Литература
-
Интегрированный урок математики и литературы по мотивам сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок». Урок-сказка "Числа в русской сказке". 6-й класс 2016
Основная цель урока: повторить темы за курс 6-го класса. На уроке использованы элементы занимательности (урок-сказка), наглядность. Урок направлен на воспитание у учащихся интереса к предмету, стремления к совершенствованию своих знаний, на развитие умения логически мыслить и выражать свои мысли вслух, на развитие находчивости, сообразительности. На этом занятии есть прекрасная возможность на нетрадиционном материале обобщить и расширить знания учащихся.
-
Пушкинский Лицей. Литературный вечер 2016
Материал предназначен учителям литературы для использования на уроках внеклассного чтения и во внеурочной работе. «Оживляет» яркие и незабываемые образы юного Александра Пушкина и его друзей-лицеистов. Расширяет кругозор учащихся, прививает любовь к поэтическому слову, воспитывает нравственно и эстетически, развивает речь, приобщает к прекрасному.
-
Использование на уроках современных методов обучения. Синквейн 2016
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из 5 строк. Каждая строчка синквейна имеет строгое содержание и определённую форму: 1-я строчка – существительное, выражающее тему, 2-я – два прилагательных к существительному; 3-я - 3 глагола к существительному, 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному. Синквейны помогают оживить урок, вносят элемент новизны, построены на основе игровой деятельности.
-
Урок-проект "«Тема семьи на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»" 2016
Цель урока: не только раскрыть и выявить авторский взгляд на тему семьи, но и способствовать формированию собственного семейного идеала учащихся. Для достижения этой цели выбран метод кластера. Учащиеся разделились на группы и каждая группа работала над составлением и защитой своего кластера. Так они постепенно подошли к той модели человеческих ценностей, которую раскрыл Л.Н.Толстой в своём романе, а затем высказали своё понимание и видение своей будущей семьи.
-
Обрядовый фольклор 2016
Цель занятия: дать первоначальное представление об обрядовом фольклоре; развитие творческих способностей учащихся через прикосновение к УНТ; привитие чувства любви к родному слову, к истории страны, воспитывать чувства патриотизма и уважения к традициям прошлого.
-
Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) 2016
Статья представляет опыт исследования поэтического текста, дает импульс к размышлению, осмыслению великой силы слова, учит любить родную литературу. Автор надеется, что данный опыт поможет понять авторскую позицию автора через анализ текста.
-
Элективный курс по литературе «Женская проза в русской литературе конца XX – начала XXI века» 2016
Предметом изучения данного элективного курса является творчество писателей конца XX – начала XXI века. Литература рубежа XX–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.
-
Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы 2016
Технология продуктивного чтения помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении не только литературы, но и истории, биологии, географии.
-
Урок литературы "М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта". 7-й класс 2016
Цель урока заключается в создании условий для проявления познавательной активности учащихся в расширении и систематизации знаний о жизни М.Ю. Лермонтова и истоках его поэзии. В течение всего урока осуществляется личностно ориентированный подход, используются технологии педагогики сотрудничества, проблемного обучения, ИКТ-технологии.
-
Жанр, сюжет и композиция "Слова о полку Игореве". Образ князя Игоря 2016
На уроке даются понятия о жанре, сюжете и композиции «Слова о полку Игореве», анализируется образ князя Игоря, сравниваются собственные представления учащихся о князе Игоре с представлениями художников и композитора, происходит попытка оценить действия князя Игоря.
-
Урок литературы "С.Т.Аксаков "Очерк зимнего дня" (анализ авторского текста). Авторская позиция в тексте очерка". 6-й класс 2016
Важнейшей задачей современного образования является подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, развитие аналитического мышления, а также воспитание ребенка как творческой личности, тонко чувствующей красоту окружающего мира, в том числе красоту слова. Задачи урока: проанализировать «Очерк зимнего дня» с точки зрения содержания и формы; освоить понятия опорные слова и ключевые слова в тексте; формировать умение вчитываться в текст, рисовать в воображении словесные картины.
-
Педагогическая мастерская по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие…" 2016
Урок построен в форме педагогической мастерской. Урок актуализирует прочитанный текст Б.Васильева «А зори здесь тихие…», интегрирует имеющиеся у обучающихся знания о Великой Отечественной войне. Мастерская урока развивает навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать высказывания и суждения друг друга, составлять свои тексты о Великой Отечественной войне. Презентация, которая подготовлена к уроку, демонстрируется в течение всей мастерской.
-
Методичекая разработка урока литературы на тему "Речь Тараса Бульбы о товариществе". 7-й класс 2016
Цели урока: рассмотреть речь Тараса Бульбы с риторических позиций, показать её композиционное значение и роль для раскрытия характера Тараса Бульбы, познакомить с элементами риторического анализа речи, продолжить формирование собирать и систематизировать материал для характеристики литературного героя; воспитывать чувство любви к Родине.
-
Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». 5-й класс 2016
Цель урока: формирование представленияо человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний. Дети любят басни Крылова, с удовольствием читают их, учат наизусть, инсценируют, создают свои иллюстрации. Все это способствует воспитанию любви к нашей классике.
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы. 5–7-е классы 2016
Статья представляет материалы из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Предлагается примерная тематика исследовательских работ на основе изучения произведений по программе литературного образования авторов-составителей Г.С.Меркина и С.А.Зинина.
-
Из всех чудес единственное чудо (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет") 2016
Частный случай поэтизирован А.И.Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве.
