Урок литературы "Жизненные уроки героя" по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Разделы: Литература


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: продолжить формирование у детей на примере жизни главного героя такие духовные ценности, которые делают человека добрым  и бескорыстным.

Задачи урока:

  • формировать навык работы с текстом литературного произведения;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
  • формировать умение оценивать свои и чужие поступки, основываясь на общечеловеческих нравственных ориентирах.

Оформление урока: портрет В.П. Астафьева, рабочие листы (Приложение),  проектор, экран, документ-камера для проверки домашнего задания, цветные кружки: розовый, красный, белый, коричневый (помогают определить на определённом этапе урока чувства главного героя, учащихся), рисунки детей (конь с розовой гривой).

Этапы урока

Ход урока

Форма работы

Приветствие детей.

Создание позитивного настроя на работу.

  Наш урок, ребята, мне хочется начать  стихотворением, послушайте его внимательно и скажите, о чём оно:

У каждого есть в жизни «берег детства»,
Где море сказок и волшебных снов.
На эту красоту не наглядеться,
Так хочется вернуться вновь и вновь.

.

Слово учителя.

- Ответьте, о чём идёт речь в стихотворении?

- Как вы думаете, почему оно звучит в начале урока?

- Как оно связано с нашим уроком?

(мы читаем рассказ «Конь с розовой гривой», в котором главный герой – ребёнок, и он рассказывает о своём детстве)  

 

Проверка домашнего задания

 

Кроссворд

 «Интеллектуальная разминка».

Чтобы вспомнить содержание рассказа, вам надо разгадать кроссворд. Отгадав кроссворд, вы определите ключевое слово. (детство)
(работа в «Рабочих листах» - Приложение)

- Как слово детство связано с нашим  произведением?

- Ребята, а как вы понимаете слово «детство», что для вас оно означает? Подберите к данному слову слова-ассоциации. Продолжите фразу:

«Детство – это..» – игра, смех, счастье, веселье, маленький, проказы, беззаботность, друзья, каникулы, школа…

- Мы сказали, что в рассказе идёт речь  о жизни главного героя.

Ребята, а теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Какую работу вы должны были сделать?
Составить кластер  на тему:  «Люди, которые окружали главного героя и влияли на формирование его характера »

 - Давайте сделаем вывод, каким было детство главного героя?

Парная форма работы

 

Кластер: проверка через документ-камеру с объяснением ученика.

Вывод  делают дети:  у главного героя  детство было непростое, чтобы выжить, надо много трудиться.
(произведение Астафьева – это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия и бабушка с дедушкой, о которых он пишет с особой теплотой и любовью)

Определение целей и задач урока

 

 

Работа с рисунками детей, на которых изображён конь с розовой гривой.

Но были в жизни и радостные моменты: назовите  их. (пряник конём)

- В чём прелесть этого пряника, чем он отличается от хлеба?

!!  найдите в тексте и прочитайте, что  автор говорит о прянике, чем он стал для мальчика  (мечта)

!! найдём в тексте описание этого пряника, прочитаем.

- Посмотрите, какой увидели мечту главного героя ваши одноклассники? (рисунки детей вывешиваются на доску)

 
Кружки

- Подберите прилагательные - определения, которые ярко характеризуют такую мечту главного героя:  (светлая, радостная, розовая, далёкая, голубая, несбыточная)

- На доске (с боку доски) вы видите кружки разного цвета.  Ребята, кружком какого цвета вы   охарактеризовали бы мечту? Выберите его – кружок помещается  в центр доски.

- Почему вы считаете розовый цвет? (ответы детей)

- Осуществилась ли мечта главного героя? Получил ли он пряник конём?  Ответьте на этот вопрос словами текста.

- Раз мечта осуществилась, какое чувство испытывает герой?  (радость)

- Каким цветом из предложенных  можно обозначить такое состояние мальчика? (красный) почему?
(Радость – праздник)

- Сколько времени проходит от задуманной мечты до её осуществления? (два дня, получил на третий)

 
Проблема

Итак, проходит два дня.

- Как вы думаете, это много или мало в жизни человека?

- А в жизни ребёнка? (дети рассуждают)
Давайте разберёмся: - это только два дня?

Или это целых два дня?

?? – А как вы думаете, говоря о главном герое, что нас больше всего будет интересовать в эти два дня? (его поступки и чувства, которые он испытывал)

Вывод:

- Какими были эти  два дня?  и чем они были наполнены?

