Одна из основных задач учебного процесса - активизация познавательной деятельности учащихся школы. Проведение нетрадиционных уроков литературы позволяет разнообразить учебную деятельность, способствует эффективному повышению интеллектуальной активности учащихся. Урок-кинолекторий – это возможность интеграции учебного материала, способ формирования целостного взгляда на мир, понимание взаимосвязей процессов и явлений.
Кинолекторий для 5 классов “Тёплый хлеб” (к 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского).
Цель: формирование нравственных ориентиров у школьников, используя нравственные идеалы через знакомство с литературным произведением и мультипликационным фильмом, снятым по мотивам этого произведения.
Задачи:
- Учить воспринимать историю как важную часть жизни каждого человека.
- Формировать уважительное отношение к традициям русского народа.
- Создавать условия для освоения школьниками духовных и культурных ценностей, воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
Форма проведения: кинолекторий
Ход урока
Сегодня у нас состоится необычный урок: урок -кинолекторий “Тёплый хлеб”, посвящённый 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского.
Константина Георгиевича Паустовского
Родился (19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968) в Москве. Он русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР.
Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.
Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.
По произведению К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб” в 1973 году был снят мультипликационный фильм - философская сказка режиссёра Ирины Гурвич.
Кто ещё, кроме режиссёра, принимает участие в создании мультфильма?
В создании мультфильма принимают участие: автор сценария, художник-постановщик, композитор, оператор, звукооператор, художники-мультипликаторы, чтецы, редактор, директор картины.
Поговорим о сюжете
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, вражеский снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня. И остался конь в Бережках. А потом и война кончилась полной нашей Победой.
Старый мельник Панкрат выходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик по прозвищу “Да ну тебя” — хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул........
Что произошло в деревне, после поступка мальчика, сейчас увидим....
После просмотра мультипликационного фильма, вам нужно будет ответить на вопросы, поэтому внимательно следите за сюжетом....
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (“Тёплый хлеб”, 1973 год, режиссёр Ирины Гурвич)
Вопросы:
- Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
- Кто помог деревенским жителям пустить мельницу? (мельник Панкрат и конь).
- Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
- Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
- Как отреагировали взрослые и дети на поступок Фильки? (осудили поступок)
- Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
- Как назвал мальчика мельник Панкрат? Почему? (“бессмысленный гражданин”, Филька обидел “общественного коня”, которого каждый с благодарностью кормил).
- Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
- Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
- Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)
- Вы внимательно смотрели мультфильм, правильно ответили на вопросы.
А теперь давайте сделаем вывод:
Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.
Что же такое доброта?
ДОБРОТА – общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что вызывает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким к понятию “хорошо”.
Какой цвет преобладает в мультфильме? Почему?
Я сейчас прочитаю фрагмент статьи Ирины Гурвич (режиссёра мультфильма), в котором она сама отвечает на этот вопрос:
В “Тёплом хлебе”, поставленном по сказке К. Паустовского, преобладают, к примеру, коричневые тона. Драматургия цвета определяла здесь не только судьбу отдельного эпизода, но и судьбу всего фильма. Сначала художник намеревался решить основной эпизод в чёрном цвете. Но потом отказался: чёрное — цвет траура, печали, а ведь по сюжету война уже кончилась, и надо было найти другой цвет — эмоционально созвучный просветлённой атмосфере сказки. Поэтому мы остановились на коричневом. Художник Уманский тонко почувствовал и передал настроение в цвете. Когда мальчик Филька обидел коня, раненного на фронте, на землю опустились студёные холода. Цвет в фильме метафоричен, он выражает холод отчуждённости, окутавший героя. В финале картины Филька осознаёт свой проступок и гамма холодных цветов начинает постепенно теплеть, высветляться, вызывая ощущение наступающей весны — нравственного пробуждения героя и другое.
Подведение итогов
- В чём же смысл сказки?
- Чему она нас учит?
- Как объяснить название сказки?
- Когда вы особенно волновались?
- Что было особенно интересно?
- Что значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?
Итог
“Тёплый хлеб” - сказка учит нас бороться со злом внутри себя, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причинённое другим зло.
Урок создан на основе материалов.
1. ru.wikipedia.org
2. multiurok.ru