Нестандартные формы работы на уроках литературы

Разделы: Литература


Одна из основных задач учебного процесса - активизация познавательной деятельности учащихся школы. Проведение нетрадиционных уроков литературы позволяет разнообразить учебную деятельность, способствует эффективному повышению интеллектуальной активности учащихся. Урок-кинолекторий – это возможность интеграции учебного материала, способ формирования целостного взгляда на мир, понимание взаимосвязей процессов и явлений.

Кинолекторий для 5 классов “Тёплый хлеб” (к 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского).

Цель: формирование нравственных ориентиров у школьников, используя нравственные идеалы через знакомство с литературным произведением и мультипликационным фильмом, снятым по мотивам этого произведения.

Задачи:

  • Учить воспринимать историю как важную часть жизни каждого человека.
  • Формировать уважительное отношение к традициям русского народа.
  • Создавать условия для освоения школьниками духовных и культурных ценностей, воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Форма проведения: кинолекторий

Ход урока

Сегодня у нас состоится необычный урок: урок -кинолекторий “Тёплый хлеб”, посвящённый 125-летию со дня рождения Константина Георгиевича Паустовского.

Константина Георгиевича Паустовского

Родился (19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968) в Москве. Он русский советский писатель, классик русской литературы. Член Союза писателей СССР.

Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.

Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

По произведению К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб” в 1973 году был снят мультипликационный фильм - философская сказка режиссёра Ирины Гурвич.

Кто ещё, кроме режиссёра, принимает участие в создании мультфильма?

В создании мультфильма принимают участие: автор сценария, художник-постановщик, композитор, оператор, звукооператор, художники-мультипликаторы, чтецы, редактор, директор картины.

Поговорим о сюжете

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, вражеский снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня. И остался конь в Бережках. А потом и война кончилась полной нашей Победой.

Старый мельник Панкрат выходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик по прозвищу “Да ну тебя” — хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул........

Что произошло в деревне, после поступка мальчика, сейчас увидим....

После просмотра мультипликационного фильма, вам нужно будет ответить на вопросы, поэтому внимательно следите за сюжетом....

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА (“Тёплый хлеб”, 1973 год, режиссёр Ирины Гурвич)

Вопросы:

  1. Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
  2. Кто помог деревенским жителям пустить мельницу? (мельник Панкрат и конь).
  3. Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
  4. Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
  5. Как отреагировали взрослые и дети на поступок Фильки? (осудили поступок)
  6. Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
  7. Как назвал мальчика мельник Панкрат? Почему? (“бессмысленный гражданин”, Филька обидел “общественного коня”, которого каждый с благодарностью кормил).
  8. Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
  9. Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
  10. Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)
  11. Вы внимательно смотрели мультфильм, правильно ответили на вопросы.

А теперь давайте сделаем вывод:

Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.

Что же такое доброта?

ДОБРОТА – общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что вызывает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким к понятию “хорошо”.

Какой цвет преобладает в мультфильме? Почему?

Я сейчас прочитаю фрагмент статьи Ирины Гурвич (режиссёра мультфильма), в котором она сама отвечает на этот вопрос:

В “Тёплом хлебе”, поставленном по сказке К. Паустовского, преобладают, к примеру, коричневые тона. Драматургия цвета определяла здесь не только судьбу отдельного эпизода, но и судьбу всего фильма. Сначала художник намеревался решить основной эпизод в чёрном цвете. Но потом отказался: чёрное — цвет траура, печали, а ведь по сюжету война уже кончилась, и надо было найти другой цвет — эмоционально созвучный просветлённой атмосфере сказки. Поэтому мы остановились на коричневом. Художник Уманский тонко почувствовал и передал настроение в цвете. Когда мальчик Филька обидел коня, раненного на фронте, на землю опустились студёные холода. Цвет в фильме метафоричен, он выражает холод отчуждённости, окутавший героя. В финале картины Филька осознаёт свой проступок и гамма холодных цветов начинает постепенно теплеть, высветляться, вызывая ощущение наступающей весны — нравственного пробуждения героя и другое.

Презентация.

Подведение итогов

  • В чём же смысл сказки?
  • Чему она нас учит?
  • Как объяснить название сказки?
  • Когда вы особенно волновались?
  • Что было особенно интересно?
  • Что значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?

Итог

“Тёплый хлеб” - сказка учит нас бороться со злом внутри себя, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причинённое другим зло.

Урок создан на основе материалов.

1. ru.wikipedia.org

2. multiurok.ru