Тип урока: комбинированный.
Цель урока: продолжить формирование у детей на примере жизни главного героя такие духовные ценности, которые делают человека добрым и бескорыстным.
Задачи урока:
- формировать навык работы с текстом литературного произведения;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
- формировать умение оценивать свои и чужие поступки, основываясь на общечеловеческих нравственных ориентирах.
Оформление урока: портрет В.П. Астафьева, рабочие листы (Приложение), проектор, экран, документ-камера для проверки домашнего задания, цветные кружки: розовый, красный, белый, коричневый (помогают определить на определённом этапе урока чувства главного героя, учащихся), рисунки детей (конь с розовой гривой).
Этапы урока |
Ход урока |
Форма работы |
Приветствие детей. Создание позитивного настроя на работу. |
Наш урок, ребята, мне хочется начать стихотворением, послушайте его внимательно и скажите, о чём оно: У каждого есть в жизни «берег детства», |
. |
Слово учителя. | - Ответьте, о чём идёт речь в стихотворении? - Как вы думаете, почему оно звучит в начале урока? - Как оно связано с нашим уроком? (мы читаем рассказ «Конь с розовой гривой», в котором главный герой – ребёнок, и он рассказывает о своём детстве) |
|
Проверка домашнего задания
Кроссворд |
«Интеллектуальная разминка». Чтобы вспомнить содержание рассказа, вам надо разгадать кроссворд. Отгадав кроссворд, вы определите ключевое слово. (детство) - Как слово детство связано с нашим произведением? - Ребята, а как вы понимаете слово «детство», что для вас оно означает? Подберите к данному слову слова-ассоциации. Продолжите фразу: «Детство – это..» – игра, смех, счастье, веселье, маленький, проказы, беззаботность, друзья, каникулы, школа… - Мы сказали, что в рассказе идёт речь о жизни главного героя. Ребята, а теперь обратимся к вашему домашнему заданию. Какую работу вы должны были сделать? - Давайте сделаем вывод, каким было детство главного героя? |
Парная форма работы
|
Кластер: проверка через документ-камеру с объяснением ученика. |
Вывод делают дети: у главного героя детство было непростое, чтобы выжить, надо много трудиться. |
|
Определение целей и задач урока
Работа с рисунками детей, на которых изображён конь с розовой гривой. |
Но были в жизни и радостные моменты: назовите их. (пряник конём) - В чём прелесть этого пряника, чем он отличается от хлеба? !! найдите в тексте и прочитайте, что автор говорит о прянике, чем он стал для мальчика (мечта) !! найдём в тексте описание этого пряника, прочитаем. - Посмотрите, какой увидели мечту главного героя ваши одноклассники? (рисунки детей вывешиваются на доску) |
|
Кружки | - Подберите прилагательные - определения, которые ярко характеризуют такую мечту главного героя: (светлая, радостная, розовая, далёкая, голубая, несбыточная) - На доске (с боку доски) вы видите кружки разного цвета. Ребята, кружком какого цвета вы охарактеризовали бы мечту? Выберите его – кружок помещается в центр доски. - Почему вы считаете розовый цвет? (ответы детей) - Осуществилась ли мечта главного героя? Получил ли он пряник конём? Ответьте на этот вопрос словами текста. - Раз мечта осуществилась, какое чувство испытывает герой? (радость) - Каким цветом из предложенных можно обозначить такое состояние мальчика? (красный) почему? - Сколько времени проходит от задуманной мечты до её осуществления? (два дня, получил на третий) |
|
Проблема | Итак, проходит два дня. - Как вы думаете, это много или мало в жизни человека? - А в жизни ребёнка? (дети рассуждают) Или это целых два дня? ?? – А как вы думаете, говоря о главном герое, что нас больше всего будет интересовать в эти два дня? (его поступки и чувства, которые он испытывал) Вывод: - Какими были эти два дня? и чем они были наполнены? Мы и поговорим сегодня на уроке. Но прежде давайте отдохнём Всё назвали по порядку |
|
Работа с текстом |
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (должен набрать ягоды) - С кем он отправляется за ягодами? - Сохранилось ли светлое, радостное настроение мальчика, которое он испытывал, мечтая о прянике, во время сбора ягод? – ответ поясните. - Что он сделал, чтобы не показаться жадным? - Какие чувства испытал, когда «левонтьевская орда» съела все ягоды? (жалко ягод, грустно, напустил отчаянность, махнул на всё рукой, пообещал украсть калач у бабушки) Вывод: Обобщите всё сказанное: какие чувства испытал мальчик во время сбора ягод? |
|
Работа с цитатой (экран - презентация)
|
Однажды на встрече со своими читателями В.П.Астафьев сказал: «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон». - Как вы понимаете данную фразу? - Согласны ли вы с ней? |
Групповая форма работы |
Задание: - Я вам предлагаю объединиться в группы и найти эпизоды рассказа, которые могут служить яркой иллюстрацией к данным словам автора? (неразумное поведение детей на природе) Найдите и поясните ваш выбор. - Как неразумно вели себя дети на природе? Расскажите. - Какой же «нравственный урон» (нравственное падение) происходит с главным героем дальше? (обман, воровство, преступление, муки совести) - Чем заканчивается первый день? (не спит, называет себя преступником) - Охарактеризуйте состояние мальчика в конце второго дня (на второй день не хочет идти домой – страх перед бабушкой) - Вывод: чем эти дни стали для него? (испытанием, страданием) - Какая фраза точно передаёт значимость этих двух дней в жизни мальчика? Почему вы так думаете? Поясните. !!! - кружок какого цвета отражает внутреннее состояние мальчика в эти два дня. (дети выбирают коричневый цвет). Поясните. Кружок на доску Давайте сделаем вывод: - Легко ли находиться в таком душевном состоянии? - А вы испытывали подобное? Что было в вашей душе? Вернёмся к нашему вопросу и сделаем вывод: - два дня в ожидании мечты - - это только два дня? Или это целых два дня? (целых два дня) - Что извлёк из этих двух дней герой? (урок) |
|
|
Тема урока | Сформулируйте тему урока: «Жизненные уроки героя» (запишите тему в индивидуальных листах) - Какими были для героя эти жизненные уроки? Охарактеризуйте их: необходимые, важные, нужные… - Давайте вспомним наше ключевое слово – детство - Давайте соединим вместе: ДЕТСТВО и НУЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ. Сделайте вывод - Как вы думаете, почему самые важные, необходимые уроки надо получать в детстве? |
|
Рефлексия |
Давайте вспомним, чем заканчивается рассказ? - Почему бабушка всё-таки купила «пряник конём» внуку, который её обмакнул? (бабушка верила в него, понимала, что он раскаивается в своих поступках; милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжёлое наказание) - Как вы думаете, какое одно из главных человеческих качеств показал в своём рассказе автор? (доброту) - Какой ещё урок извлёк герой? – доброту бабушки. - Напишите, какие, на ваш взгляд, жизненные уроки получил герой? (Дети работают в индивидуальных рабочих листах) Прочитайте ваши записи. - Какой урок вы извлекли для себя после прочтения этого произведения. Запишите предложение на листах, продолжив одну из фраз: 2. Для меня стало уроком… 3. Поведение героя меня научило… |
|
Заключительное слово учителя |
Детство – самый яркий и важный этап человеческой жизни. Пусть он у вас будет наполнен самыми радостными моментами и добротой по отношению к вам со стороны других людей. И пусть именно в детстве вы получите нужные уроки и воспитаете в себе такое необходимое в жизни качество, как доброта. |
|