Методический сборник ОУ

Разделы: Биология, Русский язык, Литература, Иностранные языки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Проект “Модернизация раннего обучения иностранным языкам”

Члены проектной группы:

  1. Комлёнок И.В. – руководитель методического объединения учителей иностранного языка, учитель английского языка;
  2. Колмагорова А.А.– заместитель директора по научно-методической работе;
  3. Соловьева Л.В. – учитель английского языка;
  4. Коляда А.В. – учитель английского языка;
  5. Болтус Л. А. – учитель французского языка;
  6. Рословцева Н.В. – учитель немецкого языка.
Комлёнок И.В. Колмагорова А.А. Иванова В.А. Сбитнева И.Н.
  1. Почему возникла идея проекта?

В последние годы широкое распространение получило раннее обучение иностранному языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, так как современное общество немыслимо без широких контактов, с другой – попыткой современной школы оставаться востребованной и конкурентоспособной.

Наше учреждение ввело в свою программу обучение иностранному языку в начальной школе. Обучение начинается со второго класса.

Несмотря на то, что учителя иностранного языка пытаются учитывать возрастные психофизиологические особенности младших школьников, есть проблема спешности обучения второму языку.

Именно поэтому возникла необходимость в модернизации системы обучения иностранному языку на начальном этапе. Проблема успешности заключается в следующем:

  • невовлеченность (незаинтересованность) всех учащихся в учебный процесс;
  • несоответствие программы обучения на родном языке и на иностранном языке;
  • неспособность усваивать грамматику иностранного языка в связи с её отличиями от грамматики родного языка;
  • речевые нарушения, имеющиеся у детей, которые не затрудняют школьное обучение на родном языке, однако при овладении вторым языком они становятся причиной затруднений (наиболее ярко это проявляется в звукопроизношении).
  1. Идея проекта:
  • внести качественные коррективы в уже функционирующую систему РОИ;
  • создать структуру коррекционно – развивающего комплекса по преодолению затруднений в обучении второму языку.
  1. Данный проект– это система конкретных предложений, которые необходимо внедрить для обновления системы РОИ в ОУ и выведения её на иной, качественный уровень.
  1. Цель проекта:
  • Расширить и улучшить способы обучающего взаимодействия учителей с учениками на уроках иностранного языка на начальном этапе
  • Помочь учащимся в преодолении затруднений, возникающих при обучении иностранному языку на начальном этапе;
  • Создать атмосферу азарта на уроках иностранного языка в начальной школе;
  • Использовать положительный результат деятельности для создания внутренней уверенности в собственных силах, повышении самооценки, авансирования дальнейших достижений.
  1. Срок реализации проекта:
  2. 2003 – 2005 гг.

    “Пространство”, вовлеченное в реализацию проекта:

  1. Принципы проекта:
  • Комплексный подход к обучению: совместная работа учителя иностранного языка, психолога и логопеда – определение причины неуспеваемости в каждом конкретном случае и нахождение адекватного способа помощи ученикам, а также выбор наиболее приемлемой организации учебной деятельности.
  • Планирование и проведение интегрированных уроков совместно с учителями начальных классов – осуществление тесных межпредметных связей (арифметические действия, знания по окружающему миру и т.д.).
  • Введение “страноведческого” часа – знакомство с культурой и традициями страны изучаемого языка по видеоматериалам, что влечёт появление положительной мотивации и познавательной активности.
  • Показ театральных постановок на иностранном языке – совместная работа над спектаклями и подготовка к праздникам развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия для взаимодействия и взаимопомощи, а для учителя – дополнительное время для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц, кроме того родители имеют возможность видеть успех своих детей.
  • Организация клуба для учителей иностранного языка “Игротека”, где учителя имели бы возможность обмениваться, знакомиться со сценариями игр и проигрывать новые игры и игровые приёмы, так необходимые для создания атмосферы азарта на уроках и повышения мотивации к изучаемому предмету.
  • Создание “Школы современных иностранных языков” – возможность для одарённых учеников общаться на иностранном языке вне школьной программы.
  1. Этапы реализации проекта:

2003 – 2004 гг. – год разработки и частичного внедрения проекта.

2004 – 2005 гг. – год совершенствования проекта.

  1. Ресурсы для реализации проекта:
  • психолого-логопедическая служба;
  • методическая служба;
  • видео -/ аудиотека.
  1. Финансовые затраты реализации проекта
  • создание видео -/ аудиотеки – 1.500 – 2.000 рублей;
  • приобретение необходимой литературы и УМК для учителей – 1.000 рублей.

