гражданских инициатив. Реализую это через знакомство с МГП.

МГП является частью Международного права человека, его особым разделом, действующим в условиях вооруженных конфликтов, стремясь смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств, методов ведения войны и обязывая воюющие стороны щадить лиц не участвующих или переставших участвовать в вооруженном конфликте.

Основополагающими принципами МГП являются следующие:

  • гуманность,
  • беспристрастность,
  • нейтральность,
  • независимость,
  • добровольность,
  • единство,
  • универсальность.

Обо всем этом ученики узнают, когда после анализа произведения знакомятся с правовым комментарием, помещенным в рубрике “А знаешь ли ты…?”

На заключительном этапе урока предлагаю вновь обратиться к эпиграфу, предлагаю сформулировать тему, если она не была названа в начале урока. Это концентрирует внимание в конце урока, помогает сделать обобщающие выводы.

Домашнее задание может быть разным, но стараюсь, чтобы оно стало логичным продолжением урока. Например:

  • сформулируйте и запишите основные выводы к уроку,
  • закончите начатые пословицы, поговорки, стихотворения, свой эпиграф к уроку,
  • напишите письмо /герою, автору/,
  • составьте комикс по произведению,
  • поделитесь с родителями, обсуждаемой на уроке проблемой, выясните их мнение и др.

Возможно творческое домашнее задание.

Например:

Никто из нас не рыцарь
Не праведник челом
Но можно ли мириться
С неправдою и злом?
В.Чичибабин

Или

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
С.Есенин

(Сочинение – рассуждение на избранную тему).

Формы контроля:

  • тестирование,
  • письменные работы, творческие работы,
  • устные ответы,
  • сочинения
  • создание плаката и др.

Рекомендуется использовать следующие виды и формы организации учебной деятельности учащихся:

  • построение ассоциативного ряда,
  • постановка проблемной задачи,
  • исследовательская работа с текстом,
  • письменные творческие работы,
  • элементы дискуссии /особенно по темам, содержащимся в разделах “Твой выбор” или “Проблема выбора”/,
  • уроки – диалоги /с автором, с героями/,
  • работа по правовому комментарию,
  • технологии французской мастерской и др.