Образность как основа поэтической памяти народа (анализ языкового материала “Слова о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова”).
Цели урока:
- вспомнить жанровое определение “Слова...”;
- сопоставить языковой материал “Слова...” в переводе Д.С. Лихачева и летописный источник;
- показать главное назначение образности – стать поэтической памятью народа (на примере перевода Заболоцкого);
- развивать навыки анализа текста;
- проанализировать стилистические особенности “Слова...” с точки зрения современного языка;
- развивать навыки выразительного чтения;
- способствовать развитию творческих способностей учеников при сопоставлении фраз на древнерусском и современном языках.
Оборудование:
- иллюстрации к “Слову...”;
- раздаточный материал: летописный источник (“Ипатьевская летопись” и “Лаврентьевская летопись”), поэтический перевод эпизода, выполненный Д.С.Лихачевым, Н. Заболоцким;
материалы учебника Литературы 8 класс.
Оформление доски:
- Тема: “Образность как основа поэтической памяти народа (анализ языкового материала “Слова о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова”)”.
- Эпиграф: Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости”. Д.С. Лихачев.
- Опорные слова: жанровая характеристика, летописный источник, рефрен, выразительные средства, стилистические особенности, словарная статья, древнерусский язык, современный русский язык, поэтическое слово, быть сопричастным родной истории, языковые средства, семантические изменения.
Домашнее задание: Составить тезаурус на основе “Слова о полку Игореве” на одну из тем:
- Животный мир “Слова...”
- Растительный мир “Слова...”
- Погодные явления в “Слове...”
- География “Слова...”
- Военная сфера “Слова...”
- Цветовой мир “Слова...”
- Мир князей в “Слове...”
- Словообразовательная цепочка: образ ---> образный ---> образность.
Ход урока
Эпиграф к уроку - слова Д.С.Лихачева “Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости””.
Слово учителя. Высказывание Д.С. Лихачева о человеке и его отношении к своему прошлому, завет Пушкина, которого всегда интересовало прошлое нашей страны, подсказывают нам, современным людям, что мы полностью отвечаем за сохранение нашего прошлого, его лучших поэтических страниц. Давайте послушаем отрывок из “Слова”, который читает Д.С. Лихачев.
Словарная работа. Давайте поработаем со словарем.
Слово образ в искусстве – это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления, а также в художественном произведении тип, характер.
Следующее в словообразовательной цепочке слово образный, оно обозначает изобразительный, яркий, живой.
Затем мы растолкуем слово образность. Что же оно обозначает? Мы будем говорить, учитывая отвлеченный суффикс – ость, об особом мире художественного произведения, в котором неизвестный нам автор не только воспроизводит исторический колорит эпохи, но и задает вечные философские вопросы. Все это связано со словом образность. Именно в поэтической (то есть творческой, художественной, эмоциональной) памяти народа, способной сохранять только лучшие литературные произведения, одно из самых почетных мест занимает “Слово о полку Игореве”.
Работа по теории литературы. Во вступительной статье к “Слову о полку Игореве” дано жанровое определение, указывающее, что это произведение имеет черты и древнерусской дружинной поэзии, и повести, и песни (сам автор указывает на это же в зачине).
Древнерусский термин повесть обозначал всякий рассказ, повествование о каком-либо событии, эпический характер произведения, которое призвано о чем-то объективно поведать (конкретный сюжет современной истории).
Слово – жанр, описывающий значительные события, рассматривающий важные проблемы, волновавшие людей (политика и публицистика).
Песнь – в европейской литературе образец средневекового героического эпоса, эпическое произведение, в древнерусской - вбирающее в себя субъективную, лирическую стихию, имеющее элемент поэтической назидательности (стихи).
Литературоведческое лото. Выберите из перечисленных особенностей те, которые относятся к “Слову...” как особому жанра литературы. Вызываются 3 учащихся, которые отбирают те элементы, которые характерны для определенного жанра. На столах учащихся тоже лежат отдельные части, чтобы собрать правильный ответ. Докажите справедливость своих выводов на примере “Слова о полку Игореве”.