    Итого: 3.000 рублей

Учитель: Баева Галина Аркадьевна
“Н. Заболоцкий. Цикл стихов “Последняя любовь”

    Цели: через анализ стихов формировать внутренний мир учащихся, развитие коммуникативных отношений, памяти, ассоциативности, умение создавать различные письменные тексты.

    Оформление:

    1. букет чертополоха,
    2. доска:
      • эпиграф
        “Не позволяй душе лениться!
        Чтоб воду в ступе не толочь,
        Душа обязана трудиться
        И день и ночь, и день и ночь!”
      • тема записана;
      • вопросы:
    1. Почему Заболоцкого называют поэтом-философом?
    2. Почему цикл стихов “Последняя любовь начинается стихотворением “Чертополох”, а заканчивается стихотворением “Старость”?
    1. Вступительное слово учителя.
      Задание классу: слушая, попытайтесь записать философские категории, которые прозвучат в словах учителя. Почему Заболоцкого называют поэтом-философом?
    2. Заболоцкий исследовал в своем творчестве глобальные темы: Человек – Вселенная – Мироздание. Он анализировал их по-разному на каждом этапе своего творчества. От дисгармонии с миром пришел к гармонии. Его всегда интересовал человек как носитель разума. Понятия – разум злой и добрый, которые ввел в свое творчество Заболоцкий – это категория философская.

      Впоследствии появится еще новая категория – душа. Душа – синоним разума доброго. Затем он обратится к понятию красота: что есть красота и за что ее обожествляют люди.

      И на последнем этапе предметом его исследований становится любовь – то нравственно-философское понятие, поэтому Заболоцкого можно назвать поэтом-философом.

    3. Создание учащимися схемы ответа на вопрос.

    4. Человек – Вселенная – Мироздание
      Разум = Душа
      Красота
      Любовь

    5. Слова учителя: итак, на III этапе его творчества предметом исследований поэта становится любовь. И Заболоцкий говорит, что это величайшее человеческое чувство подвержено тем же законам, что и природа. Каким?
    6. Задание: пишем синквейн “Любовь”.

    Синквейн (от французского – “пять”) – это стихотворение из 5 строк, которое строится по определенным правилам:

    1. В первой строчке называется одним словом тема (существительное).
    2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (прилагательное).
    3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы, выраженное тремя словами.
    4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    Например:

    Любовь
    Светлая, сумасшедшая
    Завораживает, освещает, ослепляет.
    Твое отражение на душе у меня.
    Пожар.

    1. Слова учителя: Итак, десять стихотворений, первое – “Чертополох”, последнее – “Старость”. Почему?
    2. Словарь Ожегова: “Чертополох – сорное колючее растение с кустистым стеблем и пунцовыми цветами”.
      Гармония души как вознаграждение за старость. Но чтобы пройти этот путь, душе нужно было потрудиться. (Чтение эпиграфа.)

      1. Анализ стихов. Что роднит Заболоцкого с Пушкиным?
    1. Письменный круглый стол. В этом цикле стихов Н.Заболоцкий остается поэтом-философом.
    2. Письменный круглый стол – это метод обучения, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди группы из трех участников. Например, первый записывает какую-то идею, затем передает соседу слева. Второй добавляет к этой идее свои соображения, передает лист по кругу. Возможны другие варианты.

    3. Анализ. Кто лучше?

Учитель: Сбитнева Ирина Николаевна
Тема: “Слово и его возможности”

    Цель:

    формировать чувство слова,
    раскрыть нравственно-эстетическую ценность слова,
    развивать речевые и коммуникативные умения учащихся.

    1. Организационный момент. Опорная скороговорка:

    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.

    Мы будем разговаривать
    И будем выговаривать
    Так правильно и внятно,

    2. Вступительное слово учителя. Задачи урока.

    Сегодня мы продолжим наше путешествие к слову, в мир его души, его настроения. Английский писатель Шекспир говорил: “Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить”.

    3. Интеллектуальная разминка. “Терминатор”.

    Проверка знания терминологии. Работа в парах – соедини карточки.

    4. Лексическая работа. Слово-магнит “СОЛНЦЕ”.

    Самостоятельная работа – лексическая копилка.

    Образно-эмоциональный анализ слова.

    5. Гимнастика ума. Продолжим сказку.

    Творческая речевая деятельность учащихся.

    МОЛНИЯ И СОЛНЦЕ

    Спросила Молния у Солнца:

    – Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже яркая и тепла от меня тоже много?

    Продолжите сказку. Что ответило Солнце Молнии?

    6. От слова к тексту. Художественно-изобразительные возможности слова. Работа с отрывками из стихотворения Ф. Тютчева:

    Неохотно и несмело
    Солнце смотрит на поля.
    Чу, за тучей прогремело.
    Принахмурилась земля.

