Методический семинар «Развитие эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы»

Разделы: Литература


«Только то знание может привиться, которое прошло
через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание,
убивающее всякое живое отношение к миру».
Лев.Семен. Выготский

Очень часто СМИ преподносят нам ужасающие новости:

«Девушки издевались над своей одноклассницей: вымогали деньги, а потом запинали до смерти», «подростки зверски надругались над учительницей», в Иркутске вынесли приговор двум девушкам, обвиняемым в жестоком обращении с животными». Что происходит с нашими детьми? В чем причина подобного эмоционального неблагополучия? И что должны измениться в образовании, чтобы этого не случилось?

Проблема эмоциональной культуры была актуальна на протяжении всего человечества.

Одной из наиболее острой проблемой является взаимоотношение интеллекта и эмоции.

В некоторых языках вообще нет слова «эмоция». В монгольском языке вместо слова «эмоция» употребляют словосочетание «движение души». И работая над развитием эмоционального интеллекта у детей, мы видим, как проявляется душа ребёнка.

Нам важны были мысли и действия, мы учили детей ставить цели и получать результат. Всё делали правильно – но успешных людей в стране оказалось маловато, да и счастливых в семейной жизни негусто. Общество остро почувствовало необходимость введения новых стандартов, задумались над развитием УУД.

Эмоции и разум – сообщающиеся сосуды. В состоянии покоя они приводят к нужному результату. Захлестнули эмоции - разум «упал», действуем необдуманно.

Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю. Другими словами - способствовать развитию эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это навык понимания своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Другими словами: « Я – человек (сосуд наполнен водой, в которой растворён пурген). Я испытываю бурю эмоций (добавляю соду, вода становится красной). И если я обладаю навыком понимания своих эмоций и умею ими управлять (добавляем лимонную кислоту, вода светлеет), то мои эмоции не мешают окружающим меня людям.

А К.Д.Ушинский  предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает».

Долгие годы школа делала ставку только на интеллектуальное развитие, а эмоциональное участие образование отдавалась на волю случая. Сегодня учитель должен формировать гармоничную, целостную личность и на уроках сводить воедино ум и сердце.

Эмоции ребенка могут нам рассказать о многом: о его внутреннем мире, его мыслях, о его предстоящих действиях. И нам не обязательно проводить какие-либо тестирования, которые помогают определить состояния, эмоции ребенка, через урочную и внеурочную деятельность. Мы можем не только научиться ребенка контролировать свои эмоции, которые могут быть направлены на негативные поступки, но и научить овладевать ими: сочувствовать, сопереживать. Эмоции развивают способность самопознания, эмпатии, самоконтроля. Для этого эмоции нужно уметь идентифицировать, называть. Я предложу вам просмотр видео.

- Какие чувства и эмоции охватили вас? (Слушаем и считаем, сколько эмоций назовут) Не повторяйтесь, пожалуйста!

- Спасибо. Современные психологи-исследователи утверждают, что взрослые могут назвать от 10 до 20 слов-наименований эмоций. Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний. На уроках с детьми мы прорабатываем 8 базовых эмоций.

4 положительные

  • сочувствие,
  • удивление,
  • интерес,
  • радость

и 4 отрицательные:

  • равнодушие,
  • гнев,
  • страх,
  • печаль.

Роль школы очень велика, ведь детство и отрочество – это окно, это возможность проложить путь в будущее, это становление человека, человеческих черт. Недостаток эмоционального интеллекта расширяет диапазон риска от депрессии до склонности к правонарушениям. Мы должны научить детей правильно общаться, чтобы в дальнейшем им жилось легче.

Федеральные стандарты ждут от нас вот такой «портрет выпускника»……

Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. Польза этих уроков – знакомство с жизнью, умение переживать все чувства вместе с героями, погрузиться в их мир. Тем самым по крупицам собирается эмоциональный и социальный опыт, в дальнейшем этот опыт поможет детям ликвидировать эмоциональное неблагополучие, о котором мы говорили в самом начале.

Цель опыта – создание на уроках литературы условий , способствующих развитию эмоциональной сферы в процессе постижения идейно-художественного своеобразия литературного произведения, творчества.

1. Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим повысить читательский интерес, через «заражение эмоциями».

(Просмотр буктрейлера, ссылка на буктрейлере) Пред прохождение художественного произведения, я даю обучающему задание – составить буктрейлер. Причем нужно составить, его так, чтобы получилось выразить эмоциональное состояние, эмоциональный настрой всего произведения. Выражая это, ребенок одновременно раскрывает и свои эмоции, свое восприятие. Об этом нам расскажут те моменты, какие, на взгляд ученика, были основными в сюжете, об этом расскажет и подобранная музыка, и ключевые слова.

2. Развитию эмпатии на уроках помогает обращение к произведениям искусства. Подобная работа развивает ассоциативное мышление, эмоциональное и эстетическое восприятие учащихся. Например, подбор музыкального эпиграфа, использование кинемотографа, изобразительного творчества. Это попытка помочь детям встать на место героя, погрузится в атмосферу, научиться испытывать чувства по-настоящему.

3. Развитие самопознания опирается на использование технологии работы над художественным текстом, художественной деталью, опирается на написание эссе, сочинений. Где ребенок должен научиться рассуждать, а свои чувства переносить на бумагу, передавая их другим людям.

Во внеурочной деятельности тоже есть большое количества форм и методик, которые учат ребенка переносить ряд эмоций, учат жить чувствами.

1. Огромный потенциал эмпатии и самопознания открывает для ребенка театральная деятельность! Дети участвуют в постановках от первого лица, переживают, окунаются в произведение! (включить видео, ссылка на заголовке) Мои ученики посещают театральный кружок, и уверяю вас, это не безрезультатно! Я не говорю здесь о ежегодных победах на конкурсе «Театральная карусель», «Созвездие талантов», нет! Я говорю о детских чувствах и душах, которые прочувствовали образ девушек – зенитчиц из произведения «А зори здесь тихие», образ тимуравцев из произведения «Тимур и его команда» и др. Времени на подготовку, на работу направленную на умение познать мир уходит много, но это стоит этого!

2. Идея создать поэтическую мастерскую, где дети пишут стихи, читают их, помогла не только выразить эмоциональное состояние у детей, но и мне, как учителю, у каждого ребенка распознать внутренний мир. Учитель становится – психологом! Психолог, который с помощью детского мироощущения может вовремя прийти на помощь.

Можно много перечислять форм развития эмоционального интеллекта (вн.мероприятия, коллажи, афиши, творческие работы)

Каков результат эмоционального развития ребенка? Можноли это выразить цифрах это выразить невозможно (рез-ты ЕГЭ, проекты, творческие конкурсы.) Наверное, можно, ведь владение эмоциями, эмоциональным мышлением способствует более продуктивному ходу когнитивных процессов.

Однако самым главным результатом опыта является:

1. Повышение мотивации к учению.

2. Отсутствие среди учащихся «отвергнутых», правонарушителей.

3. Высокая социальная активность.

Все это говорит о развитости способности выстраивать взаимоотношения, способности понимать друг друга, о развитии эмпатии у учащихся, о снижении социальной тревожности. В наше время, прагматичное время это очень и очень актуально.

Душа ребенка многогранна…
Не замечаем мы порой,
Что для души нет слова «рано»,
Что мир у детства не простой.

В нём есть и тихие страданья,
Восторг безудержный, любовь,
Переживания и тайны...
Душа свободна от оков.

Пока дитя не научилось
Кривить душой, темнить и лгать
Нам надо (через Божью милость!)
Душе ребячьей помогать.