Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием “ серебряный век”, установить традиции, преемственность, связь с “золотым веком русской поэзии”, определить временные рамки Серебряного века, основные литературные направления, показать отражение эпохи в живописи.
Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, видеоматериал (картины Врубель “Демон”, Бенуа “Прогулка короля”, Малевич “Чёрный квадрат”).
Ход урока
1) Вступительное слово учителя.
Рубеж 19-20 веков – эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?” – этот блоковский вопрос – ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные и политические устои, а человек искал духовной опоры. “Бог умер!” - утверждает западный философ Ницше, а в России появляется религиозная философия.
Русский философ С. Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В. Соловьёв считает, что как только человек удовлетворит свои материальные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой трагической ситуации – вера в то, что в мире есть высшее духовное начало , которое заключает в себе смысл. Это Бог. Цель исторического процесса – одухотворение человечества, единение Бога и человека. По мнению Н. Бердяева, высшая ценность бытия- уникальная человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт быть человеком. Высшее предназначение человека - это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом (Бог - творец, а человек создан по образцу и подобию Бога).
Русские философы не допускают, что истина может быть открыта рациональным путём, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения. Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, обстоятельствами его жизни, как учили реалисты, что мир можно вообще познать. Грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм – искусство, которое порывает с традициями реализма.
Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления и течения - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.
2) Вопросы:
- Почему этот период называется Серебряным веком?
- Если есть Серебряный век, значит, был и “золотой век” русской поэзии?
- Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?
3) Сопоставление стихотворений А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновение” и И.Ф.Анненского “Смычок струны”.
Вопросы:
- Какой теме посвящены эти стихотворения?
- Какое настроение создаётся при их восприятии?
Вывод: Поэзия “золотого века” передаёт ощущение жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека. Поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. Как писал Н.Оцуп в статье “Серебряный век русской поэзии” (1933), художникам “золотого века” помогала стихия, она делала их великими. Но когда стихия схлынула, поэт остался один. То, что недавно было полно света и звуков, стало похоже на тишину и сумерки.
4) Слово учителя.
Впервые философ Бердяев использовал название “Серебряный век”. Но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа .
5) Знакомство с основными направлениями поэзии модернизма - символизмом, акмеизмом, футуризмом.
Работа в группах. Каждой группе выдают текст, который раскрывает особенности одного из направлений.
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопросы (раздаточный материал)
1 группа. Текст. Первым течением модернизма, возникшем на русской почве, был символизм. Началом теоретического определения символистов стала лекция Д.Мережковского “ О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературы” (1892) и три сборника “Русские символисты” (1895), где большинство стихотворений принадлежали В. Брюсову. По внешним признакам принято выделять в символизме 2 основных этапа – старших символистов 1890-х годов (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, К.Бальмонт) и “младосимволистов” 1900-х годов (А.Блок, А.Белый, В.Иванов, И.Анненский). Кризис символизма происходит в 1910 году. Если старшие символисты не принимали действительности, обращались к запредельному миру в мистических переживаниях, то “младосимволисты” принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным. Символизм связан с декадентством. Декадентство – это тип сознания, отношения к миру, в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
Декадентское мироощущение на разных этапах было свойственно почти всем символистам, но наиболее последовательным декадентом был Ф.Сологуб. Философия и эстетика символизма складывались под влиянием разных теорий - от взглядов Платона до Ницше и В.Соловьёва. Высшими сферами жизни для Платона была область абсолютных идей, для Ницше – “мировая воля”, для Соловьёва – “мировая душа”. Эти сферы жизни не подвластны рациональному познанию, только творческая интуиция сможет приобщить художника - творца к высшей реальности.
Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления. Высшим видом искусства символисты считали музыку, в которой происходит объективизация “мировой души”: музыка даёт абсолютную свободу восприятия слушателю. Символисты обогащают поэтическую фонетику. В читателе символисты видели соавтора и стремились обострить его восприятие, чтобы помочь ему в постижении “высшей” реальности. Для этого символисты использовали ассоциативные связи между образами, обращались к культуре прошлого.
Вопросы:
- Когда оформляется символизм как направление в русской литературе?
- Какие этапы в нём выделяют?
- Как связаны символизм и декадентство?
- Каковы философские истоки символизма? Назовите основные принципы символизма.
6) Чтение наизусть учащимся стихотворения И.Ф.Анненского “Аметисты”.