Мы и поговорим сегодня на уроке.

Но прежде давайте отдохнём

Всё назвали по порядку
И начинаем  мы зарядку.
Наши ножки хоть стояли –
Всё равно они устали:
Сели, встали, сели, встали.
Пусть наши пальцы отдохнут,
Поздороваются тут.
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперёд, назад.
Покрутились, повертелись
И  за парты быстро сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И   работать начинаем.

 

Работа с текстом

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (должен набрать ягоды)

- С кем он отправляется за ягодами?

-  Сохранилось ли светлое, радостное настроение мальчика, которое он испытывал,  мечтая о прянике, во время сбора ягод? – ответ поясните.

- Что он сделал, чтобы не показаться жадным?

- Какие чувства испытал, когда «левонтьевская орда» съела все ягоды? (жалко ягод, грустно, напустил отчаянность, махнул на всё рукой, пообещал украсть калач у бабушки)

Вывод: Обобщите всё сказанное: какие чувства испытал мальчик во время сбора ягод?

 

Работа с цитатой (экран - презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды на встрече со своими читателями В.П.Астафьев сказал: «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон».

- Как вы понимаете данную фразу?

- Согласны ли вы с ней?

 Групповая форма работы

Задание:

- Я вам предлагаю объединиться в группы и найти эпизоды  рассказа, которые могут служить яркой иллюстрацией к данным словам автора? (неразумное поведение детей на природе)  Найдите и  поясните ваш выбор.

- Как неразумно вели себя дети на природе? Расскажите.

- Какой же «нравственный урон» (нравственное падение) происходит с главным героем дальше? (обман, воровство, преступление, муки совести)

- Чем заканчивается первый день?  (не спит, называет себя преступником)

- Охарактеризуйте состояние мальчика в конце второго дня    (на второй день не хочет идти домой – страх перед бабушкой)

- Вывод: чем эти дни стали для него? (испытанием, страданием)

- Какая фраза точно передаёт значимость этих двух дней в жизни мальчика? Почему вы так думаете? Поясните.

!!! - кружок какого цвета отражает внутреннее состояние мальчика  в эти два дня. (дети выбирают коричневый цвет). Поясните.

Кружок на доску

Давайте сделаем вывод:

- Легко ли  находиться в таком душевном  состоянии?

- А вы испытывали подобное?  Что было в вашей душе?

Вернёмся к нашему вопросу  и  сделаем вывод:

- два дня в ожидании мечты -

- это только два дня?

Или это целых два дня? (целых два дня)

- Что извлёк из этих двух  дней герой? (урок)

Какой же была тема нашего урока сегодня.

 

Тема урока

Сформулируйте  тему урока: «Жизненные уроки героя»  (запишите тему в  индивидуальных листах)

- Какими были для героя эти жизненные уроки? Охарактеризуйте их: необходимые, важные, нужные…

- Давайте вспомним наше ключевое слово – детство

- Давайте соединим вместе: ДЕТСТВО и НУЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ.

Сделайте вывод

 - Как вы думаете, почему самые важные, необходимые уроки надо получать в детстве?

 

Рефлексия

Давайте вспомним, чем заканчивается рассказ?

- Почему бабушка всё-таки купила «пряник конём» внуку, который её обмакнул? (бабушка верила в него, понимала, что он раскаивается в своих поступках;  милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжёлое наказание)

- Как вы думаете, какое одно из главных человеческих качеств показал в своём рассказе автор?  (доброту)

- Какой ещё урок извлёк герой?  – доброту бабушки.

- Напишите, какие, на ваш взгляд, жизненные уроки получил герой? (Дети работают в индивидуальных рабочих листах)  Прочитайте ваши записи.

- Какой урок вы извлекли для себя после прочтения этого произведения. Запишите предложение на листах, продолжив одну из  фраз:
1. В ходе урока я поняла (понял)…

2. Для меня стало уроком…

3. Поведение  героя меня научило…

 

Заключительное слово учителя

Детство – самый яркий и важный этап человеческой жизни. Пусть он у вас будет наполнен самыми радостными моментами и добротой по отношению к вам со стороны других людей. И пусть именно в детстве вы получите нужные уроки и  воспитаете в себе такое необходимое в жизни качество, как доброта.