Задание классу. Сравните начало истории князя Игоря из летописи (Ипатьевской) на древнерусском языке и (Лаврентьевской) перевод на современном русском языке. Определите, в чем главное языковое отличие, используя опорные слова.
1 – Имя и отчество (порядок слов, указание на знатность рода).
2 – Попросил помощи (изменение формы слова).
3 – Очень тучные – раскормленные.
4 – Поникли головами и понурили (сейчас изнурили – другое значение).
5 – Обращение и звательный падеж.
6 – Экономия языковых средств (бяше – уже).
7 – Сторож и разведчик (изменение значения).
8 – Полногласие и неполногласие.
9 – Срам и позор (зреть - видеть).
– Угадать и порешить (догадка и решение).
Задание классу. В чем отличие “Слова о полку Игореве”, которое вы уже прочитали и на древнерусском, и на русском языке, от летописного источника?
Ответ.
- Обращение к Бояну.
- Нет обращения к боярам за советом.
- Как бы пропел Боян.
- Наличие рефрена: “О Русская земля! Уже ты за холмом!”
Вывод: мы слышим авторский голос – речь-монолог мысленного участника действия.
Песня “Перышко” и Плач Ярославны. Многие поэты и писатели пытались перевести “Слово о полку Игореве” и делали это в поэтической форме, например, Н.А. Заболоцкий. Сравните песню, которую мы услышали, и поэтическое переложение Заболоцкого и сделайте вывод, что общего в лирическом настроении?
– Мы слышим плач русских женщин, в голосе тоска, печаль, но остается надежда у Ярославны, что ее мольба спасет Игоря из плена.
Выразительные средства и стилистические приемы в “Слове о полку Игореве”. Как же автору удалось передать женскую боль и тоску? Помогли в этом выразительные средства и стилистические приемы. Какую роль они сыграли в поэтизации “Слова...”? Объясните их значение.
Вывод. В “Слове...” используется множество художественных средств, и каждое из них выполняет определённую роль. Метафоры и эпитеты позволяют автору более точно описать героев и природу. Сравнения помогают лучше описать страдания Ярославны. Олицетворения делают мольбу жены Игоря более страстной, а цветопись и звукопись передают атмосферу происходящих событий. Лексический повтор и абзацная анафора выстраивают обрядовые языческие заклинания. Союз природы и человека, с такой силою развёрнутый в “Слове...” - союз поэтический. Природа для автора “Слова...” - гигантская кладовая поэтических образов и своеобразное “музыкальное сопровождение”, придающее особенно сильное поэтическое звучание действию.
Словарная работа с произведением. Какие слова из данных и в каком контексте могли бы употребляться сегодня? Какие лексические и грамматические перемены произошли в словах? Для анализа используйте краткий лингвистический словарик или таблицу “Родственных древнерусских и современных русских слов”.
Итак, мы приходим к выводу:
- главная черта литературного произведения – это образность, которая сосредоточена в поэтическом слове, в общности устаревших и современных слов, в живом развитии языка, в его семантических изменениях;
- именно образность становится основой поэтической памяти народа, помогая сохранить не только особенности стилистики, но и по-новому переосмыслить то, что узнали;
- именно образность помогает по-разному толковать одну и ту же фразу в литературном произведении, недаром споры о “Слове...” продолжаются до сих пор;
- чувствуя себя сопричастными родной истории, мы очарованы звучащим на древнерусском языке “Словом о полку Игореве”.
Домашнее задание.
Составить тезаурус на основе “Слова о полку Игореве” на одну из тем:
- Животный мир “Слова...”
- Растительный мир “Слова...”
- Погодные явления в “Слове...”
- География “Слова...”
- Военная сфера “Слова...”
- Цветовой мир “Слова...”
- Мир князей в “Слове...”