Стихотворение проецируется на экран.
Вопросы:
- Как выглядит аметист?
- Какова композиция стихотворения?
- С чем сравнивается сверкание аметиста?
- Какое значение имеет звукопись в данном стихотворении?
7) Слово учителя.
Обратимся к творчеству художников – символистов. Рассмотрим картину Врубеля “Демон”.
Вопросы:
- Какие цвета преобладают на картине?
- Какой символический смысл заключён в образе Демона?
8) 2 группа. Текст.
Акмеизм вырос из символизма. В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов петербургского поэта В. Иванова, создали “Поэтическую академию”, где изучали историю стихосложения. В 1911 году посетители “Поэтической академии” основали новое литературное объединение – “Цех поэтов”, название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями стали Н.Гумилёв и С.Городецкий. Осенью 1912 года на заседании “цеха” было принято решение создать новое поэтическое течение – акмеизм. В названии подчёркивалось стремление к вершинам искусства. Акмеистами стали Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут. Акмеизм был попыткой преодолеть крайности символизма: восстановить равновесие мира земного и запредельного. Акмеизм, по мысли Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни , отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
Акмеизм утверждает его земной мир в зримой конкретности, звучности, красочности. Доверие к предметному миру появилось у акмеистов в увлечении предметностью. Высшее место в иерархии ценностей у акмеистов занимала культура. “Тоской по мировой культуре” называл акмеизм Мандельштам. Утверждая самоценность предметного, зримого мира, акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственным жестом, перечислением вещей.
Вопросы:
- Кем и когда было создано объединение акмеистов?
- Чем акмеизм противопоставлен символизму?
- Что является высшей ценностью для акмеистов? Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутреннее состояние в поэзии акмеистов?
9) Чтение наизусть учащимся стихотворения А.Ахматовой “Песня последней встречи”.
Стихотворение проецируется на экран.
Вопросы:
- Смысл названия стихотворения?
- В чём состоит конфликт в стихотворении?
- Как передано смятение героини?
- Как передано тяжёлое душевное состояние героини?
- Как передаётся в стихотворении эмоциональность речи?
10) Слово учителя.
Обратимся к творчеству художников – акмеистов. Рассмотрим картину Бенуа “Прогулка короля”.
Вопросы:
- Что изображено на картине?
- Какие черты данной картины позволяют отнести её к акмеизму?
11) 3 группа. Текст.
Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые заявил о себе в сборнике “Садок судей” (1910). Авторами сборника были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Эти поэты вместе с В.Маяковским и А.Кручёных создали группу кубофутуристов или “Гилею”. Футуризм отрицает культурные традиции выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее (от латинского “футур” - будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования является атмосфера литературного скандала.
Главная цель творчества футуристов – пробуждение к действию. Поэтому в их практике акцент заметно смещается с конечного результата на самый процесс творчества. Во всём, что касается формальных особенностей творчества, воцаряется сплошная относительность. Для футуризма характерно бунтарство и анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы.
Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.
Вопросы:
- Когда появился футуризм, кем он представлен?
- Какова эстетическая программа футуристов?
- Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?
- Какова цель футуристов?
- В чём особенность поэтики футуризма?
- Почему у футуристов акцент переносится с читаемого на произносимый текст?
12) Чтение наизусть учащимся стихотворения В.Маяковского “А вы могли бы?”
Стихотворение проецируется на экран.
Вопросы:
- Как возникают зрительные образы в стихотворении?
- Как можно объяснить строки: “.. смазал карту будня...?”
- Как организовано стихотворение ритмически?
13) Слово учителя.
Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов 20 века - “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты – футуристы были художниками. Вслед за авангардистами - художниками поэты обращаются к эксперименту над словом. Художники – кубофутуристы отказываются от какой бы то ни было единой точки зрения, соединяя разные проекции. Поэтика футуристов – это поэтика сдвинутой конструкции. К. Малевича поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственного авангардистского течения - супрематизма. “Чёрный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее.
Вопрос:
- Какие ассоциации вызывает картина?
14) Итог урока.
Проблемный вопрос:
- Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века?
- Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов различных направлений?
Вывод.
В смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов, преобразованию у футуристов. Если для символистов культура – средство преображения жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят её в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.
15) Домашнее задание: поэтическое выступление (чтение наизусть стихотворения и устный разбор) на выбор учащегося.