-
Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка») 2016
Цель урока: установить связь между произведениями А.Платонова и его писательской судьбой, продолжать работу над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; формировать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям, достигать понимания текста на уровне содержания. Углубить представления учащихся о «формуле жизни» А.Платонова, раскрыть философичность содержания платоновского рассказа.
-
Литературно-музыкальная гостиная «Дороги Пушкина» 2016
Литературно-музыкальная гостиная проводится для старшеклассников в рамках декады русского языка и литературы или для внеурочной деятельности учителя. Задача мероприятия: заинтересовать способом подачи материала, взволновать мастерством чтения, заворожить недосказанностью. Полученная в такой форме информация помогает развить интерес к чтению, к предмету, к жизни и творчеству классика, улучшить знания по предмету, способствует общему развитию учащихся.
-
Проблема уничтожения деревни в повести Романа Сенчина "Чернушка" 2016
Урок литературы в 11-м классе поднимает проблему уничтожения деревни на примере повести Романа Сенчина "Чернушка". На уроке используются такие методические приемы, как исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа. Ученики овладевают навыками анализа текста как единого целого, при этом развивается устная речь учащихся, образное и логическое мышление. Воспитывается эстетический вкус и формируется внутренняя культура.
-
«Человек в зеркале искусства первой половины XX века». Интегрированный урок по истории, МХК и литературе, разработанный в рамках элективного курса «Искусство как зеркало самопознания» 2016
Разработка урока может быть реализована в 11-м классе в рамках элективного курса МХК. Данное занятие можно также использовать в качестве прелюдии к изучению постмодернизма в рамках любой программы, предполагающей знакомство с современным искусством. Материал можно изучать в течение нескольких занятий или, если класс сильный, на сдвоенном уроке.
-
Удивительный мир Вероники Тушновой 2016
Талантливая советская поэтесса Вероника Михайловна Тушнова, оставила нам в наследство замечательные стихи, которые очаровывают своей искренностью, красотой и нежностью. Именно об этом говорится в статье. Особое внимание уделено высказываниям современников Вероники Тушновой о ней и ее творчестве, а также значимости употребления личных местоимений в стихотворениях поэтессы. Кроме того, представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного творчеству В.М.Тушновой.
-
Система уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова. 8-й класс 2016
Представлена система уроков в 8-м классе по творчеству М.Ю.Лермонтова. Первый урок посвящен знакомству с жизнью и творчеством, презентации произведений, второй урок посвящен изучению поэмы "Мцыри", теме свободы. Уроки представлены в виде технологических карт. Третий урок - творческий, который можно провести во внеурочное время, проводится в игровой форме кастинга на роль Мцыри в одноименном фильме.
-
Сценарий проблемно-эвристического урока литературы по теме «А.С.Пушкин "Капитанская дочка", глава "Поединок"». 8-й класс 2016
Урок направлен на совершенствование у учащихся умений и навыков аналитической работы с художественным текстом. Проблемный вопрос: Как преломляются слова песни «Кадетский вальс» (Душу – Богу, сердце – даме, жизнь – государю, честь – никому!) в произведении А.Пушкина? Главный вывод: точка зрения, выраженная в песне XX века, совпадает с позицией пушкинских героев и может восприниматься как современная поэтическая интерпретация жизненного кредо поэта-классика.
-
Урок построения знаний по творчеству В.Высоцкого в 8-м классе 2016
Цели урока: познакомить с творчеством поэта-барда Владимира Высоцкого; дать понятие об авторской песне; обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого; раскрыть незаурядную натуру поэта.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "По воспоминаниям фронтовой сестры" 2016
Материал представляет собой сценарий литературно-музыкального вечера, проведенного в Вальдорфских классах МБОУ «СОШ № 29» г.Владимира. Вечер посвящен празднованию семидесятой годовщины Великой Победы. В организации и проведении вечера принимали участие все учащиеся Вальдорфских классов.
-
Открытый урок по литературе в 7-м классе по теме «А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа» 2016
Цель урока: познакомить с творчеством А.П.Чехова; формировать навыки анализа сатирического рассказа; развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды; воспитывать нравственность; расширять творческие возможности учеников в процессе самостоятельной работы на уроке.
-
"Стихи о Прекрасной Даме" – самые чудесные из чудес Блока… 2016
В «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока возлюбленная поэта показана существом неземным, высшим, чем-то вроде звезды, «в полночь глухую рожденная», а «живая оказывается Душой Мира» разлученной, плененной и тоскующей», которая стремится соединиться с высшим началом и в конце концов должна исчезнуть и улететь, оставив его одного на земле. Соединение с ней на рубеже жизни и есть его высокое стремление, как видно из стихов. Всему, что совершалось в жизни, поэт в стихах придает смысл иносказаний…
-
Изучение критических статей В.Г.Белинского (ст. № 8, 9) (после прочтения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). 9-й класс 2016
Цели урока: познакомить учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского; совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, высказывать свое мнение; способствовать развитию логического мышления путем проблемных вопросов; вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.
-
Мотивы лирики А.С.Пушкина 2016
Данный урок посвящен изучению лирики А.С.Пушкина в 9-м классе. На уроке учащиеся анализируют лирические произведения поэта разной тематики. Главной целью урока является выявление основных мотивов лирики А.С.Пушкина. Результатом коллективной работы является кластер «Мотивы лирики Пушкина». В завершении урока проводится рефлексия о новом материале с урока.
-
Мастерская творческого письма «Мой любимый поселок» 2016
Цели урока: развивать интерес к родным местам, к Родине; воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка; расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.