    6.1. Анализ изобразительных средств:

    • роль эпитетов;
    • олицетворение как особый вид метафоры.

    6.2. Работа в группах. Определить тип речи, приготовить обоснование.

    7. Слово и образ. Знакомство с новым изобразительным средством – аллитерацией.

    Анализ строк стихотворения С. Есенина:

    Свищет ветер, серебряный ветер,
    В шелковом шелесте снежного шума

    Хоровое чтение. Звуковой анализ. Художественная роль аллитерации.

    8. Наблюдение над выразительными возможностями слова ШЕЛЕСТ. Слово и настроение.

    – Каково лексическое значение слова “шелест”? (какие-то звуки)

    – Что может шелестеть? (листья, страницы книги)

    – Послушайте себя внимательно: какое настроение вызывает у вас слово “шелест”? (тихое, сонное, мягкое, задумчивое, таинственное…)

    Настроения разные, но близкие. Попробуем разобраться в них.

    И помогут нам звуки.

    – Почему слово вызывает тихое настроение? (Звуки тихие, глухие)
    – А задумчивое? ( Звуки протяжные – ш, с.)
    – А таинственное? (Ш передает, это свойство этого звука)
    – А почему не страшно? Сравните со словом “шорох” (мягкие, Л – ласковый звук, да еще и мягкий)

    9. Домашнее задание.

    Дома поработать со словом ШУМ.

    – наблюдение, устно;
    – словесное произведение с этим словом;
    – или слово-магнит (определять поле притяжения)

    10. Само- и взаимооценка деятельности на уроке.

    Конструктор урока русской словесности по теме: “Слово и его возможности”

    Этапы урока

    Функциональные блоки

    Целевые установки

    Время

    1

    Оргмомент Опорная скороговорка Мобилизация на активную деятельность

    2 мин

    2

    Вступительное слово Задачи урока Целенаправленность учебной деятельности

    1 мин

    3

    Интеллектуальная разминка Игра “Терминатор”, работа в парах.

    “Идеальный опрос”

    Формирование понятийного аппарата и навыков самодиагностики

    5 мин

    4

    Лексическая работа Определение магнитного поля слова “солнце”. Самостоятельная деятельность Образно- эмоциональный анализ слова

    8 мин

    5

    Гимнастика ума Продолжим сказку “Солнце и Молния”. Творческая речевая деятельность уч-ся, коммуникативность

    5 мин

    6

    От слова к тексту. Изобразительные возможности слова Анализ поэтического текста. Работа в группах

     

     

    Приемы анализа текста. Эстетическое воспитание уч-ся. Культура чувств

     

     

     

    15 мин

    7

    Слово и образ Изобразительные возможности слова. Аллитерация.

    8

    Наблюдение: слово и настроение Анализ слова “ШЕЛЕСТ”

    9

    Домашнее задание Разноуровневое речевое задание Речевая практика

    2 мин

    10

    Итог урока Само- и взаимооценка деятельности Самодиагностика

    2 мин

Учитель: Иванова Вера Анатольевна
“Витамины на уроке валеологии”

Цели: познакомить учащихся с витаминами, которые укрепляют и сохраняют наше здоровье; развивать умение отгадывать загадки; формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье.

Форма занятия: ролевая игра

– Ребята! Сегодня в нашу школу для первоклассников почтальон принес удивительную телеграмму!

– Как Вы думаете, от кого она?

– Так давайте прочитаем ее…(читают телеграмму: ДОРОГИЕ РЕБЯТА ТЧК. ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПУТЕШЕСТВИЕ ВИТАМИНАМ ТЧК).

– Ну, что же, ребята, принимаем приглашение?

– А Вы знаете, что такое витамины?

(Витамины – активные вещества, которые обязательно должны быть в нашей пище, а проще говоря – еде. Недостаточное количество витаминов в пище приводит к развитию тяжелых заболеваний)

– Итак, в путь!

Во время путешествия
Мы будем веселиться
И многому учиться.
Как здоровым быть,
Фрукты, овощи любить

– Закрыли глаза и сосчитали до пяти.

– Ой, а это кто? (Стоят три девочки – витамины А, В, С).

– Давайте знакомиться. (Хором отвечают.)

– Витамин А. Не будет витамина А, ты начнешь хуже видеть.

– Витамин В. Когда нет в пище витамина B, человек плохо спит и много плачет.

– Витамин С. Не будет витамина С – станешь слабым, выпадут зубы.

(Богаты витаминами овощи, ягоды, фрукты. Витаминный состав у каждого свой. Больше всего витаминов в свежих овощах, ягодах и фруктах.) На магнитной доске набрано слово “ВИТАМИНЫ”, ниже картинки с витаминами А, В, С.

– А в каких овощах и фруктах живут эти витамины, Вы узнаете, когда отгадаете загадки.

– Где же живет витамин А? Слушаем внимательно загадки.

  1. Красный нос в землю врос,
    А зеленый хвост – наружи.
    На зеленый хвост не нужен,
    Нужен только красный нос. (Морковь)
  2. В огороде вырастаю,

    А когда я вырастаю,
    Варят из меня томат,
    В рот кладут и так едят.   (Помидоры)

  3. Я вырос на грядке,
    Характер мой гадкий:
    Куда ни приду,
    Всех до слез доведу.  (Лук)

    – А где же поселился витамин С?

  1. Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали –
    Не одну нашли, а десять!
    Как ее названье, дети? (Картофель)
  2. Целое лето старалась, одевалась…

    А как осень подошла,
    Нам одежки отдала.
    Сотню одежонок
    Сложили мы в бочонок. (Капуста)

  3. Он никогда и никого

    Не обижал на свете.
    Чего же плачут от него
    И взрослые, и дети?  (Лук)

  4. Ох, не зря в саду хвален

    Витаминный чемпион
    С красным соком,
    С черным соком. (Смородина)

  5. Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые
    И маленькие детки. (Яблоко)
  6. – Где можно встретить витамин В?

  1. Красная репка в землю засела крепко.(Свекла)
  2. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(Горох)

Витамина В много в овощах зеленого цвета.

Посмотрите, прочитайте,
Витамины так сильны,
Что Вы без сожаленья скажете:
“Нам лекарства не нужны” (Хором).

    Витамины – просто чудо!
    Сколько радости несут:
    Все болезни и простуды
    Перед ними отвернут.

    Шиповник:

    Я красивый и колючий,
    Я – шиповник, ешь меня,
    Здоровей день ото дня.

    Морковь:

    Не гордись шиповник,
    Очень витаминами, собой,
    Я ведь тоже, между прочим,
    Потягаюся с тобой!

    Редька:

    Вышла редька в хоровод.
    Редька– это корнеплод.
    Хороша она для блюд,
    Что спасают от простуд.

    Помидор:

    Я тоже – спутник здоровья,
    Красный, аппетитный, аккуратный.
    И даю я сок томатный.

    Лук:

    Позвольте представиться,
    Я – Чиполлино,
    И к Вам у меня разговор есть недлинный.
    Хоть я и горек, слезы вызываю,
    Но пользу большую собой представляю.

    Встали луковицы в круг,
    Первым встал зеленый лук,
    А за ним – к зубку зубок,
    Круглый катится чеснок.
    Хоть они и простоваты –
    Витаминами богаты.

    Капуста:

    Сладкая капуста я,
    Сочная, полезная.
    Можно с радостью сказать,
    Что очень я целебная.

    Лимон:

    Я желтый и кислый,
    Сеньор лимон,
    Качеств целебных моих не счесть,
    Меня с кожурой можно есть.

    Он как доктор Айболит,
    От болезней исцелит.

    Не дождя на горизонте,
    Не предвидится потоп,
    Но раскрыл ажурный зонтик,
    Зонтик свой раскрыл укроп.

    А под зонт к нему спешат
    Сельдерей, щавель, шпинат,
    И петрушка, и салат –
    В них для нас здоровья клад.
    Те, кто с детства дружат с нами,
    Те растут богатырями. (Хором)

    Человеку для здоровья
    Витамины все нужны,
    Ешьте овощи и фрукты,
    В вашей жизни все они важны.

    Песенка про витамины

  1. Соки, ягоды и фрукты – кладовая витаминов.
  2. Это вкусно и полезно. Нам с тобой необходимо.
    Абрикосы, апельсины витамин содержат А.
    С – в шиповнике, малине и в клубнике есть сполна.
    С – в шиповнике, малине и в клубнике есть сполна.

  3. В овощных культурах тоже
  4. Есть источник витаминов,
    В баклажанах и томатах В1, В2, РР.
    В огурцах же витамины спрятались все в кожуре.
    В огурцах же витамины спрятались все в кожуре.

  5. И в капусте витамины
  6. Группы С и группы Р.
    Даже есть в зеленом луке витамин известный С.
    Даже есть в зленном луке витамин известный С.

  7. Если будете, ребята, витамины эти кушать.
    И полезные советы докторов почаще слушать,
    То здоровье и румянец обеспечен на года.
    И болеть вам, знаем точно, не придется никогда.
    И болеть вам, знаем точно, не придется никогда.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Спасибо, Витамины! Мы Вам очень благодарны за путешествие И ЗА ТО, ЧТО Вы дали нам новые знания. До следующей встречи.